Главная страница

Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»


Скачать 85.07 Kb.
Название Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Дата 05.04.2016
Размер 85.07 Kb.
Тип Конспект


Конспект урока русского языка

Учитель русского языка и литературы

Бадардина Елена Петровна

Тема: Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Класс: 5

Цель: научить учащихся свободно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.

Задачи:

1.Обучающие:

  • дать понятие натюрморта;

  • формировать умения построить сочинение – описание по картине, используя лексико – изобразительные средства;

  • совершенствовать орфографический навык.

2. Развивающие:


3.Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному языку, родной природе.


Тип урока: развитие речи (подготовка к написанию домашнего сочинения)
Оборудование:

техническая составляющая: персональный компьютер, проектор;

дидактическая составляющая: презентация Power Point, репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», раздаточный материал, компакт-диск с записью музыки С.В.Рахманинова «Сирень»

УМК по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской, 5 класс (М: Просвещение, 2009).

Учебник построен в соответствии с «Программой по русскому языку для 5-9 классов». Авторы программы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. (М:Просвещение, 2010) и требованиями ФГОС 2004г.

Дополнительная литература:

1.Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. - М.:1978.

2.Ходякова Л.А., Новикова Л.А.Сочинение по картине в 5 классе.- М: 2007.

На доске написан эпиграф:

«... И в саду каждой веткой росистой торжествующе пахнет сирень»
(Всеволод Рождественский)


Ход урока

1.Орг.момент (слайд №1)

2.Постановка целей урока (слайд №2)

3.Создание мотивации через беседу о сирени

4.Сообщение о художнике (слайд№3)

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

  • Что такое натюрморт?

5.Словарно-орфографическая работа

Натюрморт – от франц. «натюр» - природа + «морт» - мертвый. Буквально «мертвая природа».

Натюрморт-это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба (слайд № 4).

Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале 17 века. Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность (слайд №5).

П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. Петр Петрович говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь чаще» (слайд №6). Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен.

- А вы знаете, откуда пришло название слова «сирень»?

Существует древнегреческая легенда о происхождении сирени.

Молодой Пан – бог лесов и лугов повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – СИРЕНЬ. Вот, что гласит древнегреческая легенда.

П.П. Кончаловский говорил часто: «Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы».

6.Предъявление картины (слайд №7)

(с одновременным прослушиванием музыки С.В.Рахманинова «Сирень»)

Перед предъявлением учитель ставит задачу: Посмотрите внимательно на картину. Какое настроение она передает?

7.Беседа по глобальному восприятию

- Какие чувства у вас вызвала картина П.П. Кончаловского?

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

8. Детальный анализ и сбор языкового материала

- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

- Какого цвета, каких оттенков сирень?

- С чем можно сравнить цветы?

- Можно разглядеть отдельные цветочки? Почему?

- Опишите гроздья сирени?

- Листочки какие?

- В чем стоит букет?

- Какими прилагательными — эпитетами можно описать сирень и выразить свое отношение к ней?

- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?

9. Работа по карточке

- Вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский.

Послушайте и скажите, нет ли схожих образов сирени у художника и поэта?

Карточка №1

Сирень


Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,


В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.

В.Рождественский

- Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени?

- Чем же схожи описания сирени у художников и поэтов?

10. Выражение основной мысли

11. Коллективное составление плана сочинения (слайд№8)

1. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

2. Чудесный букет сирени

а) цвет;

б) гроздья;

в) листья;

г) корзина.

3. «В букете все живет, цветет и радуется».

12. Подведение итогов (слайд №9, №10)

13. Домашнее задание





Технологическая карта урока

учителя русского языка и литературы Бадардиной Е.П.

Тема: Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Класс: 5

Цель: научить учащихся свободно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.

Задачи:

1.Обучающие:

  • дать понятие натюрморта;

  • формировать умения построить сочинение – описание по картине, используя лексико – изобразительные средства;

  • совершенствовать орфографический навык.

2. Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать чувство прекрасного.


3.Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному языку, родной природе.


Тип урока: развитие речи
Оборудование:

техническая составляющая: персональный компьютер, проектор;

дидактическая составляющая: презентация Power Point, репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», раздаточный материал, компакт-диск с записью музыки С.В.Рахманинова «Сирень»

УМК по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской, 5 класс (М: Просвещение, 2010).

Учебник построен в соответствии с «Программой по русскому языку для 5-9 классов». Авторы программы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. (М: Просвещение, 2010) и требованиями ФГОС 2004г.

Дополнительная литература:

1.Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. - М.:1978.

2.Ходякова Л.А., Новикова Л.А.Сочинение по картине в 5 классе.- М: 2007.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие, сообщить тему. Поставить цель урока. Озвучить порядок проведения урока

2.Создание мотивации через беседу о сирени.

3.Сообщение о художнике

Дать общие сведения о художнике

4.Словарно-орфографическая работа

Дать понятие натюрморта, историю его появления как жанра живописи.

Легенда о происхождении слова «сирень».

5.Предъявление картины

(с одновременным прослушиванием музыки С.В.Рахманинова «Сирень»)

Перед предъявлением учитель ставит задачу: Посмотрите внимательно на картину. Какое настроение она передает?

6.Беседа по глобальному восприятию

- Какие чувства у вас вызвала картина П.П. Кончаловского?

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

7. Детальный анализ и сбор языкового материала

- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

- Какого цвета, каких оттенков сирень?

- С чем можно сравнить цветы?

- Можно разглядеть отдельные цветочки? Почему?

- Опишите гроздья сирени?

- Листочки какие?

- В чем стоит букет?

- Какими прилагательными — эпитетами можно описать сирень и выразить свое отношение к ней?

- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?

8. Работа по карточке

Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учащимся. Работа с раздаточным материалом.

9. Коллективное составление плана сочинения

Помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.

1. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

2. Чудесный букет сирени

а) цвет;

б) гроздья;

в) листья;

г) корзина.

3. «В букете все живет, цветет и радуется».

10. Выражение основной мысли картины

11. Подведение итогов

12. Домашнее задание

Написание сочинения, пользуясь планом и собранным материалом.