Главная страница

Деятельность психолога доу по коррекции психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих нарушения голосовой функции


Скачать 69.52 Kb.
Название Деятельность психолога доу по коррекции психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих нарушения голосовой функции
Дата 14.02.2016
Размер 69.52 Kb.
Тип Документы

Авдеева К.В. педагог-психолог

МДОУ детский сад «Светлячок»

г. Хвалынска Саратовской области
Деятельность психолога ДОУ по коррекции психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих нарушения голосовой функции.

Расстройство голоса у педагогов приобретают все большую обеспокоенность в педагогических сообществах, так как отмечается увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов. Подобную тенденцию можно объяснить стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни, ускорением жизненного ритма, увеличением голосовой нагрузки и другими факторами. Естественно, расстройство голоса сказывается и на физическое и на психологическое самочувствие педагога. Поэтому так актуальна в настоящее время проблема расстройства голосовой функции, которая ведет к нарушению эмоционального состояния человека и физическому дискомфорту.

Психоэмоциональное состояние – особая форма психических состояний человека, с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты[1].

Учеными выявлена связь расстройства голосовой функции с особенностями психоэмоционального состояния[2]:

  1. несовершенство дикции связано с отсутствием полной ясности мысли;

  2. чрезмерно взрывной характер согласных и слишком выделенная речь часто связаны с недостаточной верой в свои возможности;

3) напряжение челюсти и малая мобильность губ объясняется нерасположенностью человека к общению;

4) отрывистое произнесение гласных звуков имеет причиной то, что в наше время очень немногие способны слышать их мелодичность (иногда это происходит от нежелания проявить свои эмоции);

5) недостаточная длительность воздушного потока, оглушение звонких согласных иногда связано с навязчивым желанием понравиться.

Самостоятельно с такими расстройствами педагогу справиться сложно, поэтому так важна роль психологической службы в образовательных учреждениях. Требуется длительная работа над психоэмоциональным состоянием педагогов, имеющих голосоречевые нарушения. Негативные проявления могут быть успешно преодолены посредством ряда специальных приемов и методов. Одним из эффективных способов, на мой взгляд, является музыкотерапия. У педагогов, особенно, педагогов-дошкольников, наблюдается эмоциональная отзывчивость на музыку и особая потребность в ней.

Музыкотерапия – это обширное поле различных методов и технологий, использующих музыку, пение, отдельные звуки и звукосочетания с терапевтической целью[7].

Работу с педагогами, имеющими голосовые нарушения, провожу в детском саду как индивидуально, так и групповую (2-5 педагогов). Для восстановления психологического самочувствия достаточно проведения цикла из 10 занятий музыкотерапии. Для регуляции психоэмоционального состояния подобрала пакет классической музыки:

1. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности:

Ф.Ф.Шопен "Мазурка, "Прелюдии", И.Штраус "Вальсы", Ан.Рубинштейн "Мелодии".

2.Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности к прекрасному миру природы

И.С.Бах "Контата 2", Л.в.Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".

3.Для общего успокоения, удовлетворения:

Л.в.Бетховен "Симфония  6", часть 2, И.Брамс "Колыбельная", Ф.П.Шуберт "Аве Мария", Ф.Ф.Шопен "Ноктюрн соль-минор", А.К.Дебюсси "Свет луны".

4.Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми: И.С.Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21", Б.В.Я.Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5, А.Брукнер "Месса ля-минор".

5.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: В.А.Моцарт "Дон Жуан", Ф.Лист "Венгерская рапсодия" 1, А.И.Хачатурян "Сюита Маскарад".

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: П.И.Чайковский "Шестая симфония", 3 часть, Л.в.Бетховен "Увертюра Эдмонд", Ф.Ф.Шопен "Прелюдия 1, опус 28", Ф.Лист "Венгерская рапсодия" 2.

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:

И.С.Бах "Итальянский концерт", Ф.И.Гайдн "Симфония".

В рамках занятий участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три законченных отрывка (каждый по 10-15 минут). Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим, либо, напротив, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии[4].

Работая с педагогами, я убедилась, что музыкотерапия – это эффективное средство преодоления негативного психоэмоционального состояния, вызванного расстройством голосовой функции. Однако, в совокупности с музыкотерапией широко применяю и другие методы - упражнения, игры, релаксацию.

Разработанный план работы с группой педагогов, имеющих негативное психоэмоциональное состояние из-за голосоречевых нарушений, рекомендую психологам дошкольных и общеобразовательных учреждений.
План работы с группой педагогов (3 – 5) по урегулированию психоэмоционального состояния.

