Главная страница

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи


Скачать 78.86 Kb.
Название Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи
Дата 09.03.2016
Размер 78.86 Kb.
Тип Документы

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи
В настоящее время одной из основных составляющих государственной социальной политики является обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. С этой целью государство развернуло широкую кампанию по устройству детей в приемные семьи, которая подразумевает сентиментальную социальную рекламу, материальную поддержку семей, которые уже воспитывают приемных детей, плановую статистику для специалистов, занимающихся устройством детей в приемные семьи. 

Исторически детей, оставшихся без попечения взрослых, передавали в государственные учреждения для воспитания и последующей интеграции в жизнь общества. Однако, на сегодняшний момент учитывается приоритетное права ребенка жить и воспитываться в кровной семье,  а дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в замещающую семью (ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации). Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей (Н.П. Иванова, П. Котли, Н.Н. Максимов, K. Mollenhauer, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбакова, Г.В. Семья, И.Н. Старостина, T.C. Todd, А.Б. Холмогорова), свидетельствует, что наибольшую эффективность дает воспитание в приемной семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения индивидуального подхода, безопасности, защищенности ребенка, удовлетворения потребности в более тесных эмоциональных отношениях, привязанности.

В федеральном законодательстве замещающей семьей называется «семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей» (далее – «замещающая семья»). Нами рассматривается под «замещающей семьей» приемные и опекунские семьи, при этом опекун (попечитель) и приемный родитель имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка. А также в законодательном плане является его представителем.

Анализ сложностей и проблем, с которыми сталкиваются приемные родители (Лобанова М.Ю, Савельева Е.В., Николаева Е.И., Ослон В.Н, Семейкина Л.Ю. и др.) показал, что при внешнем порыве потенциальных приемных родителей к приему ребенка в семью остается их внутренняя неготовность, наблюдается незнание особенностей развития депривированных детей и трудностей, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания приемных детей, неготовность самих детей к проживанию в семье. Нередко важной проблемой становится информационная изолированность приемных семей, когда они боятся проконсультироваться со специалистом по семейным трудностям, «замалчивают» проблему или просто не знают к кому обратиться. И это еще не все факторы, которые являются причинами увеличения количества возврата детей из приемных семей в детские дома. 

У детей, живущих в премных семьях, можно выделить ряд других типичных проблем: высокая распространенность эмоциональных нарушений (острые или затяжные посттравматические состояния, повышенная тревожность, импульсивность, агрессивность, боязливость, страх социальных контактов); психический и психофизический инфантилизм; нарушение половой идентификации; психологическая несовместимость детей с премными родителями; трудности в обучении (снижение мотивации к учебе, низкие способности к обучению, несформированность или низкий уровень познавательных интересов). Также одной из проблем в адаптации детей к новым условиям жизни в приемной семье являются сложности в принятии ими своего прошлого, отношение к кровным родителям.     Исследователи проблем приемных семей (М. А. Галагузова, О. В. Заводилкина, Н. П. Иванова, Д. Смит, А. Хартман, Л. Шервин и др.) отмечают, что переживания, связанные с эмоциональной депривацией и плохим обращением, надолго сохраняются в психике ребенка и порождают высокий риск развития у него тревожности, появления страха, обиды и ощущения беспомощности. У таких детей может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, связанное с ранее пережитыми психическими травмами.

Зритнева Е.И. и Колесникова Т.В. отмечают, что в опекунских семьях, где опекунами являются родные бабушки и дедушки, существуют специфические проблемы, которые затрудняют социальную адаптацию детей. Среди них – преклонный возраст опекунов, плохое психофизическое состояние, материальные затруднения, не позволяющие детям получить качественное образование, развить способности и интересы. Часто бабушки не справляясь с воспитанием выбирают потворствующую гиперпротекцию и гиперопеку.

Таким образом, мы можем говорить о том, что приемные родители и дети нуждаются в особом комплексном психолого-педагогическом  сопровождении дальнейшего функционирования приемной семьи.

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему психолого-педагогических мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социально-психологические условия жизнедеятельности замещающих родителей и ребёнка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности приёмного ребёнка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

Основываясь на дифференцированном подходе определения сложности проблем замещающих семей, можно условно выделить на три вида психолого-педагогического сопровождения замещающих семей: кризисное, активное и стабильное сопровождение.

Кризисное сопровождение предполагает снятие психоэмоционального напряжения, возникшего в результате изменения семейной структуры, раскрытие «тайны усыновления», разные виды насилия, переживания расставания или развода, игнорирование наличия у ребенка глубокой эмоциональной связи с биологическим родителем, работа с семьей в случае отказа от ребенка (желание отказа от ребенка), а также работа с психотравмирующими состояниями переживаемыми всеми членами семьи или одним из них (Ю.М. Губачев, Б.Д. Иовлев, Б.Д. Карвасарский и др., 1976 г.).

