Словосочетание.
1.Строение словосочетания: главное слово (Х) и зависимое слово (?)
Именные
|
Глагольные
|
Х
Прил. + сущ.
Прил. Какие? Х сущ.
длинные молнии
|
Х
Глаг. + нар.
Нар. Как? Х гл.
ярко вспыхивали
|
Х
Глаг. + сущ. с предлогом
Х Гл. где? Пр. Сущ.
Вспыхивали в небе
|
Х
Прич. + сущ.
Прич. Какие? Х сущ.
разветвлённые молнии
|
Х
Дееприч. + нар.
Х деепр. Куда? Нар.
улетая вдаль
|
Х
Деепр. + сущ. с предлогом
Х деепр. По чему? Пр. сущ.
проплывая по реке
|
|
|
|
|
|
|
2. Виды связи слов в словосочетании.
Согласование
|
Главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже.
|
Х
Прил. + сущ.
Какие?
Прил.(ж.р. мн.ч. И.п.) Х сущ.
длинные молнии
|
Х
Прич. + сущ.
Какие?
Прич. (ж.р. мн.ч. И.п.)
Хсущ.
разветвлённые молнии
|
Управление
|
Главное слово (гл., деепр.) управляет зависимым (сущ. с предлогом).
|
Х
Глаг. + сущ. с предлогом
(где? В чём?)
Х Гл. Пр. Сущ.П.п.
Вспыхивали в небе
|
Х
Деепр. + сущ. с предлогом
По чему?
Х деепр. Пр. сущ.Д.п.
проплывая по реке
|
Примыкание
|
Зависимое слово (нар., деепр.) примыкает к главному с помощью вопроса.
|
Х
Глаг. + нар.
Нар. Как? Х гл.
ярко вспыхивали
|
Х
Дееприч. + нар.
Х деепр. Куда? Нар.
улетая вдаль
|
Х
Глаг. + деепр.
Х гл. (как?) деепр.
вспыхивали улетая
|
Х
Нар. (прил., прич.)+ нар.
Нар. (как?) Х нар.
Очень высоко
Нар. (как?) Х прил.
Весьма длинный
Нар. (как?) Х прич.
Менее расположенный
|
Разбор словосочетания.
Какая? Где?
прил Х сущ. Х гл. по чему? Пр. сущ. нар. Как? Х нар.
Вечерняя гроза проходила по небу очень далеко.
1 гроза проходила – грамматическая основа, словосочетанием не является;
прил. какая? Х сущ. Х
2 вечерняя гроза: прил. + сущ., именное, согласование;
Х гл. по чему? Пр. сущ. Д.п.
3 проходила по небу: гл. + сущ. в Д.п. с предлогом, глагольное, управление;
Х гл. где? Нар. Х
4 проходила далеко: гл. + нар., глагольное, примыкание;
нар. Как? Х нар.
5 очень далеко: нар. + нар., примыкание.
Простое предложение.
Характеристика предложения.
1.Роль в языке.
|
Выражает законченную по смыслу и интонации мысль.
|
В лесу раздавался топор дровосека.
|
2.Строение.
Виды предложений по числу грамматических основ.
|
Есть грамматическая основа.
Одна грамматическая основа – предложение простое, две и более – сложное.
|
3.Вид предложения по цели высказывания.
|
Повествовательное (.), побудительное (!, .), вопросительное (?).
|
1.Мы пойдём в кино.
2. Пойдём в кино!
3. Когда мы пойдём в кино?
|
4.Виды предложения по интонации.
|
Невосклицательное (нет !)
Восклицательное (!)
|
1.Стой!
2.Сегодня прохладно.
|
5.Виды предложения по количеству главных членов.
|
Двусоставное (есть подлежащее и сказуемое), односоставное (есть один главный член).
|
1.В поле зацвели васильки.
2. На дворе тепло.
|
6. Виды предложе-ния по наличию второстепенных членов.
|
Нераспространённое (нет второстепенных членов), распространённое (есть второстепенные члены)
|
1.Мы молоды.
