Главная страница

Организация внеурочной работы с учащимися «Группы риска» Дети «зоны риска»


Скачать 72.94 Kb.
Название Организация внеурочной работы с учащимися «Группы риска» Дети «зоны риска»
Дата 09.03.2016
Размер 72.94 Kb.
Тип Документы

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ « Группы риска»

  1. Дети «зоны риска».

Выявление детей «зоны риска» в классе, где я являюсь классным руководителем, проводилось мной на основе моих наблюдений, анкетирования учащихся; на основе изучения психологических особенностей каждого ребёнка, его речи, памяти, логического мышления; на основе индивидуальных бесед с детьми, их родителями, учителями, психологом.

По итогам проведённой диагностики в классе, я выделила несколько основных групп детей, входящих в «зону риска»:

1.одарённые дети,

2.дети, имеющие проблемы со здоровьем,

3.труднообучаемые,

4.педагогически запущенные,

5.социально запущенные.

1.Одарённый ребёнок ( Аксенов А.) – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными достижениями в учёбе, спорте или искусстве.

Обычно об одарённых детях говорят тогда, когда они опережают в своём развитии сверстников. Они легко и прочно усваивают учебный материал, показывают успехи на олимпиадах и конкурсах, их поощряют подарками и премиями, упоминают во всех отчётах. С такими детьми работать легко и приятно.

Однако есть и другая крайность одарённости детей. Это дети, имеющие своё видение, своё отношение, свою оценку всему, что их окружает.

Такие дети обладают нешаблонным мышлением, поэтому в учёбе показывают средние и даже низкие результаты, проявляя непокорность и непослушание. С такими детьми работать очень трудно.

2.Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем (Горбунова О.), вынуждено тратить огромную часть своего свободного времени на лечение и профилактику хронических заболеваний в поликлиниках, больницах, санаториях. В связи с этим они пропускают много учебных занятий и поэтому отстают в усвоении учебного материала. Из-за отсутствия своевременной помощи таким детям, у них накапливаются пробелы в знаниях, они перестают понимать вопросов учителя и ответов других учеников, им становится неинтересно на уроке, в конечном счёте, у них появляется полное безразличие к учёбе.

3.Труднообучаемые дети - это дети с проблемами в развитии и обучении. Они неуспешны в учёбе по всем или отдельным предметам. Неуспеваемость выражается в том, что ученик интеллектуально неразвит, а также имеет слабые навыки чтения, счёта, письма. Таким детям рекомендуется коррекционная помощь педагога-психолога, логопеда и учителя на всех ступенях обучения в школе.

4.Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети, с отклонениями в поведении. Отклонения появились в связи с педагогическими ошибками и непринятием своевременным мер по их исправлению.

Детям этой группы не была вовремя оказана психологическая и педагогическая помощь, помощь коррекционного и реабилитационного характера.

Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный». Проблемы ребёнка не были вовремя замечены педагогами и родителями, были упущены и не получили адекватного разрешения.

Дети этой группы часто отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается в отличие от детей следующей группы, группы

5.Социально запущенных детей – детей, которые испытывают трудности в общении из-за неразвитости социально-коммуникативных навыков. У них почти отсутствует способность ко всякому размышлению, направленному на анализ своих поступков, прошедших событий, своего внутреннего состояния. Им трудно приспособиться к принятым в обществе правилам и нормам поведения. Это самая сложная группа детей. Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. У таких детей искажены представления о моральных и этических нормах. Поведение их характеризуется несдержанностью, драчливостью, мелким воровством, употреблением спиртного, хулиганством, бродяжничеством, вымогательством и др., часто перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Обычно дети попадают в «зону риска» в результате неправильного семейного воспитания: плохие, порой враждебные, взаимоотношения в семьях; разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребёнка из одной семейной ситуации в другую; ненадлежащие, порой невыносимые условия для проживания (в семьях ведётся аморальный образ жизни: зависимость от алкоголя, неразборчивость в выборе половых партнёров, пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т.п.). Поэтому при работе с ребёнком, находящимся в «зоне риска», в первую очередь следует обратить внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьёй такого ребёнка зачастую оказывается самым важным и эффективным средством для получения положительных результатов в работе с самим ребёнком.

