|
Урок внеклассного чтения
Повесть о доверии и любви. ("Голубая чашка" А.П. Гайдара
и читательский опыт учащихся 10 класса.
Урок внеклассного чтения).
Долгие годы издатели произведений А.П. Гайдара адресовали повесть "Голубая чашка" детям среднего и даже младшего школьного возраста. Вместе с тем произведение это содержит в себе немало "взрослых" мыслей, доступных и понятных человеку с немалым житейским и читательским опытом. Предпринятая нами попытка прочитать "Голубую чашку" в 10 классе школы вызвала неподдельный интерес читателей: ребята стоят на пороге самостоятельной жизни, серьёзные и вполне зрелые мысли о любви и ревности, о доверии и дружбе, о гражданской и человеческой позиции овладевают ими. Помимо трепетного мира детства старшеклассники попытались понять сложный семейный конфликт, запрятанный писателем в подтекст. Этот подтекст и стал главным предметом исследования.
К уроку учащиеся получили задание внимательно прочитать произведение и подумать над вопросами: Почему повесть называется "Голубая чашка"? Повторить по словарю юного литературоведа (Сост. В. М. Новиков. - М., 1988) понятия: "повесть", "метафора", "аллегория", "образ-символ", "повествователь", "подтекст".
Урок начинаем с выявления восприятия учащимися произведения.
Какое впечатление произвела на вас повесть "Голубая чашка"?
Какие чувства вызвали у вас герои произведения?
Как бы вы определили жанр "Голубой чашки": повесть, рассказ?
Какие бы вопросы вы задали автору произведения?
Как вы относитесь к финалу повести?
"Голубая чашка" понравилась ребятам своей искренностью, доверительной авторской интонацией, "серьёзным" отношением к "детской" теме. Старшеклассники с интересом следили за сложными отношениями "взрослых" героев произведения - рассказчика и Маруси, удивлялись цельности и вместе с тем непосредственности и чуткости характера Светланы, делающей первые шаги в огромный мир людей, природы, чувств.
На этапе анализа повести ребята начинают постигать особую манеру повествования: захватывающего сюжета нет, приключения героев обыденны, да и цель "странствий" отца и маленькой дочери "куда глаза глядят" не завораживает тайной. Но есть эта "тайна", точнее причины, побудившие героев покинуть дом и пуститься в путешествие! Вот эти причины, по нашему замыслу, и должны были побудить ребят к чтению "с пристрастием", в котором и состоит главная прелесть "Голубой чашки".
Обозначая тему и идею повести, говорим, что произведение это о жизни и человеческом счастье, о том, как трудно собрать воедино осколки разбитой чашки, а ещё труднее сохранить добрые отношения с дорогими людьми, сберечь любовь и дружбу, когда тебя посетили обиды и непонимание.
Повесть имеет кольцевую композицию: завязка действия и финал обращают нас к образу разбитой чашки. Подумайте, почему "любимая" чашка мамы хранится в ...тёмном чулане?
Более чем странное место для любимых вещей. Они должны быть на виду, а тут .. .чулан...
- Действительно, странно. А осколки разбитой чашки в конце повести?
- Тоже необычно: кто же станет эти "черепки"...швырять с крыльца в траву на улицу (есть же, наконец, мусорное ведро!) да ещё "пинать носком сапога"?
Внимательно вчитываясь в текст повести, постараемся понять главную тайну этого произведения, его "подтекст", "подводное течение". Обратимся к экспозиции повести. Почему автор с какой-то "справочной" точностью сообщает нам о возрасте своих героев? "Мне тогда было тридцать два года, Марусе двадцать девять, а дочери нашей Светлане шесть с половиной..."
- Возможно, повесть автобиографична: в 1936 году (время написания "Голубой чашки") писателю действительно было 32 года, а его рыжеволосой дочке Светлане шёл седьмой год.
- Хорошо. А ещё почему?
- Гайдар много писал о гражданской войне, его герои по возрасту могли бы в ней участвовать.
- Такое начало настраивает читателя на серьезный лад: никакой "выдумки"! Да и повествование ведётся от первого липа. На какие ещё важные мысли настраивает нас начало повести?
- Долгожданный отпуск в конце лета: подмосковная дача, мечты о ловле рыбы, купании в реке, лесные прогулки по грибы и орехи...
- Верно, вы заметили, что в этих "мечтах" уже начало конфликта?..