2.В полях растут ромашки.
|
7. Виды предложения по наличию осложняющих конструкций.
|
Не осложнено (нет осложняющих конструкций), осложнено (есть осложняющие конструкции).
|
1.В полях растут ромашки.
2. В полях растут ромашки, васильки, зверобой.
|
2.Члены предложения.
Грамматическая основа – главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Член предложения
|
Вопросы
|
Чем выражается
|
Пример
|
Подлежащее – главный член.
|
Кто? Что?
|
Существительное
Местоимение (может быть глаголом в н. ф., числительным, прилагательным)
|
1.За окном трещит мороз.
2. Мы смелые и сильные.
3. Курить – здоровью вредить. 4.Пятью пять – двадцать пять.
|
Сказуемое - главный член.
|
Что делает? Что сделает? и т.д.
Каков?
|
Простое глагольное сказуемое: глагол.
|
1.За окном трещит(ПГС) мороз.
2. я начал изучать (СГС) английский язык.
3.Мы смелы(СИС) и сильны (СИС0.
4. Дороги расчищены(СИС).
5.Учение – свет(СИС).
|
Составное глагольное сказуемое: вспомогательный гл. + основной гл. в Н.ф. (вспомогательные гл.: стал, начал, кончил, собирался, мог, хотел, должен, рад, обязан, готов)
|
Составное именное сказуемое: глагол-связка быть (есть, нулевая связка) + краткое прилагательное, краткое причастие (может быть сущ. в И.п., полное прил., полное прич.)
|
Дополнение – второстепенный член.
|
Вопросы косвенных падежей (Р., Д., В., Т., П.)
Прямое / косвенное
|
Существительное местоимение (может быть гл. в н.ф.).
|
Обо мне написали в газете.
|
Определение - второстепенный член.
|
Какой? Чей?
Согласованное / несогласованное
|
Прилагательное причастие местоимение
|
Фруктовые деревья, приносящие много плодов, требуют нашего внимания.
|
Приложение - второстепенный член.
|
Какой?
|
Существительное
|
Врач-терапевт принимает каждый день.
|
Обстоятельство - второстепенный член.
|
Образа действия и степени: как? Каким образом?
|
Наречие деепричастие существительное с предлогом
|
Как?
Я хорошо отдохнул.
|
Времени: когда?
|
Когда?
Утром надо делать зарядку.
|
Места: где?
|
Где?
В лесу много комаров.
|
Сравнения: как?
|
Как?
Я устал как собака.
|
Цели: зачем?
|
На море мы поехали
Зачем?
отдохнуть.
|
Причины: почему?
|
Мы не успели добраться
Почему?
из-за дождя.
|
Уступки: несмотря на что?
|
Несмотря на что?
Несмотря на сильный дождь, мы отправились в путь.
|
3.Виды простых односоставных предложений.
С главным членом - подлежащим
|
С главным членом – сказуемым.
|
Назывные предложения
|
Определённо-личные (о-л) предложения
|
Неопределённо-личные (н-л) предложения
|
Безличные (безл.)
предложения
|
Подлежащее – существительное (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.)
|
Сказуемое -
глагол в форме
1)изъявительного наклонения 1 или 2 лица (Сижу и пишу письмо.);
2)повелительного наклонения (Стойте!).
|
Сказуемое - глагол
1) 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени (В газетах пишут о новостях в кино.);
2) прошедшего времени множественного числа (Мне позвонили.).
|
Сказуемое - глагол
1) 3 лица единственного числа настоящего и будущего времени (В народе говорят.);
2) среднего рода прошедшего времени (На улице подморозило.).
|
4. Осложняющие конструкции.
