|
Самообразования
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 9»
Творческий отчёт по теме самообразования
«Развитие креативных способностей
на уроках и внеурочной деятельности»
г.Саранск 2012 год
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. П.Блонский говорил: “Раз в жизни мы бываем творцами, именно в детстве и юношестве”.
Главное в педагогике не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку поэзии” (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью.
К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают данным критериям, а именно:
-
умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальность в решении задач;
специализация интересов, интеллекта, эмоций;
активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленные цели;
хорошая память, развитые познавательные умения;
готовность и способность к исполнительским видам деятельности.
Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность, формирует ее.
В работе определяю главные цели своей и ученической деятельности на весь период обучения. На первый план выдвигаю формирование личности каждого ребенка, вооружения его глубокими и прочными знаниями. В основе успешного усвоения знаний познавательный интерес. Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать интеллектуальный потенциал, повышать творческо-поисковую активность. Стараюсь заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать положительную мотивацию учения.
Для формирования личностных качеств школьника – креативности, готовности к нестандартным решениям, – необходима система.
В своей работе выделяю три этапа:
I – Подготовительный: элементы творчества в обычной исполнительской деятельности.
II – Исследовательский: творчество в изучении языка.
III – Самовыражение через различные виды деятельности.
Каковы же условия?
А. Свободная атмосфера в школе, в классе: без авторитарности, возможности выбора вида деятельности.
Б. Доверия и уважение к ученикам, постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.
В. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения. Игровые моменты (методики), решение субъективно- творческих задач.
Г. Внимание к интересам каждого ребенка, его склонностям, здоровью, разностороннему развитию, к его способностям.
Д. Атмосфера общей культуры в школе. Достижение результата лишь в том случае, если учитель не чужд к творчеству, постоянному поиску, созиданию.
Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех.
Родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. При изучении родного языка творчество детей развиваю при восприятии художественного произведения, пересказе, особенно в драматизации, в различных видах сочинения, в языковых играх, в моделировании явлений языка, в составлении словарей, книжных страничек, алгоритмов, в исследовании слов.
Главное – вера в ребенка, уважение его как личности, стремлении помочь ему в достижении успеха. Осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку.
В I классе дети раскрывают один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа по развитию творчества направлена на упражнения по рифмованию.
1. Загадки на договаривание.
2. Придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”.
3. Сочинение чистоговорок.
4. Разгадай ребус и составь стишок.
5. Игра “Буриме”.
6. Опиши предмет с помощью прилагательных.
7. Допиши строки по началу (“Как прекрасен зимний лес!”).
Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом, рождают детскую смелость, веру в свои силы.
Творческие задания для учащихся 1 класса.
Словесное описание литературных и сказочных героев.
Конкурс детских рисунков “Мой любимый герой”. Придумывание продолжения сюжета.
-
Письмо литературному герою. Письма любимым предметам
Игра в слова. Составь предложения с любыми тремя словами, например, коньки, озеро, лиса.
Фантограммы: “Что было бы, если бы дорога поднялась в небо?”, “Что было бы, если бы в классе появился говорящий крокодил?”.
Одно из важнейших средств развития креативного мышления – самостоятельная работа на уроках русского языка. Использование различных видов творческих работ: творческое списывание, творческие диктанты, сочинения, развивают творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает вкус к поиску, к самостоятельным открытиям.
Самостоятельную работу планирую по уровням: 1 уровень – базисные знания, 2 уровень – задания с повышенной трудности, 3 уровень – творческий. Целесообразность поуровнего обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для творческого развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и интересов. Поощряю собственную точку зрения, оригинальный замысел, нетрадиционное выполнение задачи.
На уроках математики детей привлекает тема «Мы исследуем, изобретаем, конструируем». Для углубления знаний о форме предметов используется игра « Танграм», с интересом учащиеся выполняют задания со спичками. Эти упражнения развивают воображение детей, мышление, конструкторские способности. С целью развития креативного мышления на уроках используются занимательные квадраты, задания на смекалку и сообразительность: «У кого какая цифра?», «Угадывание номера дома», « Что изменилось?» « По какой тропинке ты пойдёшь?», « Головоломки» и др.Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр на уроках использовались иллюстративные ( с помощью цифр) рассказы « Спор цифр» и « Как запутался Серёжа?».
Творческая деятельность на уроках находит свое продолжение и во внеклассной работе. По рассказу « Спор цифр» была проведена инсцени-ровка. Дети принимают активное участие в проведении праздников « У нас много почему?» « Думай, считай, решай», классных часов. Учатся организовать и проводить конкурсы « Конкурс смекалистых», « Потрени-руйте!», викторины «Знаешь ли ты сказки?», « На загадку есть отгадка», «Хитрая викторина, игры « Разместить книги», « Синие и жёлтые палочки» и др.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А.Энштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и учителю, и ученику. Очень важно, чтобы использование различных креативных технологий в начальной школе находили продолжение в среднем звене. Ведь любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.
|
|
|