Главная страница

Урок по теме: «Понятие об обособленных членах предложения». Цели урока: образовательная


Скачать 62.46 Kb.
Название Урок по теме: «Понятие об обособленных членах предложения». Цели урока: образовательная
Дата 29.02.2016
Размер 62.46 Kb.
Тип Урок

Открытый урок по теме: «Понятие об обособленных членах предложения».

Цели урока: - образовательная: дать понятие обособления, обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения;

-развивающая: развивать умение выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы;

-воспитательная: развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Оборудование: раздаточный материал, тесты.

Тип урока : изучение нового материала.

Используемая технология: проблемно-диалоговая.

Ход урока

I. Оргмомент.

II.Языковая разминка.

Учащиеся списывают текст с доски, расставляют знаки препинания.

И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - все было мне особенно мило и значительно. (Л.Н.Толстой)

1 ученик производит синтаксический разбор предложения, строит графическую схему.

2 ученик выделят смысловые отрезки – однородные члены предложения и причастные обороты, объясняет пунктуацию при них; комментирует знаки препинания между обобщающим словом и однородными членами.

3 ученик находит проверяемые и непроверяемые орфограммы-гласные в корнях слов, обозначает их графически.

4 ученик проводит морфологическую работу и морфемный анализ: выписывает все встретившиеся в предложении причастия (покачивающие, покрытые, шлепающие, показавшиеся), определяет их вид и время, разбирают причастия по составу.

III. Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.

-Как отличить однородные определения от неоднородных?

-Назовите условия постановки и непостановки знаков препинания знаков препинания между определениями.

-Расскажите о предложениях, осложненных однородными членами (д/з, №471)

IV.Открытие нового знания, формулирование темы урока.

1.Для постановки учебной проблемы используется подводящий диалог.

учитель

ученики

-Прочитайте предложения

-Что общего в этих предложениях?

-Чем различаются эти предложения?

-На какое слово в первом предложении падает логическое ударение

-А во втором предложении?

- Есть ли паузы в 1-м предложении, во 2-м ?

-Проследите, как меняется интонация в предложениях.

- Как вы думаете, с какой целью был изменен порядок слов, интонационный рисунок во 2-м предложении?

-В каком предложении эти признаки более самостоятельны, более значимы?

-Как называются отрезки, имеющие дополнительное смысловое значение?

-Как они выделяются на письме?

-Какая же проблема будет решаться на уроке?

-Какие смысловые отрезки вы уже знаете?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом смысловых отрезков – обособленными второстепенными членами предложения.

-Попробуйте сформулировать понятие «обособленные члены» на основе рассмотренных примеров.

-Запишите тему урока.

-Попробуйте сформулировать цель урока.



Читают.

Пришла яркая и солнечная весна.

Пришла весна, яркая и солнечная.

-Они имеют одинаковый состав, одни и те же члены предложения.

-Определения занимают разное положение по отношению к главному слову: в 1-м предложении- перед существительным весна, во 2-м – после существительного весна.

- На слово весна.

- На слова яркая , солнечная.

- В 1-м предложении пауз нет, а во 2-м есть пауза после слова весна.

-В 1-м предложении интонация понижается к концу предложения, а во 2-м – повышается в середине предложения на слове весна, а затем резко падает.

-Чтобы подчеркнуть, выделить признаки весны.

-Во 2-м предложении.

-Смысловыми отрезками

-Запятыми.

-Как называются эти смысловые отрезки? Как выделяются?

-Однородные члены предложения, причастные обороты, деепричастные обороты, обращения, вводные слова.

-Обособленные члены предложения – это смысловые отрезки, которые имеют дополнительное смысловое значение, выделяются интонационно и на письме запятой.

Записывают тему : «Понятие об обособлении»

-Научиться находить в тексте и выделять на письме смысловые отрезки - обособленные члены предложения.

2.Чтение теоретического материала на стр.235-237.

Сравните свое определение обособленных членов с определением в учебнике .

-Назовите виды обособленных членов предложения (со значением добавочного действия; со значением сравнения, уподобления; со значением уточнения, присоединения.

-Как выделяются обособленные члены предложения? (В устной речи - с помощью выделительной интонации, в письменной – выделительными знаками препинания)

-какие признаки имеют обособленные второстепенные члены? (Смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные).

V.Развитие умений находить обособленные члены предложения.

1.Устное выполнение упр.№473 - развивается умение находить обособленные члены предложения и определять способ их выражения.

2.Работа по карточкам- развивается умение находить смысловые отрезки- обособленные члены предложения, оформлять их на письме и графически обозначать.

Прочитайте предложения. Какие слова выделяются интонационно и по смыслу? Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения. Графически обозначьте слово, к которому они присоединяются. Найдите и подчеркните грамматическую основу первого предложения.

1.Арно услышавший сзади себя разговор повернулся и побежал к людям. 2. Собака зевнула завив язык трубочкой затряслась всем телом и тонко взвизгнула. 3.Соленая вода ему не понравилась, а легкие волны шуршавшие о прибрежный гравий пугали его. 4.Собака тотчас же поплыла назад выставив наружу только одну морду со всплывшими наверх ушами громко и обиженно фыркая. 5.Выскочив на сушу она затряслась всем телом, и тучи брызг полетели на старика и Сергея .6.Пес уже давно скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку вылезавшего боком из лямки и лаял на него.

3.Работа с тестом- отслеживание первичного усвоения материала.

ТЕСТ

Вариант I

I. Выберите верный ответ. Обособление - это

  1. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

  2. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

  3. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит

  1. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

  2. выделить запятыми;

  3. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.

III. Укажи предложения с обособленными определениями

  1. Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.

  2. Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.

  3. Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.

IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

    1. Скупой теряет всё, желая всё достать.

    2. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

    3. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

V. Укажи предложения, в которых необходимо изменить порядок слов, чтобы выделить по смыслу обособленные члены предложения.

  1. Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.

  2. Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.

  3. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.

Вариант II

I. Выберите верный ответ. Обособление - это

  1. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

  2. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

  3. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит

  1. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

  2. выделить запятыми;

  3. в устной речи произнести с особой интонацией, а на

письме выделить запятыми.

III. Укажи предложения с обособленными определениями

  1. Скупой теряет всё, желая всё достать.

  2. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

  3. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

  1. Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.

  2. Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.

  3. Дым, остывая, стелется туманом.

V. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов.

  1. Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.

  2. В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.

  3. Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.

VI. Подведение итогов урока.

-Назовите ключевые слова урока (обособленные члены предложения, смысловой отрезок, выделительные знаки препинания).

-Задайте вопросы по теме урока.

VII. Домашнее задание.

1.П.№ 36, упр. № 476.