Главная страница

Урок внеклассного чтения


Скачать 127.27 Kb.
Название Урок внеклассного чтения
Дата 18.02.2016
Размер 127.27 Kb.
Тип Урок

Повесть о доверии и любви. ("Голубая чашка" А.П. Гайдара

и читательский опыт учащихся 10 класса.

Урок внеклассного чтения).
Долгие годы издатели произведений А.П. Гайдара адресовали по­весть "Голубая чашка" детям среднего и даже младшего школьного воз­раста. Вместе с тем произведение это содержит в себе немало "взрослых" мыслей, доступных и понятных человеку с немалым житейским и чита­тельским опытом. Предпринятая нами попытка прочитать "Голубую чаш­ку" в 10 классе школы вызвала неподдельный интерес читателей: ребята стоят на пороге самостоятельной жизни, серьёзные и вполне зрелые мыс­ли о любви и ревности, о доверии и дружбе, о гражданской и человече­ской позиции овладевают ими. Помимо трепетного мира детства старше­классники попытались понять сложный семейный конфликт, запрятанный писателем в подтекст. Этот подтекст и стал главным предметом исследо­вания.

К уроку учащиеся получили задание внимательно прочитать произ­ведение и подумать над вопросами: Почему повесть называется "Голубая чашка"? Повторить по словарю юного литературоведа (Сост. В. М. Нови­ков. - М., 1988) понятия: "повесть", "метафора", "аллегория", "образ-символ", "повествователь", "подтекст".

Урок начинаем с выявления восприятия учащимися произведения.

  1. Какое впечатление произвела на вас повесть "Голубая чашка"?

  2. Какие чувства вызвали у вас герои произведения?

  3. Как бы вы определили жанр "Голубой чашки": повесть, рассказ?

  4. Какие бы вопросы вы задали автору произведения?

  5. Как вы относитесь к финалу повести?

"Голубая чашка" понравилась ребятам своей искренностью, довери­тельной авторской интонацией, "серьёзным" отношением к "детской" те­ме. Старшеклассники с интересом следили за сложными отношениями "взрослых" героев произведения - рассказчика и Маруси, удивлялись цельности и вместе с тем непосредственности и чуткости характера Свет­ланы, делающей первые шаги в огромный мир людей, природы, чувств.

На этапе анализа повести ребята начинают постигать особую мане­ру повествования: захватывающего сюжета нет, приключения героев обы­денны, да и цель "странствий" отца и маленькой дочери "куда глаза гля­дят" не завораживает тайной. Но есть эта "тайна", точнее причины, побу­дившие героев покинуть дом и пуститься в путешествие! Вот эти причи­ны, по нашему замыслу, и должны были побудить ребят к чтению "с при­страстием", в котором и состоит главная прелесть "Голубой чашки".

Обозначая тему и идею повести, говорим, что произведение это о жизни и человеческом счастье, о том, как трудно собрать воедино оскол­ки разбитой чашки, а ещё труднее сохранить добрые отношения с дорогими людьми, сберечь любовь и дружбу, когда тебя посетили обиды и не­понимание.

Повесть имеет кольцевую композицию: завязка действия и финал обращают нас к образу разбитой чашки. Подумайте, почему "любимая" чашка мамы хранится в ...тёмном чулане?

Более чем странное место для любимых вещей. Они должны быть на виду, а тут .. .чулан...

- Действительно, странно. А осколки разбитой чашки в конце по­вести?

- Тоже необычно: кто же станет эти "черепки"...швырять с крыльца в траву на улицу (есть же, наконец, мусорное ведро!) да ещё "пинать нос­ком сапога"?

Внимательно вчитываясь в текст повести, постараемся понять главную тайну этого произведения, его "подтекст", "подводное течение". Обратимся к экспозиции повести. Почему автор с какой-то "справочной" точностью сообщает нам о возрасте своих героев? "Мне тогда было три­дцать два года, Марусе двадцать девять, а дочери нашей Светлане шесть с половиной..."

- Возможно, повесть автобиографична: в 1936 году (время написа­ния "Голубой чашки") писателю действительно было 32 года, а его рыже­волосой дочке Светлане шёл седьмой год.

- Хорошо. А ещё почему?

- Гайдар много писал о гражданской войне, его герои по возрасту могли бы в ней участвовать.

- Такое начало настраивает читателя на серьезный лад: никакой "выдумки"! Да и повествование ведётся от первого липа. На какие ещё важные мысли настраивает нас начало повести?

- Долгожданный отпуск в конце лета: подмосковная дача, мечты о ловле рыбы, купании в реке, лесные прогулки по грибы и орехи...

