|
Социально-нравственное воспитание детей
Работа по интересам по теме социально-нравственное воспитание детей.
«В гостях у сказки»
2 младшая группа.
Пояснительная записка.
Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Необходимо учитывать потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и вести работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направлять усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.
Основным методом данной работы я выбрала рассказывание детям различных сказок, разработанных самостоятельно, с учетом поставленных воспитательных задач.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Цель:
формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
-Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие
-Формировать умение определять различные эмоциональные состояния;
-Формировать начальные представления о семье, о дружбе;
-Воспитывать чувство уважения к другим, а также самоуважения.
Перспективное планирование по социально-нравственному воспитанию во 2 младшей группе.
Тема 1. «Я и мое имя». Сентябрь-октябрь.
Цель: представить каждого ребенка как индивидуальность, признать его значимость для окружающих, развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать чувство уважения к другим.
Занятие 1. «Необычный гость»
Задача: познакомить со сказочным персонажем домовенком, придумать для него имя; познакомить детей с правом на имя, воспитывать чувство уважения к другим, к себе.
Занятие 2. «На грибной опушке» (рассказывание сказки)
Задача: продолжать формировать представление о праве на имя, развивать эмоциональную отзывчивость.
Дополнительная работа с детьми:
-рассказывание сказки «Пушистик»;
-дид. игры «Назови свое имя», «Угадай по голосу»;
-продуктивная деятельность «Грибочки – дружочки».
Тема 2. «Наши эмоции». Ноябрь-декабрь.
Цель: формировать умение определять различные эмоциональные состояния, формировать эмоциональную отзывчивость.
Занятие 3. «Сказка о хмуром ежике»
Задача: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Занятие 4. «Радость - самое светлое чувство» («Сказка про тучку и солнышко»)
Задача: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние, формировать положительное отношение к добрым поступкам.
Дополнительная работа с детьми:
-рассказывание «Сказки про трех зайчиков»;
-игра-превращение «Угадай»;
-игровое упражнение «Настроение»;
-продуктивная деятельность « Рисуем настроение», слушание музыки.
Тема 3. «Моя семья». Январь, февраль, март.
Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное отношение к членам семьи.
Занятие 5. « Моя семья».
Задача: познакомить детей с понятием семья, знать имена своих родителей, воспитывать уважительное отношение к близким.
Занятие 6. «Дом для щенка» (рассказывание сказки)
Задача: воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать представление о семье.
Занятие 7. «Большая семья» (рассказывание сказки)
Задача: продолжать расширять представления о семье, воспитывать чувство взаимовыручки, сплоченности в семье, воспитывать трудолюбие.
Дополнительная работа:
-рассказывание сказки « Мама для дочки»;
-сюжетно – ролевая игра «Семья»;
-продуктивная деятельность к 23 февраля, к 8 марта.
Тема 4. «Мои друзья». Апрель-май.
Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками, формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения.
Занятие 8. « Вот какие мы дружные!»
Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; желание и умение считаться с правами других детей; воспитывать эмоциональную отзывчивость
Занятие 9. «Звери в гостях у домовенка» (рассказывание сказки)
Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, формировать начальные представления о дружбе, формировать начальные представления о нормах морали и поведения.
Дополнительная работа с детьми:
-рассказывание сказки « Настоящий друг»;
-игра « Подари камушек»;
-подвижные игры, игровые ситуации, направленные на формирование дружеских отношений между детьми.
|
|
|