Вид осложняющих конструкций
|
Признаки осложняющих конструкций
|
Знаки препинания
|
Примеры
|
Однородные члены предложения.
|
1)одинаковые члены предложения,
2)отвечают на один вопрос от одного члена предложения,
3)любые члены предложения,
4)связаны сочинительной связью с помощью союзов или без них,
5)могут иметь обобщающие слова (слова, выражающие общее значение, а также мест. всё, ничто, др., нар. всюду, везде, др.)
|
О , О;
О и О;
О, и О, и О;
О, а (но, да=но, зато);
не только О, но и О;
как О, так и О;
О.С. : О, О;
О, О – О.С. ;
О.С. : О, О - …
|
1) В саду росли яблони, груши. (осложнено О, О)
2) В саду росли яблони и груши. (осложнено О и О)
3)В саду росли и яблони, и груши. (осложнено и О, и О)
4) В саду росли не яблони, а груши. (осложнено О,а О)
5) В саду росли не только яблони, но и груши. (осложнено не только О,но и О)
6)В саду росли фруктовые деревья: яблони, груши. (осложнено О.С. :О, О)
7) Всё: деревья, трава, кусты – было омыто дождём. (осложнено О.С. : О, О - …)
|
Обращение
|
1)слово, называющее того, к кому обращаются с речью,
2) не член предложения.
|
О, … .
…, О.
…, О, … .
(О! … . )
|
Коля, пойдём в кино.(осложнено О, …)
Пойдём в кино, Коля. (осложнено …,О.)
Поёдём, Коля, в кино. (осложнено …,О, …)
|
Водные слова и предложения.
|
1)слова, выражающие оценку или отношение к происходящему, порядок мыслей,
2) не член предложения.
|
Вв.с., … .
…, вв.с. .
…, вв.с., … .
|
Наконец, мы добрались до города. (осложнено Вв.с., … .)
Мы добрались до города, наконец. (осложнено …, вв.с. .)
Мы, наконец, добрались до города. (осложнено …, вв.с., … .)
|
Обособленные члены предложения.
|
1)обособление – выделение членов предложения запятыми,
2)обособленными могут быть определения, приложения, обстоятельства, дополнения.
|
Обособленные определения:
1)распр. и нераспр. определения и приложения, стоящие после определяемого слова
х
Сущ. , прил. (ПО), … .
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или ДО.
Обособленные обстоятельства, выраженные сущ. с предлогом (ввиду, в продолжение, втечение, несмотря на и др.)
|
Сущ.х какой?
1)Лёд, большой и громоздкий, идёт по реке.(осложнено обособленным определением, выраженным прил.)
2) В воздухе
Сущ. Х
кружилась листва,
какая? ПО
сорванная ветром. (осложнено обособленным определением, выраженным ПО)
сущ. Х
3) Одуванчик – медоносное растение – можно встретить повсюду. (осложнено обособленным приложением)
ДО
4)Вдали, сливаясь с
Как? Х гл.
небом, громоздились льды. (осложнено обособленным обстоятельством, выраженным ДО)
сущ.с пр.
5)Ввиду плохой погоды,
мы заночевали у лесника. осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сущ. с пр.)
|
Обособленные уточняющие члены
|
1)уточняющие члены поясняют другие члены предложения,
2)уточняющими могут быть любые члены предложения,
3)уточняющие члены могут сопровождаться словами то есть, а именно.
|
Х … именно?
|
Нар. Х где именно?
1)Далеко, в лесу, раздавались удары топора.(осложнено уточняющим обстоятельством)
Прил. Х какая именно?
2)Длинная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи. (осложнено уточняющим определением)
|
Разбор простого предложения.
Прил. сущ. нар. Гл. с. ДО деепр. Гл.
Собачий лай чуть слышался и, всё дальше удаляясь, терялся
с о.д. ПГС о.д. ПГС
Пр. сущ. сущ.
в глубине лощины.
м ДО х
(Простое, повеств., невоскл., двусост., распр., осложнено О и О, …, _ . _ , =)
Способы передачи
чужой речи.
Предложения с прямой речью.
Прямая речь – речь говорящего, переданная точно, дословно, без изменений.
Предложение с прямой речью состоит из собственно прямой речи (П) и слов автора (А (а)).
Знаки препинания при прямой речи.
Схемы предложений
|
Примеры
|
А : «П».(? , !)
