|
Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» (из опыта работы)
Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»
(из опыта работы).
Сопровождения - это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.
Цель: Оказание помощи в социальной адаптации детям группы риска путем создания безопасного реабилитационного пространства.
Задач:
- вовлечение детей в досуговую и игровую деятельность;
- оказание помощи в учебной деятельности детям, повышение образовательной мотивации;
- оказание психологической помощи детям;
- изменение отрицательного образа «Я» (повышение самооценки ребенка);
- принятие социальной нормативности и привитие
норм поведения;
- развитие межличностных отношений.
Результат:
- возможность жизненного самоопределения
детей с помощью успешной адаптации и социализации;
- повышение образовательной мотивации и успеваемости учебной деятельности ребенка;
- повышение самооценки и формирование положительного образа «Я»;
- расширение круга общения;
- снижение количества происшествий (драк, воровства);
- приобретение опыта в организации жизнедеятельности, занятости детей группы риска.
Формы работы
С учащимися педагогами родителями
тренинги; пед. семинары; собрания;
классные часы; тренинги; уроки;
круглые столы; мастер-классы; индивидуальные
индивидуальные консилиумы; беседы;
консультации; круглые столы; лектории;
психологические конференции; конференции;
творческие вечера; индивидуальные
развивающие занятия; консультации;
психологические акции; психологические
большие психологические практикумы; игры
Просвещение школьников
Просвещение школьников - один из основных видов деятельности службы, так как наличие психологических знаний, адекватных возрасту, снижает риск нежелательного поведения, может уберечь от ошибочных действий, может помочь школьникам в поисках причин их поведения.
Основные методы в этом виде деятельности - беседа, рассказ с демонстрацией наглядных материалов (видео, аудио), круглые столы, выступление ребят.
Полученные психологические достоверные знания ребята могут применять в различных жизненных ситуациях.
Индивидуальные формы работы
Работа осуществляется по результатам диагностических исследований, запросов педагогов и родителей.
Предметом коррекционной работы является:
Коррекция тревожности и страхов;
Коррекция самооценки и уровня притязаний;
Коррекция агрессивности и конфликтности;
-
Коррекция неадекватных поведенческих проявлений;
Коррекция отклонений в развития познавательных процессов.
Формы: обучающая психодиагностика, ролевые игры, упражнения построенные по принципу «Незаконченных предложений», релаксации с визуализацией и т.д.
Консультирование учащихся.
Индивидуальное консультирование учащихся осуществляется как по запросу ученика, так и по запросу родителя или педагога.
Структура ведения консультации учащегося:
Установление эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.
Выяснение сути проблемы.
Построение гипотезы причины сложившейся ситуации.
Подтверждение гипотезы (диагностика).
Выбор направлений и формы оказания помощи.
При необходимости возможен цикл консультаций с одним ребенком.
На консультациях использую различные методы: беседы, наблюдения, тестирование, анкетирование, психодрамма, арт. – терапия.
Основные аспекты проблем учащихся:
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие со сверстниками;
- взаимодействие с педагогами;
- взаимодействие с самим собой.
Просвещение родителей.
Цель просвещения родителей - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
При встрече с родителями служба знакомит их с актуальными проблемами учащихся, способствуя более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития.
Формы работы: беседы на классных часах (чаще по итогам проведенных исследований в классе), тематические родительские собрания, уроки, тренинги для родителей, лекторий.
Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями активно использую интерактивные: групповое решение проблемы, моделирование трудных ситуаций, обучение практикой действия, «мозговой штурм», обучающая диагностика и т.д.
Цель психологического консультирования – организация сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. По всем трем направлениям ведется учетная текущая документация.
Консультирование родителей.
Это основной вид деятельности при взаимодействии с родителями.
Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции:
информирование родителей о школьных проблемах ребенка (родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление);
консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения (если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка);
получение дополнительной диагностической информации от родителей;
психологическая поддержка родителей (в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье).
Просвещение педагогов
Психологическое просвещение коллектива направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:
организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения;
построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
Основными формами работы являются – психологические семинары-практикумы, тематические педагогические советы, лектории, конференции, тренинги для педагогов.
Консультирование педагогов
Индивидуальное консультирование педагогов осуществляется чаще всего по их собственному запросу, реже по запросу родителей и учащихся. Иногда при решении, какого–либо вопроса появляется необходимость поговорить с педагогом, выяснить какие- либо детали, узнать его мнение – это происходит также в рамках индивидуального консультирования.
Основные темы консультации педагогов:
Взаимодействие с классом, учеником;
Взаимодействие с родителями, семьей;
Личные проблемы, конфликты.
Дети еще 2 часа после уроков, находятся под опекой взрослых.
М все же самое главное при работе с детьми «группы риска» - это наши психологические приемы. Это проявления доброты, внимания, заботы и т.д.
|
|
|