|
Урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме:
«Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некоторых из представленных элементов на примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»/
Целевой компонент предполагает приоритетность решения задач формирования универсальных ключевых компетентностей, составляющих основу умения учиться. В рамках урока русского языка осуществляется развитие следующих компетентностей:
коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой.
Подробнее остановимся на коммуникативной компетентности. Обеспечение ее развития – это работа, направленная на воспитание «умения определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения».
«Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока».
В рамках данного урока мобилизующим этапом является проблемная ситуация, логичным выводом из которой становится формулирование учащимися темы и целей урока. Вниманию учеников предлагается языковой материал: Снег хлопьями падает с неба. На улицах вырастают сугробы. Далее предлагаются следующие вопросы и задания:
Нравится ли вам этот текст?
Как вы думаете, чего в нем не хватает?
Как бы вы улучшили его?
Запишите исправленный текст. Возможный вариант: Белый снег огромными хлопьями падает с неба. На улицах вырастают пушистые сугробы.
Выполните синтаксический разбор получившихся предложений.
Что мы изменили, чтобы сделать текст выразительнее? Что добавили?
Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
Чем мы сегодня займемся? Сформулируйте цель нашего урока.
Цели формулируются следующим образом:
сформулировать понятие определения;
научиться выявлять определения в предложениях.
Формулируя цель урока, ученики проговаривают: «Сегодня на уроке я …». Такое начало фразы изначально формирует цели как личностнозначимые для каждого и дает психологическую установку на результативную работу.
При конкретизации целей используем принцип опоры на языковые модели и алгоритмы правила. Активно этот метод работает тогда, когда учащиеся ведут самостоятельный поиск.
Проиллюстрируем данную мысль примером. Данный урок является третьим в теме «Второстепенные члены предложения». Первый урок по изучению темы включал работу учеников по созданию таблицы «Второстепенные члены предложения». Эта таблица представляет признаки, по которым характеризуется каждая синтаксическая единица. Следующие уроки предполагали заполнение этой таблицы признаками изучаемого члена предложения. К данному занятию таблица имеет следующий вид:
Название члена предложения.
|
Дополнение
|
|
|
Что обозначает?
|
предмет
|
|
|
На какие вопросы отвечает?
|
на вопросы косвенных падежей
|
|
|
От какого слова зависит?
|
обычно от глагола-сказуемого
|
|
|
Словами каких частей речи может быть выражено?
|
существительным или местоимением в
|
|
|
Примеры
|
Мальчик пишет (что?) письмо.
Звезды усеяли (что?) небо.
|
|
|
На основе материала таблицы первая цель конкретизируется учащимися следующими задачами-вопросами:
Что обозначает определение?
На какие вопросы отвечает?
От какого слова зависит?
Какой частью речи может быть выражено?
Итак, цель урока поставлена и конкретизирована.
Работа учеников по формулировке темы и цели урока способствует и реализации мотивационного компонента. Эта тема не является новой для ребят, ее изучение предусмотрено в начальной школе, поэтому прежде всего ученикам предлагается ответить на поставленные вопросы самостоятельно, без помощи учебника. Каждый ученик отмечает для себя вопросы, вызвавшие затруднения, затем идет обсуждение этих вопросов. Т.о, выявляются «пробелы» в знаниях, которые каждому ученику и предстоит заполнить на данном уроке. Учитель дает установку на добросовестную работу, т.к. в качестве итога урока ребятам будет предложен проверочный тест.
Реализации мотивационного компонента способствуют и ситуации успеха, предусмотренные уроком. Приведем пример одной из них. Этапу целеполагания предшествует работа, направленная на актуализацию материала, изученного на предыдущем уроке. Она включает в себя практическое задание и репродуктивный опрос. Т.о., прежде чем перейти к теоретическим вопросам, предлагается задание, которое помогает вспомнить изученное, а также ученикам дается возможность повторить материал таблицы, и лишь затем ребята демонстрируют свои знания по изученной теме. Т.о., изначально в классе создана благоприятная психологическая атмосфера, ребята мотивированы на дальнейшую работу.
Коммуникативный компонент предполагает развитие умения общаться, воспитание культуры общения. Это достигается отсутствием негативных оценок, предупреждением конфликтных ситуаций, организацией ситуаций совместной работы. Так, на этапе закрепления, ребятам предлагается работа в группах по 4 человека. Каждой группе дается карточка с именем одного литературного персонажа (из произведений, изученных на уроках литературы). Ребята должны за две минуты подобрать как можно больше определений к нему. Затем ученики зачитывают свои определения, а остальные – отгадывают персонаж.
На этапе закрепления предполагается работа, направленная на развитие умения аргументировано спорить, выстраивать грамотный ответ. Учителем проговаривается фраза: «Без определений русский язык был бы лучше, т.к. определения только засоряют и усложняют его». Ребята должны аргументировано оспорить высказывание.
На этапе обобщения также организована работа, имеющая коммуникативную направленность. Ученики составляют по одному вопросу по изученной теме и задают их друг другу, при этом оценивая ответы друг друга и корректируя их.
