Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Путешествие к нашим друзьям-деревьям в разное время года»
Цель: Расширить и закрепить ранние полученные знания детей, о деревьях, условия необходимые для их жизни.
Образовательные задачи:
Уточнить знания детей об изменениях в жизни деревьев в разные времена года.
Развивающие задачи:
Развивать детскую фантазию, наблюдательность, любознательность, воображение. Закрепить умение детей отвечать на вопросы полным распространённым предложением. Закрепить умение детей подбирать слова определения к существительным. Развивать выразительность речи.
Воспитательные задачи:
Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методические приёмы:
Игровые
Наглядные
Словесные
Оборудование и материалы:
Письмо от «Старичка-Боровичка», мнемотаблицы, экологические модели, картины, рисунки, коллекция семян и плодов, гербарий, план-схема, подарки для деревьев сделанные руками детей, тропа на ковролине.
Предварительная работа:
Занятия по тропе, разучивание стихотворений, поговорок, пословиц, примет, наблюдение за объектами на экологической тропе, чтение художественной литературы, сбор семян для коллекции, листья для гербария, наблюдения в уголке природы, экскурсия в парк, прослушивание музыки П. Чайковского «Времена года», составление творческих рассказов.
Организация занятия:
Дети передвигаются по пространству группы.
Ход занятия:
Предлагаю детям подойти к ковролину, где графически изображена экологическая тропа.
Воспитатель:
Ребята, мы не раз с вами на прогулке ходили по нашей тропинке и навещали наших зелёных друзей. Давайте вспомним и назовём деревья на нашей тропинке (ответы детей перечисляют все объекты: тополь, берёза, рябина, черёмуха, клён, шиповник, пень, ива, ель, цветник). А вы помните, кто хозяин этой тропинки? (ответы детей «Старичок-Боровичок»).
Воспитатель:
Сегодня в детский сад почтальон принёс необычный конверт. Давайте прочитаем от кого это письмо. От хозяина экологической тропы «Старичка-Боровичка» (воспитатель достаёт и читает):
«Дорогие дети! Я приглашаю вас сегодня совершить путешествие к моим верным друзьям-деревьям и вспомнить какими бывают деревья в разное время года. А поможет вам в вашем путешествии план-схема, которую я вам отправляю. В путь, друзья мои! Желаю удачи!»
Воспитатель:
Ребята, по схеме «Старичок-Боровичок» предлагает нам побывать в гостях у клёна и рябины.
Клён и рябина – это деревья или кустарники? (ответы детей).
А как вы догадались? (у деревьев – один ствол, а у кустарников много стволиков; деревья высокие, а кустарники низкие)
Показываю и выставляю детям на тропу объекты «Клён» и «Рябина».
Воспитатель:
Прежде, чем нам отправится в путешествие, я хотела бы узнать, хорошо ли вы знаете деревья?
Давайте сравним дерево с человеком (воспитатель задаёт вопросы детям, дети отвечают и выставляют модели ответов)
У человека есть туловище? А что у дерева? (ответы детей)
У человека кожа. А что у дерева?
У человека руки. А у дерева?
У человека ноги. А у дерева?
Воспитатель:
Вот видите, как много у нас общего с деревьями. А главное человек рождается, растёт и стареет. И дерево тоже рождается, растёт и стареет. Человек и дерево – живые существа. Как узнать возраст дерева? (ответы детей)
Воспитатель:
А теперь мы отправляемся в наше путешествие (глядя на схему, вместе с детьми подходим к ковралину).
Воспитатель: Загадываю загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Вспомним, как выглядели наши деревья осенью? (показываю альбом с картинками клёна и рябины). Что можно сказать о клёне? (ответы детей)
А что можно сказать о рябине? (ответы детей)
Наши деревья осенью выглядели такими нарядными, красивыми. Про них есть много стихотворений, и мыс вами учили. Кто хочет рассказать стихотворение о дереве?
-Закружила осень рыжие метели, золотые листья с клёнов полетели
-Закружился листьев пёстрый хоровод, заблестел на лужах первый тонкий лёд.
Воспитатель:
Ребята, а как деревья готовятся к зиме? (ответы детей)
Воспитатель:
Осенью на всех деревьях и кустарниках образуются плоды и семена. Вспомните, какие плоды на рябине и клёне (ответы детей). Посмотрите, мы с вами осенью собрали коллекцию семян и плодов наших деревьев (рассматриваем).
Воспитатель:
Ребята, мы знаем с вами знаем приметы и загадки о рябине и клёне (ответы детей)
А какую пользу приносят ягоды рябины для человека? (ответы детей).
А куда пропадают насекомые осенью? (ответы детей).
Двигаемся дальше. Чтобы узнать, какая остановка нас ждёт, надо отгадать загадку: «Кто, угадай-ка седая хозяйка. Тряхнёт перинки, над миром пушинки?
