Главная страница

Программа воспитания коммуникативной культуры учащихся 5-9 классов «Мы вместе»


Скачать 132.25 Kb.
Название Программа воспитания коммуникативной культуры учащихся 5-9 классов «Мы вместе»
Дата 06.03.2016
Размер 132.25 Kb.
Тип Программа



Управление образованием

администрации муниципального образования

Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Программа воспитания

коммуникативной культуры

учащихся 5-9 классов

«Мы – вместе»
Автор: Бутакова Вера Владимировна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

г. Крымск
2009

Пояснительная записка

Когда ребенок из начальной школы переходит в основную, у него меняется ведущий тип деятельности. По словам Л.С. Выготского, главным в жизни младшего подростка становится общение. Для учащихся 5 класса становится важным мнение сверстников, появляется желание проводить больше времени с друзьями, обсуждать общие проблемы. Естественно, что именно тогда дети начинают задумываться о том, почему у некоторых ровесников много друзей, а другим общаться достаточно нелегко; нужно ли иметь свою точку зрения или соглашаться во всем с окружающими; необходимо ли считаться с мнениями других или упрямо стоять на своем и многими другими вопросами.

Именно в общении младшие подростки усваивают нравственные нормы, типичные для общества в целом и конкретной социальной среды. Именно в общении формируются продуктивные поведенческие навыки.

Предлагаемая программа воспитания коммуникативной культуры школьников предназначена для работы с учащимися 5-7 классов и является первой частью по социализации личности подростка. На занятиях по программе подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, учатся преодолевать конфликты. Систематический курс по воспитанию коммуникативной культуры младших подростков помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение.

Занятия проводятся раз в месяц на классных часах. Программа предполагает тесное взаимодействие с психологом, социальным педагогом, участковым школьным инспектором, библиотекарем.

Ведущие идеи программы:

  • приоритетом воспитательной системы класса является воспитание коммуникативной культуры школьников как основы для овладения нравственными ценностями личности;

  • формирование коммуникативной компетенции в школьниках облегчает процесс получения знаний, делая его личностно значимым с помощью развитой рефлексии;

  • толерантность пронизывает все стороны коммуникации, помогая с пониманием относиться к различиям в характере, вероисповедании, ценностных установках окружающих;

  • мотивация на успешное общение побуждает подростка к самосовершенствованию и саморазвитию;

  • коммуникативная культура человека снижает уровень тревожности, повышает самооценку, становится здоровьесберегающей составляющей воспитательного процесса;

  • развитие коммуникативной культуры способствует формированию коллектива, чувства уверенности в себе, потому что «мы – вместе».


Цель программы: формирование у младших подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:

  • усвоить продуктивные приемы бесконфликтного общения на разных уровнях;

  • мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, рефлексии;

  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе;

  • формировать толерантное отношение к миру в целом, к конкретным людям;

  • создать устойчивую систему классного самоуправления на основе продуктивного взаимообогащающего общения.


Необходимые педагогические условия:

  • постоянное психолого-педагогическое самообразование классного руководителя;

  • активное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся;

  • педагогическая поддержка классным руководителем подростков;

  • создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями детей (путем правильно поставленных вопросов и рефлексии);

  • создание воспитывающей среды в классе на основе взаимного уважения и поддержке друг друга;

  • принятие законов класса и законов взаимодействия в тренинговой или игровой группе;

  • этическая защита учащихся и сохранение их тайн.


Методы и формы работы:

  • социально-психологические тренинги межличностной коммуникации;

  • организационно-деятельностные игры;

  • дыхательные и двигательные упражнения;

  • методы самовыражения (рисунки, создание образов, сочинения и т.п.).


В основе занятий лежат следующие принципы:

  • этичное отношение к личности;

  • эмпатическое понимание мира подростка;

  • конструктивное общение;

  • интерес к личному опыту подростка и его актуализация;

  • необходимость выслушивать всех желающих;

  • конфиденциальность;

  • диалогичность и рефлексия;

  • добровольность.



Общая структура занятия включает следующие разделы:

  • приветствие – позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопринятия;

  • разминка – настраивает участников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать учащихся, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение или изменить эмоциональное состояние участников тренинга;

  • основная часть представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков в зависимости от темы и личностно-ориентированной ситуации;

  • рефлексия занятия – предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии и собственных ощущениях в его процессе.



Прогнозируемые результаты:

  • подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;

  • учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;

  • разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой;

  • у ребят сформируется потребность обращаться к своему внутреннему миру, анализировать собственные поступки, рефлексировать;

  • будет создана устойчивая система классного самоуправления.


