Главная страница

Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности


Скачать 129.88 Kb.
Название Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности
Дата 06.03.2016
Размер 129.88 Kb.
Тип Документы

Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности



"...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения / обучения, взаимоотношения между учителем и учеником". 
Н.Ю. Пахомова
 

Уже несколько лет я являюсь руководителем филологической кафедры школьного научного общества, целями работы которой являются:

- развитие творческих способностей, подготовка учащихся к ведению исследовательской деятельности;

- формирование первоначальной системы исследовательских теоретико-методологических, методических и практических знаний, умений и навыков школьников.

Задачи:

- диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей и интересов к исследовательской деятельности, коммуникативных способностей;

- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

- формирование навыков исследовательской деятельности и выбор направления деятельности;

- развитие навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Основные направления работы:

  1. Работа с педагогами (расширение возможностей учащихся посредством творческой самореализации; творческая и исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как способ стимулирования познавательной активности). Выступления педагогов на педсоветах, семинарах, МО.

  2. Работа с учениками

а) учебно-исследовательская деятельность:

- выбор темы исследования;

- изучение литературы по выбранной теме;

- использование экспериментов и исследовательских методик;

- изучение требований, предъявляемых к композиции научно-исследовательской работы;

- изучение требований, предъявляемых к оформлению;

- анализ результатов, формирование выводов.

б) развитие навыков самопрезентации и публичных выступлений (речевое мастерство, способы снятия эмоционального напряжения).

в) выступление с докладом на конференции.
Научно-исследовательские работы оцениваются по следующим критериям:

- исследовательский характер;

- научность;

- новизна и актуальность;

- грамотное и логическое изложение материала;

- глубина владения материалом изучаемого вопроса;

- оформление работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми организационным комитетом конференции.
Формы и виды работы:

  1. Групповые занятия с элементами лекций.

  2. Семинарские занятия по изучению требований, предъявляемых к оформлению работ.

  3. Индивидуальные консультации с учителями, курирующими вопросы исследования.

  4. Проведение научно-практической конференции.

  5. Проведение школьных олимпиад по русскому языку и литературе.

В работе филологической кафедры принимают участие учащиеся с достаточно высоким уровнем учебной мотивации. Но большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся, является повышение интереса каждого ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза: "Надо читать!" Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения. Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Я нашла для себя путь решения этой проблемы – это проектно- исследовательская деятельность. Причём я использую этот метод в любом классе. Хочу отметить, что проектно- исследовательская работа оправдывается на все 100%. Все ученики, даже те, кого я называю "слабыми", с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов иногда (по своей инициативе) принимают участие и родители, что, по моему мнению, является очень хорошим воспитательным моментом. 

Считаю, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она: 

  • личностно ориентирована;

  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия

Необходимо через различные формы организации: урокэлективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. 

Я считаю, что такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. 
Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, я стараюсь организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний 

Учащиеся, овладевая способами сохранения информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования. 

Дидактическая цель урока: 

  • самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;

  • научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретение коммуникативных умений, работая в группах.

  • повышение мотивации учащихся к учебному процессу

  • .

Цели по содержанию

Образовательная: 

  • самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;

  • научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретение коммуникативных умений, работая в группах.

  • повышение мотивации учащихся к учебному процессу


Развивающая: 

  • способствовать развитию системного мышления учеников;

  • содействовать развитию их речевой деятельности;

  • способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций;

  • формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.


Воспитательная: 

  • способствовать воспитанию интереса к предмету,

  • способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности

  • способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.


Тип учебного занятия: урок-защита проекта 
Формы обучения: групповая, индивидуальная 
Средства обучения: компьютер для учителя, проектор, творческие проекты учащихся. 
В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний. 
Учащиеся овладевают способами сохранения информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования. 
Орг. момент: Сегодня мы проведём урок литературы, используя проектную деятельность по творчеству Н.А.Некрасова. 
Сегодняшнему уроку предшествовала предварительная работа: 

  1. Была выбрана тема проекта.

  2. Учащиеся были поделены на группы.

  3. Каждая творческая группа наметила план работы над проектом и распределила обязанности


В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним - подростком - сила интереса, старшим - сила цели. С каким энтузиазмом новоиспечённые школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели. 

Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности: "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". 

Метапредметность:
 
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. 

На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии. Мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника

  • коммуникативной,

  • культуроведческой,

  • информационной,

  • языковой,

  • исследовательской,

что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе. 

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает 

Основные требования к использованию проектной деятельности: 

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

  2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

  3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

  4. Использование исследовательских методов.

  5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

  6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения 

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы


Защита проектов (по плану): 

  1. Как распределялись обязанности в группах.

  2. Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).

  3. Выбор формы отчета.

  4. Всё делали сами или просили помощи у старших?

  5. Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.

  6. С какими трудностями столкнулись?

  7. Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?

  8. Довольны или нет своим результатом?

  9. Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет? Если да, то в какой форме (предложения по проектной деятельности)


Оценивание творческих проектов (согласно разработанным критериям). 

Критерии оценивания работ учащихся 
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. 
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; 
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; 
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта; 
5. Степень осмысления использованной информации; 
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы; 
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; 
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; 
10. Владение рефлексией (или проверим, что у нас получилось в итоге); 
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов. (метапредметность). 

Подведение итогов

  • как вы думаете: уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?

  • с какими трудностями вы столкнулись?

  • что получилось лучше?

  • как бы вы оценили свою работу?


Обращение к проектной методике в образовательном процессе позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала. 

Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы. 

Актуальность применения метода определяется повышением проектирования в образовательном учреждении, повышением качества образовательного процесса и компетенции учителей и учащихся. 

Практическое назначение работы: 
1. Материалы презентаций учащихся останутся в копилке наглядных материалов кабинета литературы; 
2. Результаты данного проекта представляют интерес для преподавателей литературы, истории, музыки, ИЗО и МХК. 

Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.