Активное сопровождение предполагает контроль и создание условий для адаптации ребенка в семье, снятие ощущения родительской несостоятельности, формирование адекватных требований к ребенку (в соответствии с их возрастным развитием). Данный вид психолого-педагогического сопровождения характеризуется возрастающей интенсивностью сопровождения семьи. В качестве основной технологии работы с семьей используется социально-психологический патронаж.

Стабильное сопровождение предполагает оказание стабильной психолого-педагогической помощи, формирующее у замещающих родителей чувства нужности и снятие социального одиночества. А также отслеживание динамики и развития психического состояния ребенка, и функционирования семьи в целом.

Процесс сопровождения семьи может носить длительный характер и в течение всего времени работы с семьей возможен переход одного вида психолого-педагогического сопровождения в другой.  

Основными задачами сопровождения являются: 

1.     Выявление и предупреждение психологических проблем, препятствующих благоприятной адаптации членов замещающей семьи.

2.     Оказание психолого-педагогической помощи детям, проживающим в замещающей семье,  и их родителям.

3.     Содействие профилактике и предотвращению жестокого обращения с детьми, проживающих в замещающих семьях.

4.     Профилактика возвратов детей в государственное учреждение.

5.     Психологическая помощь приемным родителям по преодолению тревог и страхов относительно проблемных семейных ситуаций.

Основными направлениями сопровождения приемной семьи являются:

1. Психологическая диагностика. 

1.1. Написание автобиографии. По автобиографии можно оценить личность кандидата, его прошлый опыт, его отношение к себе и своей жизни. Форма автобиографии является свободной, для удобства написания можно предоставить опорные вопросы. 

1.2. Диагностика мотивационной сферы личности приемного родителя. 

1.3.  Диагностика представлений о семейных ролях и  детско-родительских представлений.

1.4.  Диагностика эмоционального состояния членов семьи.

1.5. Диагностика особенностей личности.

2. Индивидуальная беседа. Беседа позволяет провести первичное  индивидуальное  знакомство с каждым из членов замещающей семьи, а также позволяет оценить не только потребности,  мотивы,  склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы,  но и выявить глубоко личные переживания членов семьи,  в той или иной мере затрудняющие жизнь семьи в целом. Результаты беседы помогут составить психологический "диагноз", на основе которого строится индивидуальная работа с семьей, и вырабатываются  рекомендации  приемному родителю.

3. Психологическое консультирование. Сущность консультирования в процессе психолого-педагогического сопровождения, состоит в оказании помощи членам семьи посредством их психологического просвещения,  а также в выработке,  на основе результатов психодиагностики, специальных рекомендаций по изменению определенных психологических факторов, затрудняющих  нормальное  функционирование  личности в условиях функционирования семьи.

4. Психологическая коррекция. Психокоррекционные мероприятия в процессе психолого-педагогического сопровождения прозваны способствовать формированию у замещающих родителей уверенности в своих действиях, готовности к преодолению неизбежных трудностей, к сотрудничеству, как со специалистами, так и с другими замещающими родителями.

5. Психологическое просвещение. Данное направление работы  психолога предполагает чтение публичных лекций, ведение группы психологической поддержки, проведение индивидуальных консультаций по вопросам воспитания, образования детей, подготовки их к самостоятельной жизни, а также проведение тренингов по развитию родительской компетенции. Они проводятся в рамках «Школы приемных родителей».

Мероприятия реализуемые в рамках психолого-педагогического сопровождения замещающих семей:

1.    Разработка индивидуальных программ сопровождения для приемных и опекаемых семей.

2.    Психологическую диагностику индивидуальных особенностей ребенка и сетей его социальных контактов.

3.    Исследование особенностей функционирования семейной системы (диагностика детско-родительских, супружеских взаимоотношений; консультации).

4.    Консультирование по различным психологическим и педагогическим вопросам, организацию постоянного взаимодействия с семьей и оказание ей конкретной психолого-педагогической помощи, создание позитивной атмосферы и благоприятных условий во взаимоотношениях в семье.

5.    Выбор специалистом оптимальных технологий для предупреждения кризисных и конфликтных ситуаций в семье.

6.    Поддержка замещающих родителей в трудных ситуациях. 

7.    Коррекция взаимоотношений между замещающими родителями  и ребенком.

8.    Коррекция внутреннего психологического состояния приемных родителей, снятие у них тревожности, напряженности и получение эмоциональной поддержки.

9.    Отслеживание динамики развития и изменений семейной структуры.

10.    «Клуб замещающих родителей» является одним из эффективных мероприятий по сопровождению замещающей семьи (далее Клуб). Целью Клуба замещающих родителей является обмен опытом воспитания приемных детей, а также становления семейной системы.

Таким образом, мы предполагаем, что психолого-педагогическое сопровождение способствует: успешной адаптации членов семьи к изменениям семейной системы; оптимальному психическому развитию ребенка; обеспечению психологического благополучия всех членов замещающей семьи; повышению воспитательного потенциала приемных родителей; восстановлению семейных отношений.