|
«Социально-психологические проблемы в воспитании учащихся на этапе модернизации в стране»
Тема:
«Социально-психологические проблемы в воспитании учащихся на этапе модернизации в стране»
Содержание
Введение
Глава 1. Цели и задачи социально-психологической поддержки учащихся.
Глава 2. Специфика психологического сопровождения детей на этапе перехода из ДОУ в начальную школу.
Глава 3. Проблемы психологического сопровождения обучащихся.
Введение
Воспитание личности способной осуществлять свое бытие в различных культурных пространствах, то есть интерпретировать и верно понимать факты, представленные посредством той или иной культурной системой мышления, должно быть целью современной педагогики. В концепции общего среднего образования РФ говорится о том, что «изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа». Здесь же указывается на то, что «обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижения нового качества общего образования». Таким образом, возникает необходимость создания такого образовательного пространства, структура и процессуальные характеристики которого могут выступать средством формирования современной личности.
Данная работа посвящена проблеме психолого-педагогической поддержке учащихся на всех этапах образовательного процесса.
Актуальность этой темы обуславливается тем, что в большинстве случаев отсутствует единство в понимании задач деятельности педагога-психолога самим специалистом и руководителем образовательного учреждения. Как следствие, руководитель не может адекватно оценить деятельность специалиста, не видит смысла и объёмов выполняемой им работы.
Объектом исследования выступает социально-психологическая служба образовательного учреждения. Предметом исследования является деятельность педагогов и психологов по осуществлению социально-психологического сопровождения детей на всех этапах обучения.
Цель работы – выяснить, какую функцию в современной образовательной системе выполняют социально-психологические службы, а также выяснить, какие задачи выполняет социально-психологическая поддержка учащихся.
Для достижения этой цели:
- мы рассмотрим основные современные тенденции, показавшие необходимость социально-психологической поддержки детей в образовательном пространстве;
- определим, какую роль играют социально-психологические службы в концепции непрерывного образования;
Глава 1. Цели и задачи социально-психологической поддержки учащихся.
В последние годы опубликован ряд научных работ, авторы которых рассматривают теоретические и практические аспекты функционирования образовательных учреждений и особенности деятельности психологических служб в этих школах: Битянова М.Р., Качимская А.Ю. Целью работы психологов становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка.
Провозглашение и распространение во всем мире новой этики в отношении детей является важнейшей приметой нашего времени. Универсальное выражение новой этики – Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1989 года. Она подтверждает три основных права ребенка: на выживание, на развитие и на защиту.
В России, переживающей не самые лучшие времена, около 50 млн. семей, из них 30,3 млн. имеют несовершеннолетних детей, которых насчитывается 46,1млн. Педагогический компонент социальной защиты детей и молодежи заключается в учете индивидуальных особенностей и в конкретных условиях социального созревания. Это основополагающий принцип современной социально-педагогической парадигмы.
Реализация в науке и практике этого принципа означает, с одной стороны, понимание детства как проблемы неравных возможностей и различных объективных и субъективных потребностей и, с другой стороны, - направленность социальной защиты на выравнивание возможностей для социального старта при переходе из детства и подростковой в молодежную социально-демографическую группу.
Учителям, социальным педагогам и педагогам-психологам, необходимо понять, а поняв, строго выстраивать иерархию потребностей детей в соответствии с биологическими, психологическими и социальными характеристиками детства.
Основная идея – создать в школе модель гуманной по отношению к ученику социально-психологической службы, сформировать и апробировать концепцию развивающего школьного коллектива с позиции социально-педагогической целесообразности и, наконец, придать школе статус открытого по отношению к социуму образовательных учреждений.
Совершенно очевидно, что негативные явления имеют свойство нарастать в арифметической, а в отдельных случаях и в геометрической прогрессии, поэтому справиться с этими явлениями педагогам очень трудно. Родительская общественность и отдельные учащиеся младших и старших классов из числа «помощников социальных педагогов» могут в этом вопросе быть лишь подспорьем, но они никак не могут профессионально решать возникающие социально-педагогические проблемы. Таким образом, на помощь может прийти только специально подготовленный социальный педагог, способный профессионально решать социально-педагогические, юридические и иного плана проблемы.
Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения человека в его собственных интересах, а также в интересах общества и государства требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев является степень выраженности развивающего компонента в образовании. Отсюда следует, что в системе образования должна присутствовать структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего характера образования.
