Главная страница

Сказка ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм


Скачать 52.55 Kb.
Название Сказка ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм
Дата 13.03.2016
Размер 52.55 Kb.
Тип Сказка

Роль сказки в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
















Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении. У ребенка 5-6 лет связная речь должна быть сформирована полностью, ребенок должен не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.

И вот здесь одну из главных ролей могут сыграть именно сказки, которые читают родители дома, которые читаются в детском саду. И не только читаются, но еще дети учатся их пересказывать, отвечать на вопросы по их содержанию, придумывают свои концовки сказочных историй. Сказки раскрывают перед детьми весь мир, создают необыкновенные образы.

Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения. Благодаря сказке, ребенок учится говорить, именно, благодаря ей, он знакомится со своими первыми литературными героями (Колобок, лиса, курочка Ряба и др.)

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Сказки разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции. Они подразделяются на сказки о животных, волшебные и социально – бытовые.

В сказках о животных главным персонажем являются животные (иногда им противостоит человек). В них в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень – широкие поля…

В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа ( животные здесь, как правило, добрые помощники героя), в этих сказках идет речь о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В волшебных сказках рассказывается о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о тех же крестьянах – землепашцах, охотниках и рыболовах – их подданных.

В социально – бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи – люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Эти сказки рассказывают о жизни человека в обществе, о нем самом.

Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Они способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил, маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н.С.Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Сказка дает детям яркий, широкий, многозначный образ мира. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сказка развивает воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне помогать персонажам. В результате этого у ребенка появляются новые знания и представления, новое эмоциональное отношение к окружающему.

Сказка в увлекательной форме показывает окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, рассказывает о том, к чему приводит тот или иной поступок героя. Мы можем примерить на себе и пережить чужую жизнь, судьбу, чужие чувства, радости и печали.

Через сказки дети начинают верить в силу добра, любви, справедливости. У них развивается творческое воображение, фантазия, образное мышление. 
Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем, откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу.

Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказка с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребенка. С помощью сказки дети эмоционально воспринимают различные картины природы и понимают, как прекрасен окружающий мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, волк, лиса, медведь из жизни перешли в сказку. Все фантастическое в мире сказки тесно связано с реальностью и не уводит детей от нее, а служит раскрытию жизненной правды. Дошкольники узнают об образе жизни животных, об их повадках.
Сказочные образы долго живут в сознании детей. Сказка учит мечтать, усиливает мыслительную деятельность, обогащает внутренний мир ребенка, дети тянутся к ней.

Список использованной литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.

Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М, 1999.

Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Голицина и др. –М.: Изд-во «Совершенство», 2001. -368с.

Преддошкольное образование (для детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации / Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев и др. –М.: Баласс, 2010. – 160с.

Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. - М.:Изд. «Просвещение», 2001. - 235 с.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с..

Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. обраоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2010.- 287с.

Флёрина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.

Шорохова О.А. занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкатерапия.-М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. -208с.