Главная страница

Система адаптированных упражнений по русскому языку для ребенка с овз, обучающегося инклюзивно в условиях реализации фгос ООО


Скачать 92.93 Kb.
Название Система адаптированных упражнений по русскому языку для ребенка с овз, обучающегося инклюзивно в условиях реализации фгос ООО
Дата 19.02.2016
Размер 92.93 Kb.
Тип Документы

Бессонова Наталия Валерьевна,

учитель русского языка и литературы 1 кв. категории, педагог-психолог 1 кв. категории

МБОУ школа №2,

Новосибирская область, город Обь

Система адаптированных упражнений по русскому языку для ребенка с ОВЗ, обучающегося инклюзивно в условиях реализации ФГОС ООО

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»1. В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 г., а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях, – 70% к 2020 г.»2.

Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.

Наша школа осуществляет инклюзивное обучение детей с ОВЗ уже давно. В этом есть свои минусы и плюсы как для самих детей с ОВЗ, так и для детей с нормой развития. Отнюдь не просто и учителям, работающим в инклюзивных классах. Как построить свою работу таким образом, чтобы комфортно себя чувствовали те и другие? Чтобы не ощущали разницу? И если адаптация программы для детей с ЗПР предполагает лишь облегчение некоторых заданий с учетом тех высших психических функций (ВПФ), которые нуждаются в коррекции, то, как быть с ребенком, обучение которого должно проходить по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью? Как включить его в общую работу, не нарушая его права на особые условия? А если, к тому же, класс обучается по ФГОС?

Столкнувшись с этими вопросами в 2012 — 2013 учебном году, я обнаружила, что наряду с учебником русского языка для специальных коррекционных школ VIII вида можно с успехом использовать и учебник, по которому работает весь класс. В данном случае это учебник по программе Т.А. Ладыженской. В 2013 — 2014 учебном году работа по созданию системы адаптированных упражнений была мной продолжена.

Конечно, чтобы ребенок был успешен, приходится упражнения адаптировать под его возможности. Но с некоторыми мой ученик (назовем его Паша К.) справляется вполне хорошо на своем уровне. Так, например, упражнение 341 из учебника русского языка для 6 класса (ч. 2) (тема «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные») было выполнено Пашей замечательно, он с удовольствием работал наравне со всеми. Безусловно, от него не требовалось запоминание термина, но ученик подобрал не меньше характеристик животных, персонажей русских народных сказок, чем учащиеся с нормой развития. А в некоторых случаях даже и больше. В упражнении 345 (там же, тема «Относительные прилагательные») учащимся предлагается определить основную мысль текста, определить разряды прилагательных по значению (качественные или относительные), подчеркнуть прилагательные, употребленные в краткой форме, списать весь текст, найти фразеологизм в первом предложении. Удобство этого упражнения в нашем случае заключается в том, что здесь нет пропущенных букв (т. е. не нужно самостоятельно объяснять орфограммы, которые Паше могут быть не знакомы или не доступны). А поскольку по его программе в это время изучается склонение имен прилагательных, то у него особое задание: определить число и падеж прилагательных. Это же задание в качестве дополнительного можно предложить и классу с целью профилактики ошибок в правописании окончаний имен прилагательных. Основную мысль Паша так же определяет, просто отвечая на вопрос «О чем этот текст?». Термин фразеологизм можно для ученика с ОВЗ заменить словосочетанием крылатое выражение, вернее, не заменить, а пояснить, так как научность в обучении детей с умственной отсталостью никто не отменял.

Безусловно, придется работать над тем, чтобы совпадали темы уроков в программах ООП и СКОП (адаптированной образовательной программе для умственно отсталых детей), приспосабливать количество часов, отведенных на темы. Если же это оказывается невозможным, то в темах, предназначенных для ребенка с ОВЗ я использую упражнения из учебника Т.А. Ладыженской, но задания даю в соответствии с темой СКОП. Например, Паша продолжает изучать тему «Имена прилагательные», а класс уже изучает числительные. Берем упражнение 395 и выписываем оттуда прилагательные, в то время как весь класс доплняет не только ряд прилагательных, но и существительных, глаголов и числительных.

В таблице 1 я привела несколько примеров из системы адаптированных упражнений с УУД для класса и предметно-практической деятельностью для ребенка с ОВЗ. Полный вариант системы можно будет увидеть позднее на сайте школы http://s_2.g_ob.edu54.ru/ в моем личном кабинете.

Таким образом, выстроив систему адаптированных упражнений, можно вполне успешно обучать детей с ОВЗ в инклюзивном классе, соблюдая при этом основные принципы инклюзивного образования:

  • по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения:

баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

  • по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:

триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);

  • по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса:

принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

  • по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ:

адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;

  • по отношению к системе образования города в целом:

оптимизация ресурсов городской системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности..

1 Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

2 Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики
Литература:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 Пр-271

  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»№273-ФЗ

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой М., Владос, 2012

  4. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.

  5. УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Русский язык 5-9 классы, М., Просвещение, 2013 г.

  6. Галунчикова, Якубовская, Русский язык . Линия учебников для 5-9 классов. М., Просвещение, 2012г.

  7. Специальный Федеральный государственный стандарт начального образования для детей с задержкой психического развития. Проект. М., Просвещение, 2013

  8. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М., Просвещение, 2013


Таблица 1.

Система адаптированных упражнений по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью из учебников М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык» М., Просвещение, 2012, 2013 г.



Тема в ООП

Тема в адаптированной программе

упр.

УУД

Предметно-практическая деятельность

Изменение (адаптация) задания при необходимости

5 класс

1

Язык и человек

Предложение. Роль предложения в тексте

1, 2, 3

Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей в форме речевых высказываний

Читать и понимать прочитанный текст, уметь объяснять смысл прочитанного. Обогащение и уточнение словаря

Упр.3 задание устно

2

Общение устное и письменное

Значение знаков препинания

6

Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей в форме речевых высказываний

Уметь отличать устную речь от письменной, понимание пословиц и поговорок, применение их в речи

Смысл пословицы объяснить устно

3

Морфема –наименьшая значимая часть слова.. изменение и образование слов

Состав слова. Корень слова

376

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа структуры слова

Понятие об однокоренных словах. Орфограммы в корне слова

Выделить корень слова, подобрать однокоренные слова

4

Имя существительное как часть речи

Имя существительное

471

Формировать навыки речевых действий: использование адекватных речевых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний

Использование существительных в речи, понимать значение имени существительного в речи




6 класс

1

Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи

318

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Понимать значение имени прилагательного в речи




2

Описание природы

Описание явлений природы с помощью прилагательных

327

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения выявляемые в ходе творческой работы

Понимать значение имени прилагательного в речи

Без определения стиля текста

3

Глагол. Повторение изученного в 5 классе

Значение глагола в речи

512

Использовать адекватные языковые средсива для отображения в форме речевого высказывания с целью планирования, контроля и самооценки действия

Понимать значение глаголов в речи, уметь использовать глаголы в различных речевых ситуациях

Без объяснения условий выбора безударных е или и в окончаниях