|
Великие гуманисты Европы
Великие гуманисты Европы
Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на окружающий мир, его восприятии.
На этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм и познакомиться с самыми выдающимися гуманистами эпохи Возрождения.
Начнем с определения понятия гуманизм – это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности. Давайте сделаем его более понятным для себя. Что такое система взглядов? Люди всегда имеют свое мнение, или взгляд, касающийся какого-либо вопроса. А когда все эти мнения собираются вместе и приводятся к чему-то общему, получается система. В нашем случае это были взгляды на место человека в мире. Таким образом, мы подходим ко второй, возможно, непонятной части определения – «самоценность человеческой личности». Гуманисты ставили в центр внимания человека, который интересовался науками, литературой, искусством, умел правильно общаться. Это был в первую очередь образованный человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить окружающий мир.
Время, когда зародился гуманизм, называется эпохой Возрождения. Люди вернулись к культуре античности, словно возродили ее, забытую в период средневековья. Это коснулось и архитектуры, и скульптуры, и литературы. Но самым главным стало то, что именно человек, его чувства и переживания стали объектом изучения.
Человек с новыми взглядами и интересами не мог появиться из ниоткуда. Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял Витторино де Фельтре, который основал в XV веке гуманистическую школу «Дом радости». Школа была окружена природой, дети в процессе обучения не находились в темных помещениях, они были на воздухе. В процессе обучения не применялись физические наказания. Обучаться здесь могли не только дети аристократов, но и дети простых людей, если они проявляли способности к учебе. А что самое важное, уделялось внимание разностороннему развитию человека, как интеллектуальному, так и физическому. Прообразом такой системы стали античные школы.
Эразм Роттердамский написал трактат «О приличии детских нравов», в котором через вопросы и ответы предлагал детям изучить правила поведения. Так, во время беседы с человеком Эразм Роттердамский невежливым считал поднимать брови, морщить нос, зевать, трясти головой, ковыряться в ушах. Согласитесь, эти правила вполне действуют до сих пор.
Давайте познакомимся с Эразмом Роттердамским и его произведениями более подробно. Родился он 28 октября 1469 года неподалеку от Роттердама. Имя Эразм переводится с греческого – «любимый, желанный», а на латинский переводится – disidenus. Объединив эти слова, философ стал известен миру как Дезидерий Эразм Роттердамский. В 19 лет он стал послушником монастыря. Здесь Эразм Роттердамский открыл для себя огромную библиотеку, в которой он прочел немало книг. Через пять лет пребывания в монастыре ему удалось покинуть его стены, став секретарем епископа. В скором времени Эразм стал студентом богословского факультета в Париже. Во время путешествия в Лондон он подружился с Томасом Мором, тогда еще начинающим адвокатом. На протяжении всей жизни они будут самыми преданными друг другу друзьями. Эразм Роттердамский работал в Кембриджском университете, был советником испанского короля. Им было совершено множество путешествий по всей Европе и везде его ждали признание и успех. Умер он в Базеле 12 июля 1536 года.
Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является «Похвала Глупости», написанная в 1509 году. В этом сочинении нам представлено выступление Глупости перед людьми. Она следует пословице «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят». Отцом глупости был Плутос – бог богатства, выкормили ее Опьянение и Невоспитанность. В свиту Глупости входят Лесть, Забвение, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул и Непробудный сон. Родилась Глупость на Счастливых островах, где «не сеют, не пашут, а в житницы собирают». На этих островах не было ни старости, ни болезней. В этой части Эразм Роттердамский показывает нам, что порождает глупость и сопутствует ей.
Далее он высмеивает пороки общества, которые также порождены Глупостью. Женщины глупы, поэтому, чтобы нравиться, они красятся и всячески себя украшают. Именно Глупость изобрела застольные обряды. Люди не устают льстить друг другу, восхищаясь пороками друзей, закрывая глаза на их недостатки и слабости. Глупость подогревает в людях желание прославиться. «Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, суд». Перед нами предстает человеческая двуличность, все люди носят маски, а под ними скрывается оборотная сторона каждого. Высмеиваются суеверия, люди готовы бесконечно слушать рассказы о знамениях и чудесах, басни о призраках. Избавления от глупости не дают богатые приношения в церковь. Война порождена глупостью. На ней потребны силачи, здоровяки, у которых побольше отваги и поменьше ума.
В следующей части Эразм Роттердамский показывает истинное лицо тех, кто относится к высшим слоям населения, а также ученых и богословов. Грамматические училища Глупость называет «размышляльниками». Грамматики устрашают детей своим видом и голосом, бьют их прутьями и розгами. Поэты ласкают уши глупцов нелепыми баснями. Юристы очень самодовольны, они цитируют законы, которые вообще не относятся к делу. Королей и Пап Глупость называет «обезьянами, рядящимися в пурпур, и ослами, щеголяющими в львиной шкуре». Короли живут в довольстве и веселии, допускают к себе лишь тех, кто говорит им приятные вещи. За деньги они продают должности и чины. Вельможи предстают раболепными и гнусными. Епископы и папы не имеют представления о праведной жизни и хотят только денег.
Таким образом, в этом произведении через сатиру показаны все стороны жизни и общества, которым уже давно необходимы перемены. Это было первым голосом нового общества, которое опиралось на разум.
Следующий гуманист, с которым мы познакомимся – это Томас Мор. Он родился 7 февраля 1478 года в Лондоне. Образование получил в Оксфорде. Впоследствии работал адвокатом довольно высокого ранга. В 26 лет Томас Мор стал членом Парламента. Через несколько лет он вошел в состав Тайного совета и получил рыцарское звание. В 1525 году он стал Лордом-канцлером. Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви. 6 июля 1535 года его казнили.
