Главная страница

Ознакомление с малыми фольклорными формами. Цель


Скачать 28.83 Kb.
Название Ознакомление с малыми фольклорными формами. Цель
Дата 13.03.2016
Размер 28.83 Kb.
Тип Документы

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Цель: Уточнить представления детей о жанровых особеннос­тях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотно­ся содержание с названием текста.

Материалы: Карандаши, бумага, иллюстрации к загадкам.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Дети, вы любите отгадывать загадки? Я знаю, что некоторые из вас придумывают загадки сами. Скажи­те, что такое загадка? Чем она отличается от рассказа, стихотворения?

- Воспитатель:

- Загадки бывают разные. Бывают загадки складные, похожие на стихи. Вспомните такие загадки. Бывают за­гадки короткие, всего из одного предложения, например: «Кто родится всегда с усами?»

- Но в любой загадке предмет не называется и нуж­но самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы было лег­че догадаться, в загадке или говорится, на что похож этот предмет, или его называют таким словом, что сразу

по­нимаешь, что это такое. Например, такая загадка:

Пушистый матросик,

Лопаточкой носик.

На ножках коротеньких

Красные ботики.

- Каким словом назвали в загадке утёнка? Как вы думаете, почему?
- С чем сравнивают его носик, лапки?

Воспитатель:

- Отгадайте следующие загадки: «Два близ­неца, два братца на нос верхом садятся», «За пнем буго­рок, а в нем городок».

Каждая загадка анализируется (почему так говорится, с чем сравнивается и т. п.). Вос­питатель предлагает после занятия попробовать самим придумать загадки.

Воспитатель:

- Ребята, на каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль — пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, тру­сов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. По­слушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее пони­маете: «Что посеешь, то и пожнешь» (соберешь). Когда так говорят?

(Если дети затрудняются, педагог дает два пояснитель­ных рассказа.)

- Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пше­ница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспа­хал тяп-ляп и посеял кое-как: по работе и урожай полу­чил — бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
-
Жили в одной деревне две хозяйки. Одна привет­ливая: о чем ее попросят — все сделает, что имеет — всем поделится. Другая же злая да ворчливая, все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда — сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зо­вут, все помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачи­ваются. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.

- Вспомните пословицу, близкую по смыслу этой.
(«Как аукнется, так и откликнется».)

- Послушайте поговорку: «Грозен Семен, а боится Се­мена одна ворона».

- Как вы думаете, о каком человеке так можно сказать? В каком случае так говорят? (Когда под­смеиваются над крикуном и задирой, которого никто не боится.)

- В поговорке говорится об одном Семене, а подразумеваю­тся все драчуны и задиры. Нужно всегда стараться не только услышать, о чем рассказывается в послови­це или поговорке, а думать, чему она учит.

- Подумайте, чему учит пословица «Одинокое дере­во и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»

- Придумайте по этой пословице небольшой рассказ, нарисуйте к нему иллюстрацию.
Самостоятельная работа. Заслушиваются несколько рассказов. Упражнение «Скажи по-другому».

Воспитатель:

- Вы уже знаете, что об одном и том же можно ска­зать по-разному, разными словами. Подберите слова, близкие по смыслу к выражениям: «явился как снег на голову» (неожиданно), «с него, как с гуся вода» (ничего на него не действует), «держи язык за зубами» (молчи), «не задирай нос» (будь скромнее).

Упражнение на произношение скороговорок.

На горе дубы, под горой грибы.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Произношение детьми скороговорок с разной силой го­лоса, с вопросительной, с удивленной интонацией, в раз­ном темпе