|
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска» Подготовила социальный педагог мбоу краснопоймская сош
Социально- педагогические
технологии работы
социального педагога
с детьми «группы риска»
Подготовила
социальный педагог
МБОУ Краснопоймская СОШ
О.Ю. Гордеева
2012 год
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют ее по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с девиантным поведением, дети группы риска.
Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия ( нередко с участием милиции).
Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д.) Поэтому такие дети нуждаются в корректировке, или шире- процесса социализации. То есть главная цель при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.
Первый аспект- это риск для общества, который создают дети данной категории, поведение которых могло представлять опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. Второй аспект- именно под этим уровнем проблема предстала наиболее характерно -тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.
Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, не зависящих от них факторов риска, Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
Медико-биологические: ( состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутритробного развития).
Социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей; неприспособленность к жизни в обществе).
-
Психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми).
Педагогические (несоответствие содержания программ общеобразовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям , темпа психического развития и обучения детей, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).
Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:
Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико- патологической характеристики;
Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств.
Дети из неблагополучных , асоциальных семей.
Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
Социально- педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:
Выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
Непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
Социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально –групповой работы и обеспечение условий их реализации.
Формирование банка данных детей и подростков группы риска. Она осуществляется совместно с инспектором отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковым инспектором органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
При формировании банка данных уточняются следующие позиции:
каковы основания постановки на учет;
какие структуры работают с подростком;
какая работа проводится для разрешения проблемы;
что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.
Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями. Родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
Социальный педагог:
изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности. Трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении. Определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
исследует условия и особенности микросреды жизнедеятельности ребенка.
Социальный педагог использует в работе психолого-педагогические диагностики, при этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение.
Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общественностью.
Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам.
Целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;
прогнозируемости;
измеряемости ожидаемых результатов- выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.
Обеспечение условий реализации программ.
Социальный педагог, являясь посредником между учащимися и образовательным учреждением, средой, специалистами социальных служб. Ведомств и административных органов. Выступает одновременно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программ, информирует комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, директора школы о ходе выполнения программ, педагогический коллектив, начальника управления образования о результатах внутришкольных структур по выполнению программ.
Консультирование.
С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленный рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при обращении.
Межведомственные связи социального педагога.
Работа в составе социально- психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.
Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходимо помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.
Реализация функциональные направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную основу для применения определенных социально- педагогическим технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.
Социально- педагогические технологии индивидуальной и групповой работы
Во- первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния послед него принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и вовремя, и по окончании социально- педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
Во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этих зтапов на практике приводит к необходимости его выполнений или повторения вновь;
В-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка.
Одной из таких проблем в настоящем время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Социальный педагог может обеспечить в школе:
профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);
оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.
И в заключении можно сделать вывод , что социальная технология- это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей.
Социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта.
Социальная технология является элементом человеческой культуры. Социальная технология –это определенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы.
Список литературы:
Галагузова М.А. Социальная педагогика. -М., 2003.
Галагузова М.А., Л.В. Мардахаев. Методика и технология работы социального педагога .- М.2002 Технологии работы социального педагога с семьей.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
|
|
|