|
Понятие речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами,
Самостоятельная художественно – речевая деятельность ребёнка в семье.
Понятие речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора,
ознакомление с простейшими литературными терминами,
Рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.
Самостоятельная художественно – речевая деятельность детей, формируемая в детском саду, становится ещё более разнообразной, богатой, если она находит закрепление и развитие в семье.
Использование литературы – наиболее доступное средство художественного воспитания.
Анализ художественных впечатлений, получаемых детьми в семье, показал, что они охотно смотрят фильмы, начиная от экранизации народных и авторских сказок, фильмов о животных, о жизни детей до кинолент, не адресованных им. Это вызывает эмоциональную перегрузку.
Эмоциональная перегрузка тормозит художественное развитие. Ребёнок смотрит много фильмов, но рассказывает неохотно, вяло, невыразительно. Следовательно, дело не в количестве, а в умелом, целенаправленном руководстве взрослого.
Книги, литературно – настольные игры, записи литературных произведений, закрепляют у ребёнка умение слушать, воспринимать выразительное художественное чтение мастеров слова, развивают сообразительность, приучают к логичности.
Но в некоторых семьях у детей нет своего игрового, книжного уголка. Книг много, но покупаются они бессистемно, многие не имеют художественной ценности, не соответствуют возрастным интересам ребёнка.
Для маленьких детей подбирают короткие сказки: «Репка»; «Колобок», отличающиеся конкретностью, наглядностью, они понятны и интересны малышам.
По мере роста ребёнка должен меняться книжный репертуар. Сказки даются более сложные по содержанию: «Царевна – лягушка»; сказки Пушкина; Жуковского.
Сказка возбуждает творческое воображение, через сказку знакомят с яркостью родного языка.
С пятого года жизни детям читают поэтические тексты, рассказы
Е. Чарушина, Н. Сладкова, В. Бианки, которые дают знания о природном мире, развивают наблюдательность, учат любить природу.
Важно также правильно преподнести книгу, для этого побеседовать с ребёнком, обратиться к его личному опыту.
Не перегружайте ребёнка: малышам читают по 10-15 минут, старшим дошкольникам – по 20-30 минут в день.
Очень полезны словесные литературные игры.
Например, загадывание загадок. Эта игра развивает сообразительность, находчивость, обогащает речь.
Гуляя с ребёнком, обращайте внимание на окружающее, пусть ребёнок найдёт отгадку вокруг себя.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
В игру можно внести соревнование: кто больше загадает загадок о цветах, кто придумает свою загадку.
Аналогичная игра: «Кто больше знает считалок, поговорок, пословиц», развивает умение кратко, чётко, ясно и образно выражать свои мысли.
Для обогащения словарного запаса рекомендуется использовать родителям игры: «Скажи наоборот»; «Придумай рифму»; «Придумай определение к заданному слову» и другие.
Эти игры можно сочетать с движениями.
Например, играя с ребёнком в мяч, мы предлагаем ему: «Кто больше придумает определений к слову мяч?» Начинает взрослый, бросая мяч и говоря: «Мяч звонкий». Ребёнок ловит мяч и говорит: «Мяч озорной». (Непослушный, весёлый и т. д.)
Слова противоположные по значению: весёлый – грустный и т. д.
Смысл этих игр – научить быстро реагировать на слова, чувствовать смысловые оттенки слов.
Хорошо развивает поэтический слух ребёнка, тренирует память поочерёдное чтение со взрослым стихотворений, отрывков из поэтической сказки.
Полезны небольшие викторины: отгадать, как называется сказка, кто её написал; угадать, из какого стихотворения прочитана строчка; назвать предмет или событие, явление, которому посвящена потешка, стихотворение. Например, читают
В летний солнечный денёк
Золотой расцвёл цветок,
На высокой тонкой ножке
Всё дремал он у дорожки.
А проснулся - улыбнулся,-
Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь.
Тише, ветер луговой.
Ребёнок по названным признакам угадывает, о каком цветке речь.
У детей велико чувство подражания, поэтому, слушая и запоминая стихотворение, сказку, они стремятся воспроизводить их, повторяя взрослых, подражая им интонационно. В связи с этим очень важно давать детям образцы правильной литературной речи, образной, эмоционально окрашенной.
Образец слова мастеров художественного слова, с которыми дети знакомятся, слушая кассеты. Пластинки, стимулируют стремление детей выразительно читать и рассказывать.
Используя игры, не перегружайте детей. Известно, что если нового слишком много, оно не воспринимается, так как устаёт мозг, ослабевает внимание, теряется цель. И очень важно выбрать правильную дозу информации и формы её преподнесения.
Игры для детей и родителей
Составь рифму
Взрослый называет слово и вместе с ребёнком придумывает к нему рифму. Например:
Погремушка – мушка, пушка,
И подружка - хохотушка,
И старушка – говорушка,
И кукушка, и лягушка,
И, наверное, колотушка,
Тушка, сушка, хрюшка, брюшко,
И, конечно же, ватрушка…
Вот такая вот петрушка!
2. Игра – загадка.
Предложить детям слова, сказав: «Каждое из этих слов могло бы стать птицей, если бы не потеряло хвост. Какой? Догадайтесь сами».
Слова: снег (снегирь), сор, заря, соло, чай, сок, гол.
Колючие слова.
Назвать колючие слова: кактус, ёж, гвоздь, пила, иголка, комар, укол, пчела и другие.
Слово на ладошке.
Предложить детям назвать слова, находя их, например:
На небе (солнце, туча, птица…)
На носу (очки, свет, веснушки, тень…)
А какие слова можно вынуть из борща?
Какие слова в самолёте летают?
А в кармане есть слова?
А на полу?
На потолке?
|
|
|