|
«Формирование нравственных понятий у детей с отставанием в развитии, в системе работы по социально-бытовой ориентации»
«Формирование нравственных понятий у детей с отставанием в развитии, в системе работы по социально-бытовой ориентации»
Мир состоит из разных людей, разных по национальности, религии, уму, характеру, и, несмотря на наши отличия, мы должны уметь понимать и уважать друг друга.
Общество составляет своё мнение о каждом из нас по нашем поступкам, манерам, образу жизни, по нашим друзьям и т. д. Мы часто задумываемся о том, что помогает и что мешает людям лучше понимать друг друга, лучше относится к своим близким. Происходит это и на работе, и в семейной жизни, и в общественных местах. И для того, чтобы решать эти проблемы, необходимо возродить нравственное воспитания детей.
Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием школьника.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина, его адаптация в социально-бытовой среде.
Нравственное воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей с ограниченными возможностями положительное, эмоциональное отношение к близким, сверстникам, окружающему миру.
Насколько благополучно дети адаптируются в социальной среде, во многом зависит от системы работы по социально-бытовой ориентировке.
Программа по социально-бытовой ориентировке представлена следующими разделами:
«Личная гигиена»;
«Одежда и обувь»;
«Питание», «Торговля»;
«Культура поведения»;
«Транспорт»;
«Жилище»;
«Наш город» и др.
Каждый раздел содержит определений объём знаний и умений, которые должны усвоить дети с отклонениями в развитии.
Обучение социально-бытовой ориентировке должно включаться в повседневную воспитательную работу с детьми, проникать во все сферы жизни и деятельности школьников. В повседневной жизни учащихся идёт приобретение и тренировка навыков по самообслуживанию, личной гигиене, уборке класса, спален, дежурств и т. д.
В процессе обучения социально-бытовой ориентировке формируются навыки и умения в разнообразных играх (дидактических, сюжетно-ролевых), рисовании, чтение, экскурсиях, практических покупках некоторых товаров в магазине. Работа по закреплению навыков и умений продолжается в повседневной жизни, чтобы дети не забыли изученные правила, не утратили приобретённые умения.
Общая и главная задача школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача решается путём проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития у детей с ограниченными возможностями, на формирование их личности и социальную адаптацию.
Для формирования личности и коррекции дефектов развития воспитанников вспомогательной школы необходимы определённые условия, среди которых наиболее существенными являются:
-
Соблюдение режима дня, предусматривающего разумное чередование различных видов деятельности и способствующего формированию навыков культурного поведения;
Осуществление индивидуального подхода к учащимся на основе их изучения;
Систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию;
Обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности;
Осуществление тщательного и систематического контроля.
Все перечисленные выше условия реализуются в детском коллективе, организованном на основе принципов частичного самоуправления и самообслуживания.
Одной из важных задач нравственного воспитания в системе социально-бытовой среды детей является;
Формирование системы навыков культурного поведения, связанных с выполнением общественных норм общественного порядка.
Основой культуры поведения является сознательная дисциплина, т.е. умение детей управлять своим поведением в соответствии с моральными требованиями общества.
Задача педагогов заключается в том, чтобы нравственные нормы и принципы постепенно стали внутренним убеждением детей с отклонениями в развитии.
Поэтому воспитатель систематически осуществляет контроль уровня нравственной воспитанности учащихся.
Список литературы:
Виткаускайте Д. «Работа воспитателя по формированию социально-бытовых знаний и умений у умственно-отсталых учащихся». // Дефектология. 1993., №2.//
Сухомлинский В.А. «Сердце отдано детям».// Киев, 1969, стр.76.//
Шиф Ж.И. «Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе». М., //Педагогика, 1979, стр.53-63.//
|
|
|