Главная страница

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении


Скачать 77.48 Kb.
Название Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении
Дата 04.03.2016
Размер 77.48 Kb.
Тип Документы

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Развитие мышления учащихся – одна из основных задач средней школы. То, что обучение, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка – это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Эту работу можно разбить на несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

  2. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

- уровнем работоспособности и темпом работы;

- особенностями восприятия, памяти, мышления;

- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а деление их на три условные группы. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в  организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитие. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.

Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока.

По географии, как и по математике можно проводить «блиц-турниры» - это блоки задач, но только географических. Нужно решить определённое количество задач за отведённый норматив времени (допустим, 3-5 задач за 3-4 минуты).

На «блиц-турнире» учащимся предлагается определенный этап урока решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач.

Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта.

Можно использовать в  работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.

Для уроков обобщения изученного материала широко используются такая известная форма обучающего контроля, как зачёт.

На зачёте можно пользоваться всем: тетрадью-тренажером, учебником, атласом, советами консультантов.

Проводить зачёт можно начинать с 5 класса, причём в каждый из уроков-зачётов добавлять элемент новизны. Например, зачет «Материки – части света (характерные для них растения и животные)» для 5 класса. В 6 классе в качестве примера может быть приведен зачет по координатам географических объектов, которые будут изучаться в 7 классе.

Проводя зачёт впервые, всю подготовку к зачёту берёт на себя учитель:

- составление вопросов, подбор практического материала, оценивание и организацию работы на уроке.

Постепенно подключаются к работе по подготовке и проведению зачёта учащиеся: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:

1. До проведения зачёта после каждой темы прошу учеников в начале урока ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чём бы ты хотел узнать подробнее?

2. По ответам детей составляются вопросы зачёта, по всем вопросам темы поработайте с экспертами (учащиеся, которые будут принимать ответы по теоретической и практической части у одноклассников).

3. Для отбора экспертов можно попросить ребят составить вопросник по пройденной теме. Поработав с учебной литературой, выделив основные моменты в теме, сформулировав их в виде вопросов, найдя ответы на них, дети могут свободно ориентироваться в материале.

4. Чтобы привлечь к активной работе на зачёте «средних» и «слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приёмом и сдачей зачёта, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность.

Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.

5. Можно ввести рейтинговую систему оценивания, чтобы избежать ярлыков «троечник», «двоечник», хотя на уроках-зачётах эти отметки крайне редки. Успешность каждого вселяет в детей уверенность в качественном выполнении контрольных работ, что подтверждают компьютерные программы-эксперты.

Проводя контроль, педагог обязательно должен сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.

Метод «Кластера»

Если человек пускается в путешествие, то ему нужна карта. Кластер – это некий аналог карты, который нужен для изучения темы, так как это наглядное представление о главных понятиях и их соотношениях.

Пошаговая реализация метода

  1. Учителем анализируется материал, который будет изучаться, выделяя основные понятия и факты, связи между ними. Определяются ключевые понятия из параграфа, без которых невозможно понимание основных идей.

  2. Составляется кластер из основных концепций, ключевых слов, показывая связи между ними. Можно использовать рамки разной формы, стрелки, иллюстративные материалы, чтобы сделать кластер более ярким и запоминающимся. Наряду с новыми терминами надо использовать уже известные ученикам термины и слова. Эти знакомые ориентиры помогут «зацепится» за уже известный материал по предмету, чтобы нарастить на него новые знания.

  3. Приготовленный кластер предъявляется на уроке ученикам. Каждому ученику выдается копия кластера. После выдачи копии можно задать ученикам простой вопрос: Что вы можете сказать глядя на эту схему? Можно разделить учеников на пары, это привлечет учеников к изучению кластера – один будет экспертом, другой будет новичком. Новичок указывает элементы которые ему не понятны.

  4. Попросите учеников прочитать параграф держа кластер рядом с учебником. Попросить ребят по ходу чтения добавлять новые слова, события, выстраивать новые связи. Затем ребята в парах добавляют в кластер любые новые идеи, понятия, которые кажутся им важными.

  5. Когда школьники освоят метод кластеров можно использовать его различные варианты

    1. Ученики добавляют свои иллюстрации, чтобы представить ключевые термины и цветовой код для каждой ветви информации

    2. Школьники могут сами создать кластер, используя данный им перечень важных концепций и понятий

    3. Учащиеся могут сами составить собственный список важных понятий и концепций из текста параграфа и создать кластер, который отразит их понимание соотношений и связей.

Например, тема «Ледники» в виде возможного кластерного подхода к изучению отражена в Приложении №1.

Вывод: при работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, проводить диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

Можно использовать дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.
Приложение №1. Кластер