|
«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»
«Системно – деятельностный подход
на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»
«Быть личностью – это значит быть самостоятельным источником действия».
Эмиль Дюркгейм.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые и формируют фундаментальное ядро образования.
По моему мнению, именно через реализацию деятельностного подхода мы дадим ребенку возможность развития, стремясь научить ребенка учиться, процесс в котором ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем:
участвует в постановке целей и задач каждого урока,
определяет план своей работы,
выбирает средства и способы достижения поставленных целей,
активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского языка.
На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок.
На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке.
При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также на этом этапе необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.
При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.
Эффективными средствами, способствующие познавательной мотивации, а также формированию УУД обучающихся является:
Создание проблемных ситуаций
Работа с текстом
Составление кластера
Моделирование
Синквейн
Дискуссия, диспут, дебаты
Проектная деятельность
Театрализация
Для успешного освоения УУД я использую на своих уроках рабочие листы “Worksheet”.
Считаю, что содержат все выше указанные технологии и максимально способствуют формированию и развитию личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД.
Применение рабочих листов на уроках позволяют развивать у учащихся умение пользоваться словарём, понимать текст с опорой на наглядность, умение рисовать, составлять графики и диаграммы, умение решать кроссворды, умение подавать и исполнять команды, работать самостоятельно, являться добытчиком собственных знаний.
Рабочие листы помогают обучить учащихся конкретным способам деятельности, создать условия для индивидуального развития учащихся, помочь в реализации способностей каждого ребёнка. Учитель подбирает рабочий лист в соответствии с возрастом и интересами учащихся, принимает во внимание тематику и проблематику ступени обучения.
Рабочие листы способствуют формированию и развитию речевых компетенций учащихся.
К сожалению, практически все учебники иностранного языка разрабатываются на некоего среднего ученика (Полат Е.С.). Использование рабочих листов частично компенсируют этот недостаток. Также у учителя появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения для совершенствования речевых умений учащихся, дают возможность проявить свои индивидуальные способности, позволяют в темпе наиболее подходящем для ученика, проверить знания по определённой теме.
При подборе рабочих листов следует придерживаться следующих принципов:
Принцип целесообразности.
Принцип модульного использования.
Принцип учебной адекватности.
Принцип организационной эргономичности.
Формы работы с рабочими листами на уроках иностранного языка включают:
изучение лексики;
обучение диалогической и монологической речи;
обучение письму;
отработку грамматических явлений.
Основными целями и задачами использования рабочих листов при обучении школьников иностранному языку, являются:
интеллектуальное развитие учащихся,
формирование универсальных учебных действий;
реализация принципа индивидуализации учебного процесса
при сохранении его целостности;
формирование устойчивой мотивации к изучению предмета.
Использование рабочих листов позволяет учителю:
проводить наглядные уроки;
-
планировать уроки, используя дифференцированный подход;
организовать самостоятельную работу каждого ученика;
регулировать предъявление учебных задач по степени их трудности;
выполнять более разнообразные задания;
привлечь внимание учащихся к определённой теме, показать её значимость и актуальность в учебном материале;
решить часто встречающиеся проблемы усвоения материала;
оптимизировать учебный процесс, благодаря тому, что он становится интересным и интенсивным;
использовать аутентичный материал;
уделить особое внимание детям, отстающим в учёбе;
развивать и поддерживать интерес к изучению предмета увлекательностью и доступностью заданий.
Учитель приобретает новую роль-роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения для совершенствования речевых умений учащихся.
Использование рабочих листов позволяет учащимся:
быть вовлечёнными в активную деятельность на уроке;
повысить концентрацию внимания на изучаемом материале;
задействовав все виды памяти, облегчить запоминание материала;
-
проработать дома материал урока;
повысить успешность в изучении иностранного языка ;
за счёт успешности повысить и мотивацию учащихся;
совершенствовать навыки говорения, чтения, письма, аудирования.
