Главная страница

31. 10. 13 Назина О. С системно-деятельностный подход в обучении английскому языку


Скачать 54.73 Kb.
Название 31. 10. 13 Назина О. С системно-деятельностный подход в обучении английскому языку
Дата 22.02.2016
Размер 54.73 Kb.
Тип Документы

31.10.13 Назина О.С

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку.


« Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б.Шоу
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. В деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки ( таких как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностным, который всегда был системным ( его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока.

Система дидактических принципов:

1 Принцип деятельности

заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом

виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной

деятельности,

понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его

общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности

означает такую организацию обучения, когда результат

деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также

преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире

означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе

и самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса

заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его

усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта

знаний).
5. Принцип психологической комфортности

предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности

предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование

способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества

предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой

деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий

функционирования системы образования в деятельностной парадигме.
Применение ролевой игры также предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима здесь и деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:

1. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

2. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.

3. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата. Таким образом, системно- деятельностный подход отвечает принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности.

Литература:

  1. Рогова Г. В.Методика обучения иностранным языкам в средней школе//Г.В. Рогова, - М.: Просвещение, 1991.

  2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова, – М.: Арти-Глассо, 2000.

  3. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ / Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005.