Цель: достигнуть положительных результатов в психоэмоциональной сфере педагогов, имеющих голосоречевые нарушения.

Задачи: развивать навыки ритмического восприятия; помочь педагогам раскрыть голосоречевые возможности; познакомить с умением расслабляться, проводить релаксацию своего организма.

Условия проведения: «сенсорная комната» или хорошо проветренная комната, наличие ковра на полу, стульев по количеству участников, спокойная обстановка.

Длительность занятия: 20-30 мин

Подготовительный этап

Проводимые мероприятия

Беседа на тему: «Нарушения голосового аппарата»[7], «Связанные с голосоречевыми нарушениями психоэмоциональные расстройства у педагогов»[1;4].

Беседа на тему: «Гигиена голосового аппарата»[4], «Методы профилактики негативного психоэмоционального состояния»[5].

Мастер – класс по гигиене голосового аппарата: психофизическая гимнастика Красносельского Г. И. [3], комплекс утренней гигиенической гимнастики, построенной на принципах китайской системы "ДО – ИН", носовая дыхательная гимнастика

А. И. Савостьянова[6] .

Основной этап

Форма проведения

Содержание

Цели

Примечание

Упражнение

«Творческий полукруг»

Стулья в комнате стоят вдоль стен. Вошедшим предлагается присесть. После вопроса психолога: «Удобно ли так заниматься? Все ли видят меня? Все ли видят друг друга?» поступает предложение попробовать расставить стулья так, чтобы каждый видел всех своих товарищей и руководителя. Коллективные поиски приводят к верному решению: напротив психолога выстраиваются ровным полукругом стулья участников. Каждый убеждается: «Я вижу всех, все - меня». Задаётся вопрос: «А точно ли стоит полукруг? Везде ли равные расстояния между стульями?» Расстояния проверяются, стулья переставляются. При готовности участников к занятию им даются некоторые задания на внимание, например, упражнение «Кто летает?», предлагается поработать над своим настроением «Вспомни самый счастливый день».

Развитие внимания, умения сосредоточиться «здесь и сейчас», развитие творческих навыков.

Приобретается навык завершённости и целесообразности всего происходящего на творческой площадке


Дыхательное упражнение

"Привет солнцу"

Такт 1. Медленный вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

Такт 2. Сильный выдох на слог «Ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.


Приобретение очистительного и тонизирующего дыхания, интенсивный массаж внутренних органов полости живота – желудка, печени, почек, кишечника

Сначала воздух набирается в живот, при этом он выдвигается немного вперед. Затем раздвигаются нижние ребра, и низ живота немного втягивается вовнутрь. Нельзя поднимать плечи. Выдох происходит в обратном порядке.

Игра «Ритмическое эхо»

Ведущий занятия дает двух – или трехтактовый ритмический рисунок, который все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить.

Развитие ритмического восприятия




Вокальное упражнение

Распевание любого отрывка знакомой песни стаккато, то есть отрывистое пение, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых связок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы (По методике Д.Е.Огороднова «Методика музыкально-певческого воспитания»).

Активизация работы голосовых связок.

Полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке.

Сеанс музыкотерапии

Прослушивание выбранной композиции из пакета предложенных произведений: Л.в.Бетховен «Симфония 6»

Психологический массаж

По завершении сеанса – беседа о прослушанной мелодии.

Упражнение

«Искусство расслабления»

Лечь на спину. Руки положить вдоль туловища, ладонями вверх. Пальцы полусогнуты. Ноги слегка раздвинуты. Голова повернута в сторону. Рот полуоткрыт. С закрытыми глазами, не торопясь, мысленно пройтись по всему телу, начиная от кончиков рук и кончая, к примеру, тонким кишечником.

Снятие напряжения всех мышц.






Список литературы

  1. Артемьева Т.А. Психология способностей и всестороннее развитие личности//Принцип развития в психологии/ Т.А.Артемьева. – М.,1978

  2. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии/ Л.С.Брусиловский, В.Е.Рожнов. – М.,1985

  3. Красносельский Г. И. Психофизическая гимнастика для лиц пожилого возраста. – М., 1961.

  4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия/ В.И.Петрушин. – М.,1999

  5. Собчик Л. Изучение психологических особенностей стандартизированным методом исследования личности/ Л.Собчик. – М.,1978

  6. Савостьянов А. И. 132 упражнения для учителей по развитию голоса и дыхания.– М., 2002.

  7. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С.В.Шушарджан. – М.,1998