Использование рабочих листов уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока иностранного языка:
в начале урока для создания проблемной ситуации;
при повторении пройденного материала,
для быстрой проверки знаний учащихся;
на этапе объяснения нового материала;
на этапе закрепления с целью определения уровня усвоения темы.
Поэтому виды рабочих листов бывают:
Информационные.
|
Тестовые.
|
Интегрированные.
|
Предложенные материалы помогают при изучении нового материала.
Включены правила, дополнительная информация, словарь.
|
Задания, подобные заданиям ГИА.
|
Листы включают:
материалы для поверки, изученного ранее,
опорные материалы для записи изучаемого материала,
задания для самостоятельной работы.
|
Примерная структура интегрированного рабочего листа:
Материал на повторение изученного на прошлом задании.
|
Краткий информационный материал по новой теме.
|
Задания для самостоятельной работы: типовые, развивающие и творческие задачи и упражнения.
|
Обобщение и заключение по каждой теме урока: выводы, контрольные вопросы.
|
Формы рабочих листов могут быть разнообразны. Это может быть смешная викторина, шутливый психологический тест, квиз, загадки, упражнение на подбор правильных слов, текст, в котором нужно заполнить пропуски, отдельные текстовые фрагменты и задания к ним, таблица, которую надлежит заполнить, задание нарисовать рисунок по описанию, задание написать диктант в парах, согласиться или не согласиться с приведёнными утверждениями, решить кроссворд, соотнести картинки со словами, вставить правильную грамматическую форму, подписать картинки и так далее.
Форм рабочих листов может быть великое множество, всё зависит от целей работы, креативности учителя, уровня обученности учащихся.
Самое главное, что предложенный учащимся рабочий лист при умелом использовании даёт возможность развивать все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо.
Перед вами рабочие листы , которые можно использовать на уроках.
Существует огромное количество международных сайтов: www.GenkiEnglish.com, www.english4kids.com, www.britishcouncil.org/kidsenglish,www.teachingchildren.com.br, www.eslkidslab.com, www.English-Avenue.com, www.english-to-gо-.com , www.esl-galaxy.com и другие.
На этих сайтах учителя английского языка со всех уголков мира обмениваются своим опытом и представляют свои Worksheets или Рабочие листы (РЛ).
Рабочие листы можно составлять и самому учителю.
Достоинства авторских рабочих листов и в том,что:
Учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки;
При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;
Учитель создаёт пакет рабочих листов;
-
Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;
Материалы рабочих листов легко преобразуются в материалы презентаций в формате PowerPoint.
Рабочие листы, которые я использую на своих уроках английского языка построены на технологии моделирования.
В основе реализации данной технологии лежит системно-деятельностный подход, который основывается на достижениях компетентностного подхода, проблемно ориентированного развивающего образования, личностно-ориентированного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов.
Конкретными результатами применения данной технологии являются в области:
- личных результатов: сформированная способность обучающихся к саморазвитию и сформированность мотивации к обучению на основе применения системы знако-символического моделирования грамматики английского языка и за счет снятия трудности восприятия и воспроизведения на английском языке;
- предметных результатов: усвоение учащимися в короткие сроки овладение устной речью в необходимом объеме, повышение грамотности устной и письменной речи, за счет сформированных понятий о грамматической структуре английского языка на уровне автоматизма (рефлексия способов действия), смысловое чтение (способность анализировать и читать с полным пониманием текста), умение оперировать реалиями английского языка;
- метапредметных результатов: формирование универсальных учебных действий (регулятивные как способность контроля и самоконтроля, коммуникативные как способность к произвольному высказыванию на английском языке), знаково-символические действия (способность моделирования и преобразования объекта с целью выявления общих и частных законов), способность смыслового чтения (первичный навык работы с содержанием текста, анализом, интерпретации текста).
Результаты внедрения данной технологии соответствуют целям опережающего развития.
Механизм оценки достижений учащихся стандартный (письменные, устные, тестовые задания в конце изучаемого модуля).