(слова автора стоят перед прямой речью)
|
Мама попросила дочку: «Помоги мне убрать в квартире».
Учитель спросил: «Кто будет отвечать?»
Тренер громко скомандовал: «Стройся!»
|
«П», - а.
(слова автора стоят после прямой речи)
|
«Помоги мне убрать в квартире», - попросила мама дочку.
«Кто будет отвечать?» - спросил учитель. «Стройся!» - громко скомандовал тренер.
|
«П, - а, - п».
«П, -а. – П».
«П?- а. -П».
(слова автора прерывают прямую речь)
|
«Вот что,- сказал Андрей, - поговорим позже».
«Сегодня будет праздник, - сообщил Коля. – Приходите в 19 часов».
«Почему ты не пришёл на концерт? – спросила Маша. – Было интересно».
|
Предложения с косвенной речью.
Косвенная речь – это речь говорящего, переданная неточно, в виде сложноподчинённого предложения с изъяснительным придаточным. Например: Тренер громко скомандовал, чтобы мы строились.(СПП [ ], чтобы [ ].)
Цитаты.
Цитата – речь известных людей, записанная в виде прямой или косвенной речи. Например: А.П.Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта». А.П.Чехов говорил, что «краткость – сестра таланта».
Сложное предложение.
Сложное предложение – это 2 или несколько простых предложений, связанных по смыслу и с помощью союзов.
Виды связи предложений: сочинительная, подчинительная, бессоюзная (смысловая).
Виды сложных предложений: сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), бессоюзное (БСП).
Вид СП
|
Средства связи
ПП в СП
|
Схема
|
Пример
|
Сложносочинённое предложение (ССП)
(простые предложения РАВНОПРАВНЫ между собой (1 = 2) )
|
Сочинительные союзы:
1)соединительные: и, да =и, ни-ни, тоже, также;
|
[ 1 ], и [ 2 ].
|
1Было уже часов десять, и 2над садом светила полная луна.
(ССП, [ 1 ], и [ 2 ].)
|
2)разделительные: или, либо, то-то, не то- не то;
|
[1 ], или [2 ].
То[ 1 ], то[2 ].
|
1Вчера был дождь, или 2ярко светило солнце. (ССП, [1 ],или[ 2 ].)
1Не то вдалеке был пожар, не то 2закат пламенел. (ССП, Не то [1 ],не то [2 ].)
|
3)противительные:
а, но, да=но, однако, зато.
|
[ 1 ], а [ 2 ].
|
1Под утро дождь прекратился, но 2солнце не выходило.
(ССП, [1 ],но [ 2 ].)
|
Сложноподчинён-ное предложение (СПП) (простые предложения не РАВНОПРАВНЫ: есть главное (х) и придаточное. От главного задаём вопрос к придаточному
(1 ? 2 или 1 ? 2)).
|
Подчинительные союзы.
Вид придаточного определяется по виду подчинительного союза.
Придаточное может стоять после, перед и в середине главного.
|
х ?
[ 1 ], пс ( 2 ).
? х
Пс ( 1 ), [ 2 ].
Х ?
[1, пс (2 ), …].
|
1)1Пошёл снег, когда 2мы возвращались домой.
(СПП, [ 1], когда ( 2 )).
2)Когда 1мы возвращались домой, 2пошёл снег.
(СПП, Когда ( 1), [ 2])).
3)1Дом, где 2мы жили, был старый.
(СПП, [ 1, где ( 2 ),…]).
|
Бессоюзное сложное предложение (БСП) (простые предложения РАВНОПРАВНЫ и связаны по смыслу)
|
Отсутствуют союзы.
В БСП можно поставить запятую, двоеточие, тире, точку с запятой.
|
[ 1 ], [ 2 ].
[ 1 ]: [ 2 ].
[ 1 ]; [ 2 ].
[ 1 ] - [ 2 ].
|
1Было тепло, 2светило солнце.(БСП, [ 1 ], [ 2 ].)
|
Виды придаточных в СПП.