- Конечно, ведь Маруся сразу начала "придумывать" "себе и нам" всё новые, совсем не интересные дела: мести двор, чинить ветхие заборы, натягивать верёвки для белья, заколачивать гвозди. Какой уж тут отдых!
- Да, заботы семьи и впрямь не совсем в духе "долгожданного" отдыха. Но это лишь "слабые помехи", более серьёзные придут спустя три дня, когда все трое соберутся идти гулять. Что это за "серьёзная помеха"?
- Полярный лётчик, товарищ Маруси, пришедший к ней в гости.
- Почему автор, не сообщая нам профессию рассказчика-отца, с каким-то скрытым удовольствием говорит о профессии Марусиного гостя? Послушаем устное сообщение по статье литературоведа А.Западова "Секрет голубой чашки".
- Следуя исторической правде, Гайдар напоминает читателю о героичности этой профессии в середине 30-х годов XX века. У всех на устах был подвиг отважной семёрки полярных лётчиков, спасших экспедицию парохода "Челюскин", первыми получивших звание Героя Советского Союза. Вся страна восторгалась лётчиком Громовым, продержавшимся в воздухе 75 часов без заправки самолёта горючим. А беспосадочный перелёт Чкалова, Белякова и Байдукова из Москвы в Николаевск-на-Амуре? Вот к какому славному отряду крылатой профессии принадлежал Марусин знакомый. Добавим ещё, что молодое поколение той поры грезило небом. Фото отважных лётчиков были у каждого юноши. Переполненные аэроклубы, где постигали азы лётного мастерства мальчишки и девчонки. Устоять перед чарами романтической профессии да и самого образа лётчика было трудно.
- Очень убедительно! Может быть, оттого отец со Светланой ушли во двор и с досады взялись мастерить ...вертушку? В хозяйстве-то вряд ли пригодится?
- Да, проку от вертушки мало! Но, видно, он думал о ...лётчике, помешавшем их прогулке с Марусей; вертушка - ветер, воздух, полёт, надо лезть на крышу, а настоящие вертушки стоят на метеостанциях вблизи... аэродромов.
- Может, эта злосчастная "вертушка" в повести "обрастает" чертами метафоры?
- Несомненно, потому что чувствуется явный намёк автора на одиночество, обиду, ревность отца к этому лётчику.
- Почему герои не последовали "приказу" Маруси идти спать?
- Маруся пошла провожать до вокзала лётчика, и никто не хотел оставаться в пустом доме: ушла мама - дом потерял всякий смысл, вмиг герои стали одиноки.
- Как усиливается это одиночество отца и Светланы?
- Оклеив цветной бумагой вертушку, они уселись на крыше, откуда видят старика с балалайкой, мальчишек, глазеющих на игру. Старуха прогнала ребят и позвала деда за самовар: они будут пить чай, им не скучно. К тому же отец и Светлана думают, что к их вертушке сбегутся ребятишки - "будет компания"...
- Вы заметили, как постепенно рассказчиком овладевает тоска по ушедшей Марусе.
- Что же планируют назавтра отец и дочь?
- Вырыть "пещеру" для садовой лягушки, взять ниток у Маруси для бумажного змея, сесть всем троим в лодку и уплыть к большому лесу"...
- Но никак нельзя победить сомнения: мы чувствуем эту тоску и боязнь разлуки с любимым человеком: "Так с обидой и уснули". Почему отца и Светлану не утешило возвращение Маруси и её подарки? Почему они "уснули с обидой"?
- Бесспорно, слово лечит. Маруся же не сказала ни одного ласкового слова, а лишь отдала приказание" спать.
- Да, неприветливая Маруся предстаёт наутро уж совсем рассержен-
ной: кто-то разбил её любимую чашку, и эти "кто-то" - близкие ей люди -муж и ребёнок. Отчего же герои принимают решение "идти куда глаза глядят"?
- Конечно же, от обиды, хотя стараются сохранить и унести с со
бой то, что будет напоминать им о Марусе: кладут в сумку яблоко, табак,
дочка надевает свое лучшее "розовое платье" - ведь предстоит показаться
на люди!
Экспозиция и завязка повести завершились сборами отца и дочери в путешествие. Вмиг мир показался героям чужим, за пределами калитки идёт своя жизнь: громыхает холодными бидонами молочница, катит мимо на велосипеде мальчишка, прошагал толстый дядька в лес по грибы, прошла белокурая девица с мокрыми от купания волосами. И... никого знакомых! Чем важна первая встреча путешественников с Санькой и Пашкой?