Технологичность данного метода позволяет изучать английский язык на расширенном и углубленном уровне (в общеобразовательных классах и в классах с углубленном изучением английского языка).
По сравнению с русским языком английский язык относится к группе аналитических языков (деление языков на аналитические и синтетические впервые предложено Августом Шлейхером – немецким языковедом).
Автор предлагает выразить понятие «подлежащее», «сказуемое» системой обозначений, и смоделировать уже на начальном этапе обучения единую систему понятии «подлежащее», «вспомогательный глагол», «смысловой глагол» одинаковое в русском и английском языках. Так, трудности перевода с родного языка на английский не возникнут за счет сформированного умения грамотно изложить речь.
Здесь моделирование как средство образования развивает такие компоненты мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, и виды мышления – словесно-логическое и наглядно-образное (познавательные и регулятивные УУД).
Такой алгоритм построения предложения является универсальным для всех типов времен английского языка. Все, что нужно сделать учащемуся, - это проанализировать структуру предложения, выделить подлежащее, найти глаголы, сделать соответствующее перемещение (моделирование, анализ, сравнение, обобщение, классификация).
Для успешной реализации принципов контекстного обучения, автор считает необходимым развитие всех перечисленных видов памяти. При обучении важно учитывать особенности информационного материала: осмысленность, цельность, наглядность, объем, время запоминания и воспроизведения, структурированность, сопровождающие запоминанию факторы. Видеоматериал УМК и большое количество песен способствует непроизвольному запоминанию и воспроизведению предметного материала.
Развитие навыков говорения.
Схема рассказа от 1 лица и пересказа от 3 лица:
Пример рассказа от 1 лица по данной схеме:
“My name is Jim. I am 7. I am not agirl, I am a boy. I am rich and happy. I have got a cat. I have got three dogs. I can read. Ican swim. I can’t play football. I can’t fly”.
Учащимся предлагается запомнить такой рассказ и, пользуясь схемой, пересказать его в 3 лице, пересказать его с противоположным значением. Учащиеся могут дополнять ответы друг друга. Это упражнение развивает, помимо предметных навыков говорения, навыки работы в группе, навыки контроля и самоконтроля (регулятивные учебные действия).
Развитие навыков слушания (аудирования).
Предложенная знаково-символическая система позволяет развить навыки аудирования с целью извлечения общей и детальной информации. Задания к трекам на начальном этапе обучения составляются в дополнение к данным в учебнике таким образом, чтобы учащиеся заполнили недостающую часть в схеме, или/и выбрали один из предложенных вариантов. Но эти задания предлагается выполнить в первую очередь, а закончить упражнениями из учебника.
Задания“Complete the sentences” и “Choose the correct answer” составляются только на изученный лексический материал.
Примерная схема задания “choose the correct answer”:
Задания такого типа являются более сложными и направлены на развитие навыков аудирования с извлечением детальной информации на базе текстов. Вопросы составляются не проблемные соответственно уровню развития учащихся, но предлагается выбрать из вариантов подлежащее и сказуемое.
При выполнении письменных заданий (сочинений, проектов) знаково-символическая система служит планом, на основе которого учащийся перекодирует информацию по отношению к себе, составляет вопросы для своего партнера, описывает действия, устанавливает последовательность.
Планируемые результаты обучения (сформированные универсальные учебные действия - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) по предложенной программе позволят обобщить способы действий с учебным материалом, позволят успешно решать учебные и практические задачи, послужат основой для последующего обучения, выявят и разовьют способности воображения, мышления, моделирования, включат обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей.
Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, предлагаю ребятам использовать ладожки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ определенной ладожки сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи.
Рабочие листы позволяют организовать индивидуальную, парную, групповую формы работы на уроке. Учащиеся работают самостоятельно, в удобном для них темпе, имеют возможность завершить задания дома, являются добытчиками своих знаний, что разгружает труд учителя. Считаю, что использование рабочих листов явилось одним из факторов, повлиявших на формирование УУД учащихся и повышение качества обученности моих учеников.
|
|
|