Концептуальная модель воспитательной системы класса

по развитию коммуникативной культуры школьников



Коммуникативная культура школьников




Ценностно-целевой компонент




Субъект-субъектный компонент




Содержа-тельный компонент




Процессуаль-

но-коммуни-кативный

компонент




Диагностико-результатив-ный компонент
















- цели и задачи развития коммуника-тивной культуры;

- приоритетные идеи построения воспитательной системы класса;

-коммуникати-вная культура как основа нравственных ценностей

- учащиеся класса;

- классный руководитель, психолог, социальный педагог, школьный инспектор, библиотекарь;

- родители класса;

- другие значимые взрослые

- программа воспитания коммуникатив-

ной культуры

через систему тематических занятий;

- социально-психологичес-кий тренинг как системооб-разующий вид деятельности;

- аспекты личностного роста;

- совместная деятельность субъектов программы

- формы и методы воспитательного воздействия;

- отношения учащихся и взрослых в классном сообществе;

- внешние и внутренние связи коммуникации;

- развитие классного самоуправления

- способы и методики изучения классного коллектива;

- критерии и показатели эффективности результатов

воспитательного воздействия;

- анализ и оценка результативности




Рефлексивное управление




Критерии и показатели эффективности управления воспитательной системой;

Воспитательный анализ управления системой;

Самоуправление


Модель развития самоуправления в классе

Коллективное подведение итогов.

Рефлексия.

Определение цели деятельности

Обсуждение вариантов решения. Мозговой штурм

Выбор вариантов действия. Коллективное принятие решения.

Реализация решения. Коллективные творческие дела




Тематический план

5 класс




Тема

Цели

Тип занятия

1.

Расскажи мне о себе…

Знакомство с новым классным руководителем, вновь прибывшими детьми, правилами работы в группе.

Работа в группе

2.

Приветствие в нашей жизни

Овладение навыками разных типов приветствий.

Организационно-деятельностная игра

3.

Социометрия. Кого бы взял на необитаемый остров

Определение выборов значимых одноклассников.

Организационно-деятельностная игра

4.

Чем я отличаюсь от других

Развитие навыков самопознания и самопринятия.

Социально-психологический тренинг

5.

Я в мире людей. Что такое коллектив?

Развитие коммуникативных навыков, определение законов дружбы в классе.

Социально-психологический тренинг

6.

Как жить в согласии с собой и с другими

Выработка доброжелательного отношения друг к другу.

Социально-психологический тренинг

7.

Общение в моей жизни

Формирование первоначального представления о значении общения в жизни человека.

Социально-психологический тренинг

8.

Как отказаться от нежелательного знакомства

Безопасные навыки общения с посторонними

Организационно-деятельностная игра

9.

Расскажи мне обо мне…

Анализ личностно-ориентированных ситуаций и подведение итогов 1 года программы

Работа в группе

Рефлексия


Тематический план

6 класс




Тема

Цели

Тип занятия

1

Правила жизни в коллективе. Этикет

Принятие правил работы в группе, сплочение коллектива

Работа в группе

2

Поведение и культура

Стимулирование поведен-ческих изменений, обучение приемам эффективного межличностного общения

Организационно-деятельностная игра

3

Общение и уважение

Формирование навыков эффективного межличностного общения

Социально-психологический тренинг

4

Конфликт – неизбежность или…

Обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте

Социально-психологический тренинг

5

Толерантность – норма жизни

Развитие терпимого отноше-ния к людям других национа-льностей, вероисповеданий, ценностных ориентаций

Социально-психологический тренинг

6

Без друзей меня чуть-чуть

Осмысление понятий «друг», «дружба», совершенствование навыков общения

Социально-психологический тренинг

7

Я знаю Закон Красно-дарского края № 1539


Исполнение Закона № 1539, профилактика правонаруше-ний среди младших подростков.

Организационно-деятельностная игра

8

Умей сказать «Нет!»


Воспитание неприятия вредных привычек и асоциальных способов поведения

Социально-психологический тренинг

9

На пути к гармонии

Развитие позитивной пози-ции по отношению к окру-жающему миру, людям, себе.

Работа в группе

Рефлексия


Тематический план

7 класс




Тема

Цели

Тип занятия

1

Пойми меня!

Умение выражать свои духовные потребности, находить нужного собеседника

Социально-психологический тренинг

2

Я познаю себя

Мотивация учащихся на обраще-ние к внутреннему миру, анализу собственных поступков

Социально-психологический тренинг

3

Как поступить, если…

Обучение способам поведения в различных ситуациях в подростковой среде

Организационно-деятельностная игра (Девочки и мальчики отдельно)

4

Мир вокруг меня

Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Социально-психологический тренинг

5

Закон Красно-дарского края № 1539 в моей жизни

Исполнение Закона № 1539, профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения среди младших подростков.

Организационно-деятельностная игра

6

Быть толерантным просто

Развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу

Социально-психологический тренинг

7

Как не ошибиться в выборе друзей

Формирование навыков эффекти-вного межличностного общения, правила настоящей дружбы

Социально-психологический тренинг

8

Вежливость – привилегия великих

Стимулирование поведенческих изменений на пути к вежливости и эффективному межличностному общению

Организационно-деятельностная игра

9

Что мы ценим в людях и в себе

Развитие позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

Работа в группе

Рефлексия