Величайшим произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Основная ее идея состоит в критике современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.
В первой части говорится о положении в Англии и других государствах. Основной причиной всех бед является собственность и деньги. Короли гораздо более обеспокоены увеличением государственных территорий, чем хорошим управлением тем, что им уже принадлежит. Томас Мор рассуждает о суровых законах против воров. Хотя, по его мнению, необходимо сделать так, чтобы люди не были вынуждены воровать, чтобы им всего хватало. Острым является вопрос распространения огораживаний и постоянного желания получения прибыли от продажи шерсти. Когда речь заходит о Франции, упоминается ее многочисленное войско, состоящее из наёмных солдат. Французы постоянно ищут войны, чтобы у неопытных солдат появился опыт в военном деле.
Во второй части книги описывается модель идеального государства – Утопия. Находится оно на острове и включает в себя 54 города, в которых язык, нравы и законы одинаковые. Число 54 появилось не случайно, именно столько было городов в Англии и Уэльсе в то время. Дома здесь трехэтажные, а их крыши покрыты специальным составом, который защищает от пожаров. Помните пожары в Лондоне и других городах, когда разрушался практически весь город.
Очень интересным является государственное устройство. Главой является князь, который избирается пожизненно. Сместить его можно только в случае подозрения его в тирании. Все законы и решения принимаются на Народных сборах, на которые собираются по 3 старых гражданина от каждого города. Люди объединены в семьи. Во главе каждых 30 семей – филарх, который следит, чтобы никто не бездельничал. У филархов очень красивые дворцы, в которых ежедневно устраиваются обеды для представителей семей. Дома почти никто не ест.
Все жители обучаются земледелию и одному ремеслу по выбору. Семьи поочередно отправляются в деревню на работу. Там они проводят два года, после чего возвращаются в город. Все взрослые граждане обязательно работают. День у них выглядит примерно следующим образом: 3 часа работы до полудня, обед, 2 часа отдыха, 3 часа работы, ужин. Таким образом, рабочий день составляет всего 6 часов. Вспомните, что в то время в Англии работали от рассвета до заката.
В каждом городе есть общие склады, куда все семьи отвозят то, что производят. Каждый житель может в случае необходимости взять оттуда любую вещь бесплатно.
Внимательно относятся в Утопии к больным людям. Для них устроены специальные больницы за пределами городов, чтобы они не пересекались со здоровыми гражданами и не могли их заразить.
Интересно отношение утопийцев к золоту. По их мнению, оно не может быть более ценным, чем железо, вода или воздух. И чтобы люди не испытывали желания накапливать его себе, золото сделали соответствием позора. Из него делали ночные горшки, кандалы для рабов, опозорившиеся люди носили в ушах золотые кольца, на шее золотые цепи, на голове золотой обруч.
Очень мало средств тратится на одежду, так как есть специальная одежда для работы, для улицы. В результате одно платье может носиться 2 года. Князь внешне отличается только тем, что везде появляется с пучком колосьев, а перед епископом несут большую свечу. Вспомните, какое огромное количество нарядов в Европе собиралось в гардеробных знати и духовенства в XVI-XVII веках.
В Утопии каждый может выбрать себе ту религию, которую хочет. В городах очень мало храмов, но они очень вместительные. В них каждый молиться тому богу, которому пожелает. А ведь в то время в Европе уже начался раскол церкви, когда религия стала насаждаться насильственно.
Как видите, Томас Мор вообразил абсолютно идеальное государство, построить которое представляется невозможным. А слово «утопия» до сих пор является синонимом чего-то несбыточного, фантастического.
Еще один гуманист, который оказал влияние на развитие общественного сознания – Франсуа Рабле. Родился он в маленьком французском городке Шинон в 1494 году. В детстве находился в монастыре, где выучил латинский и греческий языки. Затем поступил в университет в Пуатье, где изучал медицину. На протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все его произведения были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.
Самым известным его произведением стала книга «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре сюжета книги – добрые великаны. События, которые происходят с ними, хоть и преувеличены, но они отражают дух того времени и проблемы, с которыми сталкивалось общество. Например, высмеивается старый метод образования. Воспитанием Гаргантюа занимались богословы, которые заставляли его все заучивать наизусть, без понимания, зачем. В результате он стал еще глупее, чем был до этого. Тогда его отдают на обучение гуманистам, которые и раскрывают перед ним мир науки и искусства.
Рабле высмеивает систему управления государством. Для этого он использует слишком доброго короля Гаргантюа и злого и грубого правителя Пирохла, которые ведут между собой войну из-за плюшек. Ни первый, ни второй тип правителя не кажется Рабле идеальным. Таким становится сын Гаргантюа Пантагрюэль. Он очень спокоен и уравновешен. Отличается гумманостью.
В книге встречаются и народные персонажи. Например, Панург. Это житель города. Он достаточно умен и упрям, но при этом жуткий авантюрист и плут, который знает множество способов, как раздобыть деньги. Этот образ является пародией на типичного городского бродягу.
Еще один друг Пантагрюэля – брат Жан, который носит рясу скорее по привычке, чем по призванию. Он все время занят делом, и руки его покрыты мозолями. Этот монах очень добрый и храбрый. Брат Жан выступает за свободу личности и основывает Телемское аббатство, над входом в которое висит надпись «Делай, что захочешь».
В книге представлены все отрицательные стороны папства, судей, богословов и правителей.
Как видите, в эпоху гуманизма люди по-новому взглянули на свою жизнь, смогли подвергнуть критике все ее основы. Многие предлагали свои варианты построения общества, в котором именно человек являлся основной ценностью. Но главным стало стремление к образованности, уважение к тем, кто стремится к знаниям и помощи людям.
|
|
|