Миссия социально-психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение их психического и психологического здоровья, предполагающего полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.
Глава 2. Специфика психологического сопровождения детей на этапе перехода из ДОУ в начальную школу.
Специфика деятельности психолога заключается еще и в том, что возникает необходимость психолого-педагогического анализа реализации педагогическим коллективом школы программы непрерывного образования. Результаты анализа учебного процесса в школе дают возможность оценить состояние учебного процесса, подвести итоги работы педагогов, оценить эффективность исследовательской деятельности коллектива. Это, в свою очередь, позволяет обосновать и сформулировать запросы школы, направленные в адрес дошкольного образовательного учреждения, так как без единого взгляда на проблему преемственности в развитии детей невозможно осуществление комплексного психологического сопровождения. Психолого-педагогический анализ итогов работы приобретает особое значение, так как дает возможность совместно с дошкольным учреждением разработать цели деятельности единого коллектива (педагогов и воспитателей), основные задачи его направление развития такой сложной системы, какой является функциональный комплекс "детский сад – школа".
Однако психологическая деятельность не исчерпывается аналитической работой. Психологи проводят обширную практическую работу по сопровождению на этапе перехода детей из детского сада в начальную школу. В соответствии с запросом школьных психологов методисты и воспитатели детских садов создают свой банк данных, характеризующих психологические особенности детей, зоны их актуального и ближайшего развития, возможные затруднения, которые могут возникнуть на начальном этапе обучения детей в школе. В дальнейшем, при приеме детей в первые классы, комиссия, в которую обязательно входят воспитатели дошкольного учреждения, производит отбор и комплектование классов, опираясь на полные сведения о каждом конкретном ребенке и потенциальных возможностях его развития. Это позволяет в необходимых случаях, уже в первые дни пребывания ребенка в школе разрабатывать индивидуальные программы поддержки, реабилитации и коррекции психического развития первоклассников.
В свою очередь школьные психологи, наблюдая за процессом адаптации детей к школе и анализируя результаты регулярных психодиагностических обследований, направляют получаемую информацию в дошкольные учреждения, на основании которой методисты и воспитатели вносят соответствующие коррективы в содержание и методику проведения своей работы с дошкольниками.
При подобной форме сотрудничества между школой и дошкольными детскими учреждениями осуществляется такое взаимодействие, которое позволяет обеспечивать психологическое сопровождение преемственности развития детей в системе "детский сад – школа".
Специфика функционирования психологической службы школы состоит еще и в том, что она выполняет большой объем коррекционно-диагностической и консультационной работы. Кроме того, что психологами выполняется весь объем непосредственной практической работы, их основной задачей становится придание этой работе четкой системы. Это отбор, апробация, модификация используемых психодиагностических методик в работе не только со школьниками, но и с детьми детского сада. Разработка развивающих и коррекционных программ, направленных на оптимизацию процесса преемственности развития детей. Составление практических рекомендаций по подготовке детей к обучению в школе и адаптации первоклассников и др. То есть в целом повышение научно-методического уровня работы психологической службы.
Психологическая служба в системе образования претерпела изменения в плане трансформации ее позиции по отношению к образовательному процессу. Если прежде психолог занимал реактивную позицию - решал ситуативные задачи, возникающие в детском саду или в период обучения в школе, то теперь он занимает активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на этапе перехода ребенка из детского сада в школу. Эта позиция психолога ориентирована на ученика как субъекта образовательного процесса, на максимальную и достаточно быструю актуализацию потенциала каждого ребенка, на сохранение его психологического и физического здоровья. Превращение ребенка в субъекта образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения требует в качестве необходимой составляющей организацию специальной работы по целенаправленному формированию сложных форм самостоятельности и активности, без чего невозможно достижение зрелости, адаптивности личности, требуемых в современном обществе. Такая работа является профилактикой пассивности, инфантильности, которые могут возникнуть при акценте на чрезмерную опеку, повседневный контроль, приспособление учителя к стилю и уровню деятельности каждого ребенка.
Глава 3.Проблемы психологического сопровождения обучащихся.
Психологическое сопровождение образования – это требование современного общества. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Приоритетной целью модернизации является обеспечение высокого качества российского образования.
В современном представлении понятие «качество образования» сводится не только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».
В этой связи, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения уже не может ограничиваться только вопросами преодоления трудностей в обучении, а должна включать в себя еще и задачи обеспечения успешной социализации учащихся, профессионального самоопределения, сохранения и укрепления здоровья.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов образовательного процесса.