- Верно, вы заметили, что в этих "мечтах" уже начало конфликта?..

- Конечно, ведь Маруся сразу начала "придумывать" "себе и нам" всё новые, совсем не интересные дела: мести двор, чинить ветхие заборы, натягивать верёвки для белья, заколачивать гвозди. Какой уж тут отдых!

- Да, заботы семьи и впрямь не совсем в духе "долгожданного" от­дыха. Но это лишь "слабые помехи", более серьёзные придут спустя три дня, когда все трое соберутся идти гулять. Что это за "серьёзная помеха"?

- Полярный лётчик, товарищ Маруси, пришедший к ней в гости.

- Почему автор, не сообщая нам профессию рассказчика-отца, с ка­ким-то скрытым удовольствием говорит о профессии Марусиного гостя? Послушаем устное сообщение по статье литературоведа А.Западова "Секрет голубой чашки".

- Следуя исторической правде, Гайдар напоминает читателю о героичности этой профессии в середине 30-х годов XX века. У всех на устах был подвиг отважной семёрки полярных лётчиков, спасших экспеди­цию парохода "Челюскин", первыми получивших звание Героя Со­ветского Союза. Вся страна восторгалась лётчиком Громовым, продер­жавшимся в воздухе 75 часов без заправки самолёта горючим. А бес­посадочный перелёт Чкалова, Белякова и Байдукова из Москвы в Ни­колаевск-на-Амуре? Вот к какому славному отряду крылатой профессии принадлежал Марусин знакомый. Добавим ещё, что молодое поколение той поры грезило небом. Фото отважных лётчиков были у каждого юно­ши. Переполненные аэроклубы, где постигали азы лётного мастерства мальчишки и девчонки. Устоять перед чарами романтической профессии да и самого образа лётчика было трудно.

- Очень убедительно! Может быть, оттого отец со Светланой ушли во двор и с досады взялись мастерить ...вертушку? В хозяйстве-то вряд ли пригодится?

- Да, проку от вертушки мало! Но, видно, он думал о ...лётчике, по­мешавшем их прогулке с Марусей; вертушка - ветер, воздух, полёт, надо лезть на крышу, а настоящие вертушки стоят на метеостанциях вблизи... аэродромов.

- Может, эта злосчастная "вертушка" в повести "обрастает" чертами метафоры?

- Несомненно, потому что чувствуется явный намёк автора на оди­ночество, обиду, ревность отца к этому лётчику.

- Почему герои не последовали "приказу" Маруси идти спать?

- Маруся пошла провожать до вокзала лётчика, и никто не хотел ос­таваться в пустом доме: ушла мама - дом потерял всякий смысл, вмиг ге­рои стали одиноки.

- Как усиливается это одиночество отца и Светланы?

- Оклеив цветной бумагой вертушку, они уселись на крыше, откуда видят старика с балалайкой, мальчишек, глазеющих на игру. Старуха прогнала ребят и позвала деда за самовар: они будут пить чай, им не скучно. К тому же отец и Светлана думают, что к их вертушке сбегутся ребятишки - "будет компания"...

- Вы заметили, как постепенно рассказчиком овладевает тоска по ушедшей Марусе.

- Что же планируют назавтра отец и дочь?

- Вырыть "пещеру" для садовой лягушки, взять ниток у Маруси для бумажного змея, сесть всем троим в лодку и уплыть к большому лесу"...

- Но никак нельзя победить сомнения: мы чувствуем эту тоску и боязнь разлуки с любимым человеком: "Так с обидой и уснули". Почему отца и Светлану не утешило возвращение Маруси и её подарки? Почему они "уснули с обидой"?

- Бесспорно, слово лечит. Маруся же не сказала ни одного ласко­вого слова, а лишь отдала приказание" спать.

- Да, неприветливая Маруся предстаёт наутро уж совсем рассержен-

ной: кто-то разбил её любимую чашку, и эти "кто-то" - близкие ей люди -муж и ребёнок. Отчего же герои принимают решение "идти куда глаза глядят"?

- Конечно же, от обиды, хотя стараются сохранить и унести с со­
бой то, что будет напоминать им о Марусе: кладут в сумку яблоко, табак,
дочка надевает свое лучшее "розовое платье" - ведь предстоит показаться
на люди!