- Дети в ссоре: пионер Пашка собирается поколотить "фашиста" Саньку. Гайдар, вероятно, хотел рассказать читателям о гражданской ответственности каждого за судьбу страны, особенно в середине 30-х годов, когда над миром нависла грозная опасность фашизма. Дети помирятся, взрослые простят друг другу обиды, но всеобщая подозрительность, характерная для того времени, может увести людей от настоящей опасности.
- Правильно. Как считает литературовед А.Западов, тема доверия не случайна в повести. Автор показывает канун 1937 года. Волна репрессий не миновала и семью Гайдара: была арестована жена писателя, репрессированы многие его друзья... Какова роль образа старика-сторожа, встретившегося на пути отца и Светланы?
В уста этого героя автор вкладывает важные и глубокие мысли: старое сельское кладбище и дом у леса на берегу реки - два контрастных образа, символизирующих смерть и жизнь. В доме у соснового бора живут дочь и внук сторожа, потому-то так дорого для старика это "самое хорошее далёко", воплощая жизнь, счастье, дом, семью, любовь.
Жанр повести предполагает обращение к нескольким темам, волнующих автора. Гайдар, по воспоминаниям его сына Тимура, призывал воспитывать в молодёжи любовь к родине: "Пусть она будет большой, настоящей, искренней". Любовь эту к своей стране писатель не мыслил без труда. Тема мирного труда передаёт впечатление героев от увиденного: "тащат люди белый, как сахар, камень", "колёса крутятся", "тачки скрипят"; в деревеньке люди пашут, сеют...
Верно. Тема Родины и труда преломляется ещё и в эпизоде изображения военных учений вблизи леса. Каково место этого эпизода в художественной ткани повести?
Гайдар писал произведения прежде всего для читателя своего времени: и дети, и взрослые той поры не только слышали о войне, но и ждали её: фашизм в Европе, борьба в Испании, бои на Дальнем Востоке. Эпизод о немецком рабочем, покинувшем фашистскую Германию, не случаен. Но ясно и другое: на страже мирной жизни стоит Красная Армия. Даже красноармеец-наблюдатель, спрыгнув с дерева, одарил удивленную Светлану "тремя блестящими желудями".
- Часто ли герои обращаются мысленно к дому и к Марусе? Почему?
- Часто. Вероятно, из-за не утихшей ещё обиды, а, вернее, они уже соскучились по Марусе, особенно Светлана. Герои уже тоскуют по "серому домику с деревянной крышей"...
Путешественники уселись пообедать на полянке, "какая не каждому попадается на свете": пышные ветки орешника, серебристая ёлка, душистые цветы, ярче первомайских флагов. Вы заметили, Светлана хочет вернуться домой, но, видно, не решается сказать отцу. Ведь обида отца на Марусю гораздо глубже и сильнее обиды дочери на мать из-за голубой чашки. Что напоминает дом и Марусю?
- Чиж." Это знакомый чиж... Я его видела, когда мы с мамой качались в саду на качелях... Это он за нами прилетел..." Отец не соглашается с дочкой и, чтобы отвлечь Светлану от этих мыслей, поёт "печальным басом", но девочка непреклонна: она заметила "неестественность" в голосе отца, которого тоже терзают раскаяние и тоска по Марусе. То есть, окружающая героев природа - цветы и птицы - противятся решению рассказчика забыть о Марусе.
Повесть "Голубая чашка" полна образами-аллегориями. Напомните определение этого художественного приёма.
- Аллегория - иносказание, одно из сильнейших средств воздействия автора на читателя, умеющего видеть и понимать художественное явление. На пути к долгожданной чистой реке героев ждёт болото, символизирующее всё плохое, обывательски пошлое: оно берёт их в кольцо своим гнилым кустарником и осокой, ржавой водой и кочками.
Да, автор ставит героев перед новым испытанием, но "большой и сильный" отец не привык отступать: что это "поганое болотце" в сравнении "с бескрайними камышами Приднестровья или угрюмыми плавнями Ахтырки", где сражался бывший красноармеец. Боевое прошлое героя помогает выбраться из болота. Как ведут себя рассказчик и Светлана?