Вид придаточного
|
На какой вопрос отвечает
|
К чему
относится?
|
Где расположено?
|
Чем присоединяется к главному?
|
1.Определительные
|
Какой?
|
К сущ. (мест.) в главном предложении
|
После определяемого слова
|
Союзными словами
который, что,
где, куда и др.
|
2.Местоимённо - определительные
|
Какой?
кто (что) именно?
|
К мест.
в значении
сущ.
|
Перед и после определяемого слова
|
Союзными
словами
кто, что.
|
3.Изъяснительные
|
Вопросы косвенных падежей
|
К словам со значением
мысли, речи,
чувства.
|
Перед, после,
в середине
главного.
|
Союзами что, как, будто, чтобы;
союзными словами кто, что и др.; частицей ли.
|
4.Обстоятельственные
|
1)степени
|
В какой степени?
Насколько?
|
К сочетанию с указательным словом
|
После главного
|
Союзы и союзные слова что, как, сколько
|
2)образа
действия
|
Как? Каким образом?
|
К сочетанию с указательным
словом
|
После главного
|
Союзы и союзные слова что, как, будто, словно
|
3)места
|
Где? Куда?
Откуда?
|
Ко всему главному
|
Перед, после,
в середине главн.
|
Союзные слова
где, куда, откуда.
|
4)времени
|
Когда? Как
долго? С (до)
каких пор?
|
Ко всему главному
|
Перед, после,
в середине
главного.
|
Союзы когда, пока,
с (до) тех пор как, как только
|
5)условия
|
При каком условии?
|
Ко всему главному
|
Перед, после,
в середине главн.
|
Союзы если, раз,
когда
|
6) причины
|
Почему? Отчего?
|
Ко всему главному
|
Перед, после,
в середине
главного.
|
Союзы потому что. так как, оттого что
|
7)цели
|
Зачем? с какой целью?
|
Ко всему главному
|
Перед, после,
в середине главн.
|
Союзы чтобы, для того чтобы
|
8)сравнения
|
Как? В сравнении с чем?
|
Ко всему главному
|
Перед, после,
в середине
главного.
|
Союзы как, подобно тому как, будто, точно, словно
|
9)уступки
|
Несмотря на что?
|
Ко всему главному
|
Перед, после,
в середине
главного.
|
Союзы хотя, несмотря на то что
|
10)следствия
|
Вследствие чего?
|
Ко всему главному
|
Перед, после, в середине главн.
|
Союз так что
|
11)присоедини- тельные
|
Что можно добавить к этому?
|
Ко всему главному
|
После главного
|
Союзные слова что, отчего, зачем, почему
|
Разбор сложного предложения.
Сс ч сущ. гл сс ч Сущ мест гл.
1.1То ли врачи ошиблись, 2то ли рана сама заросла4. (ССП, То[ 1], то[ 2]., повеств., невоскл., 1- простое, двусост., нераспр., не осложнено; 2- простое, двусост., распр., не осложнено).
Пр. прил. сущ. гл. пр. сущ. каким? мест.
2.1После рекламной паузы вернёмся к событиям, 2которые
Гл. пр. мест. сущ. какие?
происходят в этом матче. (СПП, [ 1 сущ.], (2 которые ), повеств., невоскл., 1 – главное- простое, односост., о-л., распр., не осложнено;
2-придаточное определительное- двусост., распр., не осложнено).
Пр. сущ. гл. что? пс. Сущ. гл. прил. что?
3.По радио сообщили, что лето будет жарким. (СПП, [1 гл. ], что( 2 ), повеств., невоскл., 1-главное- простое, односост., н-л., распр.,
не осложнено; 2-придаточное изъяснительное- простое, двусост., распр.,
не осложнено).
Пс гл. когда? сущ. гл. прил. сущ. когда?
4.1Когда взойдёт солнце, 2наступит новый день. (СПП, Когда (1 ), [2 ], повеств., невоскл., 1- придаточное обстоятельственное времени-простое, двусост., нераспр., не осложнено; 2-главное-простое., двусост., распр., не осложнено).
|