|
Урок по теме: «Понятие об обособленных членах предложения». Цели урока: образовательная
Открытый урок по теме: «Понятие об обособленных членах предложения».
Цели урока: - образовательная: дать понятие обособления, обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения;
-развивающая: развивать умение выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы;
-воспитательная: развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Оборудование: раздаточный материал, тесты.
Тип урока : изучение нового материала.
Используемая технология: проблемно-диалоговая.
Ход урока
I. Оргмомент.
II.Языковая разминка.
Учащиеся списывают текст с доски, расставляют знаки препинания.
И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - все было мне особенно мило и значительно. (Л.Н.Толстой)
1 ученик производит синтаксический разбор предложения, строит графическую схему.
2 ученик выделят смысловые отрезки – однородные члены предложения и причастные обороты, объясняет пунктуацию при них; комментирует знаки препинания между обобщающим словом и однородными членами.
3 ученик находит проверяемые и непроверяемые орфограммы-гласные в корнях слов, обозначает их графически.
4 ученик проводит морфологическую работу и морфемный анализ: выписывает все встретившиеся в предложении причастия (покачивающие, покрытые, шлепающие, показавшиеся), определяет их вид и время, разбирают причастия по составу.
III. Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.
-Как отличить однородные определения от неоднородных?
-Назовите условия постановки и непостановки знаков препинания знаков препинания между определениями.
-Расскажите о предложениях, осложненных однородными членами (д/з, №471)
IV.Открытие нового знания, формулирование темы урока.
1.Для постановки учебной проблемы используется подводящий диалог.
учитель
|
ученики
|
-Прочитайте предложения
-Что общего в этих предложениях?
-Чем различаются эти предложения?
-На какое слово в первом предложении падает логическое ударение
-А во втором предложении?
- Есть ли паузы в 1-м предложении, во 2-м ?
-Проследите, как меняется интонация в предложениях.
- Как вы думаете, с какой целью был изменен порядок слов, интонационный рисунок во 2-м предложении?
-В каком предложении эти признаки более самостоятельны, более значимы?
-Как называются отрезки, имеющие дополнительное смысловое значение?
-Как они выделяются на письме?
-Какая же проблема будет решаться на уроке?
-Какие смысловые отрезки вы уже знаете?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом смысловых отрезков – обособленными второстепенными членами предложения.
-Попробуйте сформулировать понятие «обособленные члены» на основе рассмотренных примеров.
-Запишите тему урока.
-Попробуйте сформулировать цель урока.
|
Читают.
Пришла яркая и солнечная весна.
Пришла весна, яркая и солнечная.
-Они имеют одинаковый состав, одни и те же члены предложения.
-Определения занимают разное положение по отношению к главному слову: в 1-м предложении- перед существительным весна, во 2-м – после существительного весна.
- На слово весна.
- На слова яркая , солнечная.
- В 1-м предложении пауз нет, а во 2-м есть пауза после слова весна.
-В 1-м предложении интонация понижается к концу предложения, а во 2-м – повышается в середине предложения на слове весна, а затем резко падает.
-Чтобы подчеркнуть, выделить признаки весны.
-Во 2-м предложении.
-Смысловыми отрезками
-Запятыми.
-Как называются эти смысловые отрезки? Как выделяются?
-Однородные члены предложения, причастные обороты, деепричастные обороты, обращения, вводные слова.
-Обособленные члены предложения – это смысловые отрезки, которые имеют дополнительное смысловое значение, выделяются интонационно и на письме запятой.
Записывают тему : «Понятие об обособлении»
-Научиться находить в тексте и выделять на письме смысловые отрезки - обособленные члены предложения.
|
2.Чтение теоретического материала на стр.235-237.
Сравните свое определение обособленных членов с определением в учебнике .
-Назовите виды обособленных членов предложения (со значением добавочного действия; со значением сравнения, уподобления; со значением уточнения, присоединения.
-Как выделяются обособленные члены предложения? (В устной речи - с помощью выделительной интонации, в письменной – выделительными знаками препинания)
-какие признаки имеют обособленные второстепенные члены? (Смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные).
V.Развитие умений находить обособленные члены предложения.
1.Устное выполнение упр.№473 - развивается умение находить обособленные члены предложения и определять способ их выражения.
2.Работа по карточкам- развивается умение находить смысловые отрезки- обособленные члены предложения, оформлять их на письме и графически обозначать.
Прочитайте предложения. Какие слова выделяются интонационно и по смыслу? Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения. Графически обозначьте слово, к которому они присоединяются. Найдите и подчеркните грамматическую основу первого предложения.
1.Арно услышавший сзади себя разговор повернулся и побежал к людям. 2. Собака зевнула завив язык трубочкой затряслась всем телом и тонко взвизгнула. 3.Соленая вода ему не понравилась, а легкие волны шуршавшие о прибрежный гравий пугали его. 4.Собака тотчас же поплыла назад выставив наружу только одну морду со всплывшими наверх ушами громко и обиженно фыркая. 5.Выскочив на сушу она затряслась всем телом, и тучи брызг полетели на старика и Сергея .6.Пес уже давно скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку вылезавшего боком из лямки и лаял на него.
3.Работа с тестом- отслеживание первичного усвоения материала.
ТЕСТ
Вариант I
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
-
слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
выделить по смыслу, т.е. интонационно;
выделить запятыми;
в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.
Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.
Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
Скупой теряет всё, желая всё достать.
Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
-
Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
V. Укажи предложения, в которых необходимо изменить порядок слов, чтобы выделить по смыслу обособленные члены предложения.
Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.
Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.
Вариант II
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
выделить по смыслу, т.е. интонационно;
выделить запятыми;
в устной речи произнести с особой интонацией, а на
письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
Скупой теряет всё, желая всё достать.
Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.
Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.
Дым, остывая, стелется туманом.
V. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов.
Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.
В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.
Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.
VI. Подведение итогов урока.
-Назовите ключевые слова урока (обособленные члены предложения, смысловой отрезок, выделительные знаки препинания).
-Задайте вопросы по теме урока.
VII. Домашнее задание.
1.П.№ 36, упр. № 476.
|
|
|