Равнодушное отношение к детским проблемам, педагогическая невнимательность к «трудным» детям обрекают их на последовательный переход из «зоны риска» в «группу риска».

«Границей риска» для ребенка школьного возраста является отсутствие любви и заботы взрослых.

Любить и уважать «трудных» сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, так как в жизни они, как правило, обделены этими эмоциями.

Когда нет доверительных отношений между учителем и ребёнком в школе, когда отсутствует мотивация к учёбе, то такой ребёнок может перейти «границу риска» и оказаться в «группе риска.

Чтобы предотвратить переход «трудных» детей из «зоны риска» в «группу риска», необходимо создать среди них атмосферу успеха: помочь учиться победно, обретать уверенность в своих силах и способностях, предоставить им возможность проявить себя с лучшей стороны.

Компенсируйте их недостатки выявлением положительных сторон; опирайтесь и делайте ставку на всё хорошее, что есть в этих детях; не скупитесь на поощрение и похвалу, верьте в них, и вы в скором времени почувствуете, как меняется каждый ребёнок, причём в лучшую сторону.

«От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы», - вот девиз под которым я стараюсь работать.

  1. Формы работы.

При работе с детьми «зоны риска» я стараюсь не выделять их из всего коллектива. Наш класс - это единое целое, семья, в которой я пытаюсь создать все условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития для каждого ребёнка.

Социальную и педагогическую поддержку дети, входящие в «зону риска», получают за счёт создания в классе развивающей и адаптирующей для них среды.

В процессе воспитания я использую следующие формы работы:

словесно – логические,

образно – художественные,

трудовые формы внеурочной работы,

игровые или досуговые,

психологические.

В основе этой типизации легли главные средства воспитательного воздействия: слово, образ, переживание, чувства, деятельность, работа, игра, психологические упражнения (тренинг).

  1. Словесно – логические формы работы, где

основным средством воздействия на детей является слово (убеждение словом),

слово, вызывающее ответные эмоции у детей.

К этому типу форм относятся: беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр..

Главное здесь – обмен информацией (сообщения учеников, учителей, родителей и др.), обсуждение проблем.

2.Образно – художественные формы

объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках и других сходных ситуациях.

Совместно переживаемые чувства имеют огромную возвышающую и объединяющую силу.

3.Трудовые формы внеурочной работы.

Совместный труд может вдохновлять не меньше театра или праздника. Положительно воздействует на детей любая совместная работа, любой труд.

Работу надо строить таким образом, чтобы каждый ученик был заинтересован в итоге своего труда.

Применяются такие формы как оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, создание классной библиотеки, ярмарка – распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др..

4.Игровые или досуговые формы работы.

Игры занимают важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматриваются педагогами как одно из главных средств воспитания.

Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив.

Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению определённых правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игры могут быть спортивными, познавательными, соревновательными, конкурсными. Это могут быть и подготовка спектаклей или концертов, и туристические походы, и экскурсионные поездки, и соревнования, и конкурсы и многое другое.

5.Психологические формы работы.

В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии.

Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Класс – это сложная система, которая будет по-настоящему эффективной только тогда, когда каждый человек, входящий в неё или соприкасающийся с ней: ребёнок, учитель, родитель, гость, - будет счастлив.

Воспитательная работа в нашем классе построена на создании традиций, дающих возможность каждому ученику самовыражаться и обретать веру в свои возможности: не бояться размышлять, творить, свободно выражать своё мнение, искать себя, достигать.

Коллективные творческие дела - вот системообразующий фактор воспитательной работы в нашем классе.

В течение учебного года дети принимают участие в мероприятиях, школьных праздниках, посещают секции и кружки.

.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: Внеурочная работа с детьми « Группы риска».

Формы внеурочной работы.

c:\users\администратор\downloads\bookowl.gif

Подготовила: Долматова Н.А.