- "Счистили с себя грязь и тину", выстирали одежду, выкупались. Вновь - аллегория; герои будто готовятся ко встрече с Марусей: "смыли" с себя "грязь" подозрений и обид.
- Почему автор решает после эпизода с "болотом" продлить путешествие героев?
- Во-первых, эпизод в саду у Валентины предопределён композиционно. Гайдар ничего не забывает: старик сторож в начале повести просит путешественников зайти в гости к дочери своей Валентине и сыну ее Фёдору. Во-вторых, автор возвращает героев к истокам счастливого семейного бытия: так потешно ведет себя малыш Федор, "объевший уже два куста малины", так по-хозяйски деловита его мать Валентина.
- Что смутило героев в саду "под спелой яблоней"?
- Рокочущий гул блестящего самолёта в небе, который спугнул серебристую бабочку на рукаве Светланы. Это самолёт "того самого лётчика", который приходил вчера к Марусе.
- Вы заметили, о лётчике девочка говорит "с досадой", она понимает, что причина их разлуки с Марусей именно в нем. Почему же после разговора об улетевшем лётчике следует рассказ о любви Светланиных родителей?
- Да, эту историю рассказывает дочке отец. Любовь героев прошла испытание грозным военным временем. Сначала молодой красноармеец спасает семнадцатилетнюю Марусю, а потом девушка навестила в лазарете раненного в грудь бойца, чтобы в дальнейшем уже никогда не расставаться с ним.
- Так в чём же виноват перед женой рассказчик? И виноват ли?
- По-моему, отец Светланы ни в чём не виноват. Напротив, он даёт время Марусе и себе, чтобы привести чувства "в порядок". Их союз с женой построен на согласии и любви. Он уважает чувства Маруси; если она предпочтёт ему лётчика, он и тогда не будет посягать на её свободу...
- Возможно, и так, но не забывайте, что в душе рассказчика может зародиться ревность к этому лётчику, способного "похитить" Марусю... В.И. Даль трактует ревность как "слепую, страстную недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-то любви или верности". Ревность требует подчинения любимого человека, она может оскорбить человеческое достоинство. Подумайте, о ревности ли эта повесть?
- Нет, хотя вина рассказчика перед Марусей всё же есть: он усомнился в ней, позволил своим мыслям посеять в душе зёрна недоверия к любимой женщине. Вот почему история любви Светланиных родителей звучит как доказательство силы, верности, благородства рассказчика.
- Какое впечатление эта история произвела на Светлану?
- Огромное. На протяжении всего рассказа девочке "жалко", "совсем жалко" Марусю. Она убеждает отца "взглядом", как Маруся его любит: "Как будто сияние озарило голубые Светланины глаза, вздрогнули опустившиеся ресницы, и милый задумчивый Марусин взгляд упал мне на лицо".
-Да, искренний взгляд дочери убедительнее всяких слов! К какому выводу приходит рассказчик?
- "Мы не разбивали голубой чашки". Её вообще никто из близких не разбивал. Герой освобождается от подозрительности и мучительного недоверия к жене. А раз так, надо быстрее спешить домой, к Марусе!
- Какие звуки, краски сопровождают возвращение героев домой?
- Это "ритмы" конца трудового дня: возвращается в гараж колхозный грузовик, "пропела военная труба", «загудел над лесом паровоз», раздаются голоса мирно играющих "в чижа" Саньки, Пашки и Берты. Добавим к этим звукам розовый закат вечернего солнца, ярко раскрашенную вертушку на крыше дома, крутящуюся "с весёлым жужжанием". Её установила Маруся.
- Какой предстала перед путешественниками Маруся?
- Яркой и весёлой: в оранжевых лучах закатного солнца, в красном платье, в сандалиях на босу ногу. Ласковые карие глаза светились радостью и ожиданием. Точно: никто не разбивал голубой чашки!
- Почему же разбитую чашку герои "списывают" на серых мышей?
- Это новая аллегория автора. Даже, скорее, символ...
- Почему?
- Как мы знаем, "символ приходит в текст из языка многовековых культур, привнося в него весь багаж своих уже накопленных значений". Вспомним мышиного короля и его армию из европейских сказок Гримм, Гауфа, Андерсена, балетной версии "Щелкунчик". "Серые злые мыши" и здесь сотворили своё чёрное дело - в чулане разбили чашку. Символические же "мыши" в авторской интерпретации - это подозрительность и обида, ревность и сомнение, недоверие и отчаяние...
