|
Программа воспитания коммуникативной культуры учащихся 5-9 классов «Мы вместе»
Управление образованием
администрации муниципального образования
Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Программа воспитания
коммуникативной культуры
учащихся 5-9 классов
«Мы – вместе»
Автор: Бутакова Вера Владимировна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
г. Крымск
2009
Пояснительная записка
Когда ребенок из начальной школы переходит в основную, у него меняется ведущий тип деятельности. По словам Л.С. Выготского, главным в жизни младшего подростка становится общение. Для учащихся 5 класса становится важным мнение сверстников, появляется желание проводить больше времени с друзьями, обсуждать общие проблемы. Естественно, что именно тогда дети начинают задумываться о том, почему у некоторых ровесников много друзей, а другим общаться достаточно нелегко; нужно ли иметь свою точку зрения или соглашаться во всем с окружающими; необходимо ли считаться с мнениями других или упрямо стоять на своем и многими другими вопросами.
Именно в общении младшие подростки усваивают нравственные нормы, типичные для общества в целом и конкретной социальной среды. Именно в общении формируются продуктивные поведенческие навыки.
Предлагаемая программа воспитания коммуникативной культуры школьников предназначена для работы с учащимися 5-7 классов и является первой частью по социализации личности подростка. На занятиях по программе подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, учатся преодолевать конфликты. Систематический курс по воспитанию коммуникативной культуры младших подростков помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение.
Занятия проводятся раз в месяц на классных часах. Программа предполагает тесное взаимодействие с психологом, социальным педагогом, участковым школьным инспектором, библиотекарем.
Ведущие идеи программы:
приоритетом воспитательной системы класса является воспитание коммуникативной культуры школьников как основы для овладения нравственными ценностями личности;
формирование коммуникативной компетенции в школьниках облегчает процесс получения знаний, делая его личностно значимым с помощью развитой рефлексии;
-
толерантность пронизывает все стороны коммуникации, помогая с пониманием относиться к различиям в характере, вероисповедании, ценностных установках окружающих;
мотивация на успешное общение побуждает подростка к самосовершенствованию и саморазвитию;
коммуникативная культура человека снижает уровень тревожности, повышает самооценку, становится здоровьесберегающей составляющей воспитательного процесса;
развитие коммуникативной культуры способствует формированию коллектива, чувства уверенности в себе, потому что «мы – вместе».
Цель программы: формирование у младших подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
усвоить продуктивные приемы бесконфликтного общения на разных уровнях;
мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, рефлексии;
способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе;
формировать толерантное отношение к миру в целом, к конкретным людям;
создать устойчивую систему классного самоуправления на основе продуктивного взаимообогащающего общения.
Необходимые педагогические условия:
-
постоянное психолого-педагогическое самообразование классного руководителя;
активное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся;
педагогическая поддержка классным руководителем подростков;
создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями детей (путем правильно поставленных вопросов и рефлексии);
создание воспитывающей среды в классе на основе взаимного уважения и поддержке друг друга;
принятие законов класса и законов взаимодействия в тренинговой или игровой группе;
этическая защита учащихся и сохранение их тайн.
Методы и формы работы:
социально-психологические тренинги межличностной коммуникации;
организационно-деятельностные игры;
дыхательные и двигательные упражнения;
методы самовыражения (рисунки, создание образов, сочинения и т.п.).
В основе занятий лежат следующие принципы:
этичное отношение к личности;
эмпатическое понимание мира подростка;
конструктивное общение;
интерес к личному опыту подростка и его актуализация;
необходимость выслушивать всех желающих;
конфиденциальность;
диалогичность и рефлексия;
добровольность.
Общая структура занятия включает следующие разделы:
приветствие – позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопринятия;
-
разминка – настраивает участников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать учащихся, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение или изменить эмоциональное состояние участников тренинга;
основная часть представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков в зависимости от темы и личностно-ориентированной ситуации;
рефлексия занятия – предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии и собственных ощущениях в его процессе.
Прогнозируемые результаты:
подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;
учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;
-
разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой;
у ребят сформируется потребность обращаться к своему внутреннему миру, анализировать собственные поступки, рефлексировать;
будет создана устойчивая система классного самоуправления.
Концептуальная модель воспитательной системы класса
по развитию коммуникативной культуры школьников
Коммуникативная культура школьников
|
|
Ценностно-целевой компонент
|
|
Субъект-субъектный компонент
|
|
Содержа-тельный компонент
|
|
Процессуаль-
но-коммуни-кативный
компонент
|
|
Диагностико-результатив-ный компонент
|
|
|
|
|
|
- цели и задачи развития коммуника-тивной культуры;
- приоритетные идеи построения воспитательной системы класса;
-коммуникати-вная культура как основа нравственных ценностей
|
- учащиеся класса;
- классный руководитель, психолог, социальный педагог, школьный инспектор, библиотекарь;
- родители класса;
- другие значимые взрослые
|
- программа воспитания коммуникатив-
ной культуры
через систему тематических занятий;
- социально-психологичес-кий тренинг как системооб-разующий вид деятельности;
- аспекты личностного роста;
- совместная деятельность субъектов программы
|
- формы и методы воспитательного воздействия;
- отношения учащихся и взрослых в классном сообществе;
- внешние и внутренние связи коммуникации;
- развитие классного самоуправления
|
- способы и методики изучения классного коллектива;
- критерии и показатели эффективности результатов
воспитательного воздействия;
- анализ и оценка результативности
|
|
Рефлексивное управление
|
|
Критерии и показатели эффективности управления воспитательной системой;
Воспитательный анализ управления системой;
Самоуправление
|
Модель развития самоуправления в классе
Коллективное подведение итогов.