Экспозиция и завязка повести завершились сборами отца и дочери в путешествие. Вмиг мир показался героям чужим, за пределами калитки идёт своя жизнь: громыхает холодными бидонами молочница, катит мимо на велосипеде мальчишка, прошагал толстый дядька в лес по грибы, про­шла белокурая девица с мокрыми от купания волосами. И... никого зна­комых! Чем важна первая встреча путешественников с Санькой и Паш­кой?

- Дети в ссоре: пионер Пашка собирается поколотить "фашиста" Саньку. Гайдар, вероятно, хотел рассказать читателям о гражданской от­ветственности каждого за судьбу страны, особенно в середине 30-х годов, когда над миром нависла грозная опасность фашизма. Дети помирятся, взрослые простят друг другу обиды, но всеобщая подозрительность, ха­рактерная для того времени, может увести людей от настоящей опасно­сти.

- Правильно. Как считает литературовед А.Западов, тема доверия не случайна в повести. Автор показывает канун 1937 года. Волна репрессий не миновала и семью Гайдара: была арестована жена писателя, репресси­рованы многие его друзья... Какова роль образа старика-сторожа, встре­тившегося на пути отца и Светланы?

В уста этого героя автор вкладывает важные и глубокие мысли: старое сельское кладбище и дом у леса на берегу реки - два контрастных образа, символизирующих смерть и жизнь. В доме у соснового бора жи­вут дочь и внук сторожа, потому-то так дорого для старика это "самое хо­рошее далёко", воплощая жизнь, счастье, дом, семью, любовь.

Жанр повести предполагает обращение к нескольким темам, вол­нующих автора. Гайдар, по воспоминаниям его сына Тимура, призывал воспитывать в молодёжи любовь к родине: "Пусть она будет большой, на­стоящей, искренней". Любовь эту к своей стране писатель не мыслил без труда. Тема мирного труда передаёт впечатление героев от увиденного: "тащат люди белый, как сахар, камень", "колёса крутятся", "тачки скри­пят"; в деревеньке люди пашут, сеют...

Верно. Тема Родины и труда преломляется ещё и в эпизоде изо­бражения военных учений вблизи леса. Каково место этого эпизода в ху­дожественной ткани повести?

Гайдар писал произведения прежде всего для читателя своего вре­мени: и дети, и взрослые той поры не только слышали о войне, но и ждали её: фашизм в Европе, борьба в Испании, бои на Дальнем Востоке. Эпи­зод о немецком рабочем, покинувшем фашистскую Германию, не случа­ен. Но ясно и другое: на страже мирной жизни стоит Красная Армия. Да­же красноармеец-наблюдатель, спрыгнув с дерева, одарил удивленную Светлану "тремя блестящими желудями".

- Часто ли герои обращаются мысленно к дому и к Марусе? Поче­му?

- Часто. Вероятно, из-за не утихшей ещё обиды, а, вернее, они уже соскучились по Марусе, особенно Светлана. Герои уже тоскуют по "се­рому домику с деревянной крышей"...

Путешественники уселись пообедать на полянке, "какая не каж­дому попадается на свете": пышные ветки орешника, серебристая ёлка, душистые цветы, ярче первомайских флагов. Вы заметили, Светлана хо­чет вернуться домой, но, видно, не решается сказать отцу. Ведь обида от­ца на Марусю гораздо глубже и сильнее обиды дочери на мать из-за голу­бой чашки. Что напоминает дом и Марусю?

- Чиж." Это знакомый чиж... Я его видела, когда мы с мамой кача­лись в саду на качелях... Это он за нами прилетел..." Отец не соглашается с дочкой и, чтобы отвлечь Светлану от этих мыслей, поёт "печальным ба­сом", но девочка непреклонна: она заметила "неестественность" в голосе отца, которого тоже терзают раскаяние и тоска по Марусе. То есть, окру­жающая героев природа - цветы и птицы - противятся решению рассказ­чика забыть о Марусе.
Повесть "Голубая чашка" полна образами-аллегориями. Напомни­те определение этого художественного приёма.

- Аллегория - иносказание, одно из сильнейших средств воздейст­вия автора на читателя, умеющего видеть и понимать художественное яв­ление. На пути к долгожданной чистой реке героев ждёт болото, симво­лизирующее всё плохое, обывательски пошлое: оно берёт их в кольцо своим гнилым кустарником и осокой, ржавой водой и кочками.

Да, автор ставит героев перед новым испытанием, но "большой и сильный" отец не привык отступать: что это "поганое болотце" в сравне­нии "с бескрайними камышами Приднестровья или угрюмыми плавнями Ахтырки", где сражался бывший красноармеец. Боевое прошлое героя помогает выбраться из болота. Как ведут себя рассказчик и Светлана?