Содержательный компонент урока предполагает изучение материала в виде систем познавательных и практических задач. Так, примером решения познавательной задачи является самостоятельное заполнение таблицы в начале урока и дополнение ее материалом из параграфа, а также в течение всей работы. Примером практической задачи может служить работа с текстом. Ученики выписывают определения вместе с определяемым словом из следующего текста:
На цирковую арену выбежала маленькая девочка. У нее были синие-синие глаза, а вокруг них длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки. Она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар…
Затем, опираясь на таблицу, доказывают, что выписанные слова являются определениями. Такая работа закрепляет теоретические знания, способствует развитию умения самостоятельно мыслить и формулировать аргументированное высказывание.
На данном уроке важно акцентировать внимание ребят на определениях, выраженных именами существительными. Перед учениками ставится проблемный вопрос: есть ли синтаксическое различие слова «дерево» в словосочетаниях «спилить дерево», «дом из дерева»?
Определяется синтаксическая роль этого слова в обоих случаях. Ученики приходят к выводу о том, что в первом случае слово отвечает на вопрос «что?», а во втором – «какой?» Затем предлагается задание на закрепление. Ребята самостоятельно выполняют упражнение в учебнике – заменяют словосочетание «прил. + сущ.» словосочетанием «сущ. + сущ.», т.е. формулируют определения, выраженные именами существительными.
В содержание урока включены задания творческого характера (распространение текста определениями, подбор определений к указанному предмету), включены элементы проектной деятельности (заполнение совместно созданной таблицы «Второстепенные члены предложения»), задания поискового характера (найти в тексте определения, выраженные именами существительными).
Также следует обратить внимание ребят на сказуемые, выраженные прилагательными, т.к. ученики часто путают их с определениями. Вниманию ребят предлагается синтаксический разбор предложения. Ученики должны выявить ошибки, если они есть.
Утро солнечное, морозное.
Затем звучит вопрос: «Как вы думаете, почему допущены ошибки?»
Далее ребятам предлагается записать в тетрадь исправленный вариант: Утро солнечное, морозное.
Затем звучит вопрос: «Каким еще способом можно исправить эти ошибки?» (изменить порядок слов).
Далее ученики письменно выполняют правку вторым способом: Солнечное морозное утро.
Вывод из этого задания ребята формулируют самостоятельно, затем оформляют в тетрадях следующую наглядную запись: Прил. сущ. – Сущ. прил. Далее ученики
Подбирают собственные примеры, иллюстрирующие эту запись.
В качестве домашнего задания ребятам предлагается выполнить упражнение из учебника и заполнить строку таблицы «Примеры».
Реализации технологического компонента способствуют элементы проблемного обучения, о которых уже было сказано выше, а также методы и приемы, обеспечивающие здоровьесберегающий характер урока. Так, урок предполагает две физминутки. Первая:
Вечер зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок.
В завершение физминутки ребята проговаривают определения, которые прозвучали в стихотворении.
Вторая физминутка также является тематической. Учитель зачитывает высказывание, если ребята согласны с ним – хлопают, нет – топают. Звучат следующие высказывания:
-
Определение – второстепенный член предложения;
Определение отвечает на вопросы кто? что?;
Определение не может отвечать на вопрос чей? ;
Определение обозначает признак предмета;
Определение зависит от глагола-сказуемого;
В предложении Удивительная картина открывалась моим глазам определениями являются слова удивительная и моим.
Определения делают нашу речь более точной и выразительной.
Важным является контрольно-оценочный компонент урока. На этом этапе необходимо обратить внимание на результат учебной деятельности, поэтому ребятам предлагается сформулировать понятие определения, привести примеры, сделать вывод о том, были ли реализованы цели урока. Таким образом происходит формирование и развитие рефлексии, в результате чего становится всё больше учащихся, которые осознанно, с пониманием относятся к результатом своего труда. А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности. На это же направлена и диагностическая работа. Здесь учитель только организует и консультирует, а сама работа ведётся учеником. Ребятам предлагается самостоятельная работа с тестом, затем учитель называет верные варианты ответов и критерии оценки. Каждый ученик оценивает свою работу и обозначает вопросы, в ответе на которые допустил ошибки. Еще раз отвечает на эти вопросы.
Представленные выше способы реализации компонентов современного урока являются лишь вариантом из множества возможных. Каждый учитель, выбирая тот или иной вариант организации урока, конечно, должен прежде всего учитывать особенности своего класса и каждого ребенка в отдельности. Итак, вариантов может быть множество, но в рамках критериев эффективности современного урока они приобретают общую суть, а именно: такую организацию учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого учится самостоятельно «добывать знания».
Список использованной литературы:
1. Теоретические основы активизации познавательней деятельности младших школьников // http://www.referatik.ru/ Педагогика
2. Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка, Кутузова Татьяна Сергеевна, учитель // Преподавание русского языка © 2003—2011 Издательский дом «Первое сентября»
3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы : проект. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
|
|
|