Оно осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности учащихся и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния.
В условиях начального профессионального образования Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение профессионально-личностного развития учащихся, где основная задача – это формирование самостоятельной, ответственной, психически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся также являются:
• предупреждение возникновения проблем развития;
• помощь в решении актуальных задач обучения, профильной ориентации и профессиональном самоопределении;
• развитие социально-психологической компетентности учащихся, родителей и педагогов;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• профилактика девиантного поведения.
Методологическая основа работы службы психологического сопровождения декларируется в большинстве случаев как гуманистическая: «Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов» (Э.М. Александровская), «Парадигма сопровождения на основе сотрудничества» (М.Р. Битянова), «Охранно-защитная парадигма работы с детьми» (А.Д. Гонеев).
В качестве основных принципов работы, как правило, выступают традиционные для отечественной психологии принципы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, декларирующие ведущую роль деятельности в развитии ребенка и возрастной нормативный характер его развития.
Система сопровождения Н.Я. Семаго и М.М. Семаго рассчитана на «проблемных детей». Этим термином определяются дети, имеющие «отклонения в развитии».
В качестве детей группы риска М.Р. Битянова выделяет детей с проблемами адаптации и социализации. Аналогично, в системе сопровождения Э.М. Александровской осуществляется ориентация на детей, «имеющих психическое отклонение, в особенности в легких его формах».
В целом, деятельность психолога как часть системы сопровождения характеризуется направленностью на группу учеников, имеющих отклонения от статистической нормы в аспекте психических функций.
Тут же отметим существующее противоречие: учащиеся с проблемами выявляются преимущественно не по результатам соответствующей диагностики, а по «запросам» педагогов или родителей. Существующий механизм отбора учащихся в группу сопровождения способствует выявлению тех, «с которыми трудно взрослым», а не тех «кому трудно».
В работе психолога по сопровождению учащихся обычно выделяют два основных этапа (или направления работы): диагностика и коррекция.
В литературе эти этапы могут разделяться – Э.М. Александровская, например, выделяет пять этапов - но при обобщении все они составляют два первичных этапа.
Сущность диагностики – это поиск психических характеристик, которые не соответствуют нормам;
А сущность коррекции – проведение специальных мероприятий, направленных на «доведение, тюнинг» этих характеристик до нормы.В качестве методов работы используется весь спектр методов, традиционных для психологии: тренинг, игра, консультация и прочее.
Перечислим основные направления работы деятельности психологической службы:
1) Психологическая диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся с целью:
• выявления возможных причин возникновения проблем в процессе обучения;
• выявление учащихся «группы риска»;
• определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
• определения индивидуального стиля познавательной деятельности.
2) Психологическое консультирование – оказание психологической помощи в специально организованном процессе психолога и учащегося, в ходе которого оказывается помощь:
• в самопознании;
• в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей;
• в формировании новых установок и принятии собственных решений;
• в формировании мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности;
• в формировании адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях.
3) Профилактическая работа – содействие полноценному психическому развитию учащихся:
• профилактика актуальных социальных проблем наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний с привлечением специалистов;
• профилактика конфликтов;
• профилактика депрессий и суицидов;
4) Методическая работа – направлена на решение следующих задач:
• составление блока психодиагностических методик для диагностики учащихся;
• разработка материалов для учащихся по проблемам обучения;
• подготовка методических материалов для помощи в проведении кураторских часов в группах;
• разработка методических рекомендаций по вопросам воспитательной работы для преподавателей, кураторов.
5) Психокоррекционная работа – систематическая работа психолога и социального педагога с учащимися, имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с учащимися, отнесенными к категории «группы риска». Она может осуществляться в форме индивидуальных и групповых занятий в форме тренингов.
В зависимости от курса обучения учащегося задачи сопровождения могут меняться: для первого курса – актуальным является вопрос успешной адаптации в учебном заведении;
– индивидуальное сопровождение, формирование позитивного образа «Я» подростка, его жизненных ценностей;
– содействие профессиональному становлению, формирование профессионально-значимых качеств личности.
В организационном плане работа специалиста по сопровождению может осуществляться в зависимости от избранной модели - это может быть:
• Модель сопровождения одаренных учащихся;
• детей – сирот;
• детей из числа «трудных», входящих в «группу риска», стоящих на разных видах учета;
• детей с различными видами зависимости: курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, Интернет-зависимость;
• Модель психологического сопровождения детей – мигрантов;
• Модель психологического сопровождения детей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
• Модель психологического сопровождения девиантных и делинквентных детей (хулиганство, сквернословие, преступность и тп.).