- "Счистили с себя грязь и тину", выстирали одежду, выкупались. Вновь - аллегория; герои будто готовятся ко встрече с Марусей: "смыли" с себя "грязь" подозрений и обид.

- Почему автор решает после эпизода с "болотом" продлить путе­шествие героев?

- Во-первых, эпизод в саду у Валентины предопределён композици­онно. Гайдар ничего не забывает: старик сторож в начале повести просит путешественников зайти в гости к дочери своей Валентине и сыну ее Фёдору. Во-вторых, автор возвращает героев к истокам счастливого семей­ного бытия: так потешно ведет себя малыш Федор, "объевший уже два куста малины", так по-хозяйски деловита его мать Валентина.

- Что смутило героев в саду "под спелой яблоней"?

- Рокочущий гул блестящего самолёта в небе, который спугнул се­ребристую бабочку на рукаве Светланы. Это самолёт "того самого лёт­чика", который приходил вчера к Марусе.

- Вы заметили, о лётчике девочка говорит "с досадой", она пони­мает, что причина их разлуки с Марусей именно в нем. Почему же после разговора об улетевшем лётчике следует рассказ о любви Светланиных родителей?

- Да, эту историю рассказывает дочке отец. Любовь героев прошла испытание грозным военным временем. Сначала молодой красноармеец спасает семнадцатилетнюю Марусю, а потом девушка навестила в лаза­рете раненного в грудь бойца, чтобы в дальнейшем уже никогда не рас­ставаться с ним.

- Так в чём же виноват перед женой рассказчик? И виноват ли?

- По-моему, отец Светланы ни в чём не виноват. Напротив, он даёт время Марусе и себе, чтобы привести чувства "в порядок". Их союз с же­ной построен на согласии и любви. Он уважает чувства Маруси; если она предпочтёт ему лётчика, он и тогда не будет посягать на её свободу...

- Возможно, и так, но не забывайте, что в душе рассказчика может зародиться ревность к этому лётчику, способного "похитить" Марусю... В.И. Даль трактует ревность как "слепую, страстную недоверчивость, му­чительное сомнение в чьей-то любви или верности". Ревность требует подчинения любимого человека, она может оскорбить человеческое дос­тоинство. Подумайте, о ревности ли эта повесть?

- Нет, хотя вина рассказчика перед Марусей всё же есть: он усом­нился в ней, позволил своим мыслям посеять в душе зёрна недоверия к любимой женщине. Вот почему история любви Светланиных родителей звучит как доказательство силы, верности, благородства рассказчика.

- Какое впечатление эта история произвела на Светлану?

- Огромное. На протяжении всего рассказа девочке "жалко", "со­всем жалко" Марусю. Она убеждает отца "взглядом", как Маруся его лю­бит: "Как будто сияние озарило голубые Светланины глаза, вздрогнули опустившиеся ресницы, и милый задумчивый Марусин взгляд упал мне на лицо".

-Да, искренний взгляд дочери убедительнее всяких слов! К какому выводу приходит рассказчик?

- "Мы не разбивали голубой чашки". Её вообще никто из близких не разбивал. Герой освобождается от подозрительности и мучительного не­доверия к жене. А раз так, надо быстрее спешить домой, к Марусе!

- Какие звуки, краски сопровождают возвращение героев домой?

- Это "ритмы" конца трудового дня: возвращается в гараж колхоз­ный грузовик, "пропела военная труба", «загудел над лесом паровоз», раз­даются голоса мирно играющих "в чижа" Саньки, Пашки и Берты. Доба­вим к этим звукам розовый закат вечернего солнца, ярко раскрашенную вертушку на крыше дома, крутящуюся "с весёлым жужжанием". Её уста­новила Маруся.

- Какой предстала перед путешественниками Маруся?

- Яркой и весёлой: в оранжевых лучах закатного солнца, в красном платье, в сандалиях на босу ногу. Ласковые карие глаза светились радостью и ожи­данием. Точно: никто не разбивал голубой чашки!

- Почему же разбитую чашку герои "списывают" на серых мышей?

- Это новая аллегория автора. Даже, скорее, символ...

- Почему?

- Как мы знаем, "символ приходит в текст из языка многовековых культур, привнося в него весь багаж своих уже накопленных значений". Вспомним мышиного короля и его армию из европейских сказок Гримм, Гауфа, Андерсена, балетной версии "Щелкунчик". "Серые злые мыши" и здесь сотворили своё чёрное дело - в чулане разбили чашку. Символи­ческие же "мыши" в авторской интерпретации - это подозрительность и обида, ревность и сомнение, недоверие и отчаяние...