- А подаренный Светлане Фёдором (случайно ли автор называет четырёхлетнего карапуза взрослым именем?) пушистый котёнок?
- Он будет хранить покой семьи от "серых мышей"...
- Этого достаточно для семейного счастья?
- Конечно же, нет. Котёнок - ведь тоже своего рода аллегория повести. Но судя по тому, как завершается произведение, читатель, большой или маленький, может быть спокоен за героев: семья сидит вечером под спелой вишней, сияет над садом золотая луна, прогремел дальний поезд, и даже скрывшийся в тучах "полуночный лётчик" уже никак не смутит их покой.
Повесть "Голубая чашка" в ранней редакции виделась автору по-иному: рассказчик со своим пятилетним сыном Димкой уезжает на дачу, чтобы вкусить все прелести "отпускного" лета. Почему писатель вводит в окончательный вариант образы Светланы и Маруси?
- Вероятно, потому, что Светлана в будущем станет, как и Маруся, матерью. Девочка более чутка, отзывчива, в будущей взрослой жизни она должна хранить семейное тепло, уметь любить и прощать. Да и имя у героини замечательное: этот ребёнок излучает свет, она, как маленький лучик солнца, освещает жизнь своей семьи.
В заключение урока говорим о языке и жанре повести. Ребят удивил язык произведения: "простой и вместе с тем красивый"; "налицо сказовая интонация автора"; "за кажущейся простотой и ясностью предложений скрыт какой-то глубокий и важный смысл"; "во многих фразах писателя чувствуется какая-то тайна, подсказываемая едва уловимым писательским намёком".
Большинство учащихся класса определяли жанр "Голубой чашки" как повесть, аргументируя свои доводы опорой на литературоведческие словари и статьи критиков. Убедительно звучали на уроке ссылки на высказывание В.Г. Белинского: повесть изображает события, случаи, которые "в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить её и в века"; "повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки". Некоторые учащиеся обозначали близость произведения к жанру рассказа в силу "субъективного элемента", а именно, отношения автора к изображаемым явлениям и человеческим характерам. Учащиеся отмечали также такую важную связь жанра "Голубой чашки" со стихией устного повествования, указывали этимологическую общность слов "повесть" и "поведать": автор действительно стремится поведать своему читателю о событиях и героях. Углубляя представления о жанре, старшеклассники называли и фольклорных "предков" повести: есть в гайдаровском произведении элементы сказки и легенды - мотив путешествия за тридевять земель "куда глаза глядят", "ракитовый куст", вполне сказочный старик "с могучими плечами", - былинные табуны лошадей, "из которых каждая хоть самому Будённому", "Страшила с одним золотым глазом в триста двадцать пять ног", рыбы, умчавшиеся в "свою глубокую глубину". Жанр повести виделся учащимися и как совокупность множества устных рассказов, запечатлевших события, виденные или пережитые самим рассказчиком. "Голубая чашка" вобрала в себя голоса автора, рассказчика, Светланы, Маруси; старика сторожа, дочери его Валентины, сына её "хитрого Фёдора", Саньки и Пашки, красноармейца-наблюдателя, старухи-молочницы... Вместе с тем ребята не могли не заметить особую лиричность повести: одухотворённая природа, красота человеческих отношений, добрый и ласковый взгляд писателя, которым согрета каждая строка произведения. Приходим к выводу: "Голубая чашка" - маленькая лирическая повесть, герои и события которой существуют в поэтическом единстве со своим временем, чувствами, словами.
Примечания
В подготовке к уроку учащимся была рекомендована книга о
мастерстве читателя. А. В.Западов "В глубине строки".- М.: Советский писатель, 1975.
Гайдар Т.А. Голиков Аркадий из Арзамаса. Документы, воспоминания, размышления. - М.: Политиздат, 1988, С. 237.
Энциклопедический словарь юного литературоведа /Сост. В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1988,- С.12.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. /Вл. Ив. Даль. М.: Рус. яз. - Медиа, 2003.- Т.4. - С. 88.
Энциклопедический словарь юного литературоведа /Сост. В.И.Новиков. - М.: Педагогика, 1988.-С. 295.
А. Западов "Секрет голубой чашки"/ В кн.: А. Западов "В глубине строки". - М. «Советский писатель, 1975. - С. 282.
|
|
|