Правильно это «Зима».
Воспитатель:
Скажите, ребята, как дерево живёт зимой? Но дерево приносит пользу? Какую? (ответы детей).
Ребята, какой ствол у рябины? А у клёна? А какая кора у всех деревьев? (ответы детей).
А сейчас мы поиграем в игру «Покажи дерево».
Я буду называть слово, а вы покажите, изобразите дерево ( называю деревья – молодое, стройное, развесистое). Молодцы.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, что снится дереву зимой? (ответы детей).
А нас ждёт следующая остановка, а как она называется вы сами скажите (выставляю мнемотаблицу, дети рассматривают и называют).
Воспитатель:
Назовите признаки и приметы весны (ответы детей).
Давайте покажем, как лопаются почки (упражнение на мелкую моторику – почка набухан, набухает и вот почка щёлкает, лопается и появляется листочек).
Дидактическая игра «Какой листик».
Ребята, а какие листочки? (ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним, какой мы с вами проводили эксперимент с веточками наших деревьев: клёна, рябины, тополя. Мы их принесли, поставили в воду и каждый день наблюдали, что с ними происходит. И что же мы увидели, что через несколько дней, на веточках, почки стали набухать, а потом стали появляться зелёные листочки. А на улице были листочки? (ответы детей). Почему? Значит, что необходимо растению для жизни и роста (ответы детей, выставляют модели-схемы).
Воспитатель:
Ребята, а какую пользу приносят деревья птицам? (ответы детей).
Весной оживает вся природа, просыпаются насекомые. Насекомые для деревьев друзья или недруги?
Ребята, а какое за весной следует время года?
Правильно, следующая остановка «Лето».
Физминутка игра-хоровод «Деревья».
Взявшись за руки, дети идут по кругу, поют песню с движениями:
- Стоит тополёк, тонок и высок, тонок и высок.
- Листвой широк.
- Стоит рябина, кудрява, красна, кудрява, красна.
- Листвой тонка.
Его солнышко печёт, частым дождиком сечёт.
Ребята, как наши друзья-деревья клён и рябина, выглядят летом? (рассматриваем альбом).
Какие листья? Крона у рябины? А у клёна? (ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, весной природа оживает, а летом зацветает.
Что, после цветения появляется на кустах, деревьях? Вспомним ещё раз, какие плоды у наших друзей клёна и рябины?
Игра «Назови лист».
Я называю дерево, а вы мне говорите, как будет называться лист с этого дерева.
- Клён – кленовый; берёза – берёзовый; ива – ивовый; рябина – рябиновый; тополь – тополиный.
Ребята, как вы думаете, почему листья зелёные? (если затрудняются ответить, предлагаю открыть энциклопедию, где мы узнаем, почему листья зелёные).
- От корней вода поднимается по тонким трубочкам поступает к листьям, а листик приготавливает с помощью воды «обед» для своего растения. Для приготовления необходим хлорофилл (что означает зелёный лист). Это вещество позволяет растению поглощать солнечные лучи, которые дают энергию. От листа сок поступает к ветвям, течёт по стволу, питает все части растения.
Как вы думаете, что деревья дарят животным и человеку? (ответы детей).
Ребята, мы уже говорили о том, какую пользу приносят деревьям, животным, людям, насекомым, птицам.
Давайте, вспомним, какую пользу они приносят в летнее время (ответы детей).
Воспитатель:
Вот и закончилось наше путешествие, мы возвращаемся к исходной нашей точки.
- Давайте, вспомним, кто живёт рядом с нашими деревьями (ответы детей).
- И мы с вами тоже соседи дерева. А кто не является другом нашего дерева?
Ребята, а вы друзья деревьям? Вы знаете, как вести себя в природе?
Игра «Хорошо – плохо».
Воспитатель:
У нас есть экологические знаки, их нужно правильно разложить. К красному кружочку, положить те знаки, то что нельзя делать в природе (дети раскладывают и объясняют свой выбор).
А сейчас наши ребята прочитают стихотворение «Праздник дерева»
- Сажайте деревья, любите деревья, пусть будет их больше у рек и дорог.
- Безоблачна жизнь – и земля зеленеет, и нежен рождённый в листве ветерок.
- У дерева праздник, земля зеленеет, благоуханием жизни полна, сажайте деревья, любите деревья.
- Пусть будет прекрасной Родная страна!
А ещё мы с вами приготовили подарки для наших деревьев. Давайте, посмотрим, какие подарки мы приготовили для наших друзей-деревьев.
«Капелька воды», чтобы дерево могло напиться
«Солнышко»,чтобы давать тепло и окрашивать листья в зелёный цвет.
«Листочки», чтобы их выросло много-много у наших деревьев.
Вот видите, какие у нас получились подарки, а мы когда отправимся на прогулку и навестим наших друзей и подарим наши подарки. Друзья-деревья очень будут рады им. |