- А подаренный Светлане Фёдором (случайно ли автор называет че­тырёхлетнего карапуза взрослым именем?) пушистый котёнок?

- Он будет хранить покой семьи от "серых мышей"...

- Этого достаточно для семейного счастья?

- Конечно же, нет. Котёнок - ведь тоже своего рода аллегория по­вести. Но судя по тому, как завершается произведение, читатель, большой или маленький, может быть спокоен за героев: семья сидит вечером под спелой вишней, сияет над садом золотая луна, прогремел дальний поезд, и даже скрывшийся в тучах "полуночный лётчик" уже никак не смутит их покой.

Повесть "Голубая чашка" в ранней редакции виделась автору по-иному: рассказчик со своим пятилетним сыном Димкой уезжает на дачу, чтобы вкусить все прелести "отпускного" лета. Почему писатель вводит в окончательный вариант образы Светланы и Маруси?

- Вероятно, потому, что Светлана в будущем станет, как и Маруся, матерью. Девочка более чутка, отзывчива, в будущей взрослой жизни она должна хранить семейное тепло, уметь любить и прощать. Да и имя у ге­роини замечательное: этот ребёнок излучает свет, она, как маленький лу­чик солнца, освещает жизнь своей семьи.

В заключение урока говорим о языке и жанре повести. Ребят удивил язык произведения: "простой и вместе с тем красивый"; "налицо сказовая интонация автора"; "за кажущейся простотой и ясностью предложений скрыт какой-то глубокий и важный смысл"; "во многих фразах писателя чувствуется какая-то тайна, подсказываемая едва уловимым писатель­ским намёком".

Большинство учащихся класса определяли жанр "Голубой чашки" как повесть, аргументируя свои доводы опорой на литературоведческие словари и статьи критиков. Убедительно звучали на уроке ссылки на вы­сказывание В.Г. Белинского: повесть изображает события, случаи, кото­рые "в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не из­жить её и в века"; "повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки". Некоторые учащиеся обозначали близость произведения к жанру рассказа в силу "субъективного элемента", а именно, отношения автора к изобра­жаемым явлениям и человеческим характерам. Учащиеся отмечали также такую важную связь жанра "Голубой чашки" со стихией устного повест­вования, указывали этимологическую общность слов "повесть" и "пове­дать": автор действительно стремится поведать своему читателю о собы­тиях и героях. Углубляя представления о жанре, старшеклассники назы­вали и фольклорных "предков" повести: есть в гайдаровском произведе­нии элементы сказки и легенды - мотив путешествия за тридевять земель "куда глаза глядят", "ракитовый куст", вполне сказочный старик "с могу­чими плечами", - былинные табуны лошадей, "из которых каждая хоть самому Будённому", "Страшила с одним золотым глазом в триста два­дцать пять ног", рыбы, умчавшиеся в "свою глубокую глубину". Жанр повести виделся учащимися и как совокупность множества устных рас­сказов, запечатлевших события, виденные или пережитые самим рассказ­чиком. "Голубая чашка" вобрала в себя голоса автора, рассказчика, Свет­ланы, Маруси; старика сторожа, дочери его Валентины, сына её "хитрого Фёдора", Саньки и Пашки, красноармейца-наблюдателя, старухи-молочницы... Вместе с тем ребята не могли не заметить особую лирич­ность повести: одухотворённая природа, красота человеческих отноше­ний, добрый и ласковый взгляд писателя, которым согрета каждая строка произведения. Приходим к выводу: "Голубая чашка" - маленькая лириче­ская повесть, герои и события которой существуют в поэтическом един­стве со своим временем, чувствами, словами.
Примечания

  1. В подготовке к уроку учащимся была рекомендована книга о
    мастерстве читателя. А. В.Западов "В глубине строки".- М.: Советский писатель, 1975.

  2. Гайдар Т.А. Голиков Аркадий из Арзамаса. Документы, вос­поминания, размышления. - М.: Политиздат, 1988, С. 237.

  3. Энциклопедический словарь юного литературоведа /Сост. В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1988,- С.12.

  4. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. /Вл. Ив. Даль. М.: Рус. яз. - Медиа, 2003.- Т.4. - С. 88.

  5. Энциклопедический словарь юного литературоведа /Сост. В.И.Новиков. - М.: Педагогика, 1988.-С. 295.

  6. А. Западов "Секрет голубой чашки"/ В кн.: А. Западов "В глу­бине строки". - М. «Советский писатель, 1975. - С. 282.