Вот одна из моделей сопровождения, с учетом сложности контингента, которая направлена на решение проблем адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу и условно распределена на три этапа:
1. диагностический.
На первом этапе происходит сбор общих сведений об учащихся, проводятся комплексные диагностические исследования личности:
• диагностика акцентуаций характера;
• определение типа темперамента;
• диагностика тревожности;
• социально-метрические измерения;
• изучение психологического климата в группах;
• исследование самооценки;
• изучение направленности личности;
• определение индивидуального стиля мышления.
2. планирующий.
На втором этапе после подробного анализа полученных сведений совместно с педагогами и мастерами вырабатываются рекомендации, строятся индивидуальные коррекционные программы взаимодействия с учащимися. Это позволяет мастерам п/о и классным руководителям учитывать личностные особенности обучающихся, прогнозировать появление конфликтных ситуаций и в дальнейшем проектировать гармоничные взаимоотношения.
3. развивающий.
На третьем этапе организовывается непосредственно коррекционная (развивающая) деятельность, которая включает беседы и консультации с учащимися и родителями о результатах тестирования, перспективах дальнейшего развития, проведение социально-психологических игр и тренингов:
• тренинг общения;
• тренинг уверенного поведения;
• тренинг на развитие творческих способностей;
• релаксационные занятия; коммуникативные игры.
В дальнейшем проводятся повторные исследования, мониторинг развития, который позволяет оценить результативность проводимой работы и сделать проделать необходимую коррекцию.
Опыт работы, анализ системы сопровождения на базе нашего училища позволили выделить еще несколько проблем, требующих скорейшего решения:
- система сопровождения не должна работать исключительно с последствиями несовершенной организации обучения и воспитания, «педагогическим браком». Принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса тоже не является достаточным;
- психолого-педагогическое сопровождение должно являться не суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а выступать как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения и социализации;
- отмечается недостаточность взаимодействия всех специалистов сопровождения: классных руководителей, общественных воспитателей, мастеров производственного обучения, администрации, медицинских работников, работников правоохранительных органов;
- в процессе организации сопровождения учащегося необходим отбор педагогов, их дополнительная подготовка (помимо профессиональных знаний, крайне важно преобладание альтруистической направленности, гуманизм, готовность к сотрудничеству, толерантность, эмпатия, креативность, навыки рефлексии, восприимчивость к инновациям)
- в современной литературе наиболее разработан компонент комплексного сопровождения развития ребенка в школе, концепций же для начального профессионального образования на сегодняшний день, на мой взгляд, пока еще недостаточно;
- технологии педагогического сопровождения не достаточно проработаны в теории и педагогической практике;
- необходимо обеспечить более активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания, расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, общения, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, противостояния негативным социальным влияниям (средств массовой информации, рекламы), групповому давлению и манипуляциям;
- создание базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке и отработка механизмов оказания такой помощи и поддержки.
Литература:
1.Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года N 28-51-513/16 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ;
2. Воспитание в современной образовательной среде: Материалы
региональной научно-практической конференции / отв.ред.
И.В.Васютенкова. – СПб.: ЛОИРО. – 2011. – 567с.
3. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к
преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества//
Вопросы образования №1, 2008 С.65-86 Федеральный Закон РФ «Об образовании».
– М.: Ось 89, 1999.
4. Воспитание в современном образовательном учреждении: теория и практика:
Пособие дпя специалистов по воспитанию/ Под науч. рея С.А. Лисицына, СВ.
Тарасова.- СПб.: ЛОИРО.2005.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации.
— М.: ТЦ «Сфера», 2000
6. Карпюк И.А., Чернова М.Б. Воспитательная система школы: Пособие дпя
руководителей и педагогов общеобразоват. шк. — Мн.: Университетское, 2002.
7. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных
государственных стандартов общего образования /А.М.Кондаков //Педагогика –
2008 - №9.
8.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». / Вестник
образования № 4, 2010 г. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просве-
щение, 2010 г.
9. Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем //
Школьный вестник. - 2001.-№2/6.
10. Тарасов СВ. Образовательная среда и развитие школьника - СПб.: ЛОИРО, 2003.
|
|
|