Рефлексия.
Определение цели деятельности
Обсуждение вариантов решения. Мозговой штурм
Выбор вариантов действия. Коллективное принятие решения.
Реализация решения. Коллективные творческие дела
Тематический план
5 класс
№
|
Тема
|
Цели
|
Тип занятия
|
1.
|
Расскажи мне о себе…
|
Знакомство с новым классным руководителем, вновь прибывшими детьми, правилами работы в группе.
|
Работа в группе
|
2.
|
Приветствие в нашей жизни
|
Овладение навыками разных типов приветствий.
|
Организационно-деятельностная игра
|
3.
|
Социометрия. Кого бы взял на необитаемый остров
|
Определение выборов значимых одноклассников.
|
Организационно-деятельностная игра
|
4.
|
Чем я отличаюсь от других
|
Развитие навыков самопознания и самопринятия.
|
Социально-психологический тренинг
|
5.
|
Я в мире людей. Что такое коллектив?
|
Развитие коммуникативных навыков, определение законов дружбы в классе.
|
Социально-психологический тренинг
|
6.
|
Как жить в согласии с собой и с другими
|
Выработка доброжелательного отношения друг к другу.
|
Социально-психологический тренинг
|
7.
|
Общение в моей жизни
|
Формирование первоначального представления о значении общения в жизни человека.
|
Социально-психологический тренинг
|
8.
|
Как отказаться от нежелательного знакомства
|
Безопасные навыки общения с посторонними
|
Организационно-деятельностная игра
|
9.
|
Расскажи мне обо мне…
|
Анализ личностно-ориентированных ситуаций и подведение итогов 1 года программы
|
Работа в группе
Рефлексия
|
Тематический план
6 класс
№
|
Тема
|
Цели
|
Тип занятия
|
1
|
Правила жизни в коллективе. Этикет
|
Принятие правил работы в группе, сплочение коллектива
|
Работа в группе
|
2
|
Поведение и культура
|
Стимулирование поведен-ческих изменений, обучение приемам эффективного межличностного общения
|
Организационно-деятельностная игра
|
3
|
Общение и уважение
|
Формирование навыков эффективного межличностного общения
|
Социально-психологический тренинг
|
4
|
Конфликт – неизбежность или…
|
Обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте
|
Социально-психологический тренинг
|
5
|
Толерантность – норма жизни
|
Развитие терпимого отноше-ния к людям других национа-льностей, вероисповеданий, ценностных ориентаций
|
Социально-психологический тренинг
|
6
|
Без друзей меня чуть-чуть
|
Осмысление понятий «друг», «дружба», совершенствование навыков общения
|
Социально-психологический тренинг
|
7
|
Я знаю Закон Красно-дарского края № 1539
|
Исполнение Закона № 1539, профилактика правонаруше-ний среди младших подростков.
|
Организационно-деятельностная игра
|
8
|
Умей сказать «Нет!»
|
Воспитание неприятия вредных привычек и асоциальных способов поведения
|
Социально-психологический тренинг
|
9
|
На пути к гармонии
|
Развитие позитивной пози-ции по отношению к окру-жающему миру, людям, себе.
|
Работа в группе
Рефлексия
|
Тематический план
7 класс
№
|
Тема
|
Цели
|
Тип занятия
|
1
|
Пойми меня!
|
Умение выражать свои духовные потребности, находить нужного собеседника
|
Социально-психологический тренинг
|
2
|
Я познаю себя
|
Мотивация учащихся на обраще-ние к внутреннему миру, анализу собственных поступков
|
Социально-психологический тренинг
|
3
|
Как поступить, если…
|
Обучение способам поведения в различных ситуациях в подростковой среде
|
Организационно-деятельностная игра (Девочки и мальчики отдельно)
|
4
|
Мир вокруг меня
|
Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
|
Социально-психологический тренинг
|
5
|
Закон Красно-дарского края № 1539 в моей жизни
|
Исполнение Закона № 1539, профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения среди младших подростков.
|
Организационно-деятельностная игра
|
6
|
Быть толерантным просто
|
Развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу
|
Социально-психологический тренинг
|
7
|
Как не ошибиться в выборе друзей
|
Формирование навыков эффекти-вного межличностного общения, правила настоящей дружбы
|
Социально-психологический тренинг
|
8
|
Вежливость – привилегия великих
|
Стимулирование поведенческих изменений на пути к вежливости и эффективному межличностному общению
|
Организационно-деятельностная игра
|
9
|
Что мы ценим в людях и в себе
|
Развитие позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.
|
Работа в группе
Рефлексия
|
|
|
|