Исследовательский проект
как средство развития личности дошкольников
в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни влияют на результаты современного образования, которыми должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности), обеспечивающие интеллектуальное и социальное развитие личности. Это обязывает педагога выбирать более эффективные средства обучения, воспитания и развития на основе применения современных образовательных технологий. В дошкольном образовании использование образовательных технологий тем более важно, так как современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. Педагоги осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Важно научить ребёнка ориентироваться в потоке информации, поступающей отовсюду, привить интерес к процессу познания.
Одна из технологий, которую можно использовать в работе со старшими дошкольниками, исходя из их возрастных особенностей – увеличение устойчивости внимания, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, самооценке, а также желание работать вместе - технология проектной деятельности.
Проект - это самостоятельная или коллективная завершенная творческая работа, направленная на решение важной для её участников проблемы и имеющая практический, социально значимый результат. Для решения этой проблемы необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Проект открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей и взрослых (дошкольников, педагогов и родителей), подчинённой единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников, и, что не менее важно, позволяет интегрировать содержание из различных областей знаний.
В муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детском оздоровительно-образовательном центре «Лесная сказка» детское дошкольное объединение «Колосок», являющееся одним из структурных подразделений Центра, работает 5 лет.
В Дополнительной общеобразовательной программе объединения «Колосок» реализуются программы:
1. «Почемучки» (формирование элементарных математических представлений);
2. «Дорога к азбуке»;
3. «Развитие речи»;
4. «Окружающий мир»;
5. «Общаемся, играя» (социально-личностное развитие);
6. «Звонкие голоса» (музыкальное воспитание);
7. «Умелые ручки» (ручной труд);
8. «Изобразительное искусство»;
9. «Физическое воспитание».
В 2011 -2012 учебном году на протяжении пяти месяцев - с ноября по март - коллектив педагогов, детей и родителей активно работал над краткосрочным исследовательским проектом по экологическому воспитанию детей «Как помочь птицам пережить зиму». Актуальность этой темы связана с тем, что важно вовремя - в дошкольном возрасте - начать развивать осознанно-правильное отношение к окружающей нас природе. Между тем, воспитание активного и бережного отношения к природе исключительно накоплением знаний, без эмоционального «заражения» ребёнка со стороны близких и авторитетных для него людей, даёт недолговременный и непрочный результат - необходимо вовлекать детей в практическую деятельность.
Цель проекта была определена как воспитание бережного и ответственного отношения к живой природе.
Задачи:
- познание окружающего мира посредством изучения жизни зимующих птиц;
- овладение способами индивидуальной и совместной деятельности;
- воспитание положительного отношения к самому себе.
На первом этапе групповой исследовательской проектной работы «Как помочь птицам пережить зиму» (этап «погружение в проблему») было организовано собрание педагогов, детей и родителей, где и определили тематику и название проекта. Это тема имеет социальную значимость: её исследование учит детей видеть мир вокруг них, замечать, что кому-то бывает трудно, приходить на помощь.
После планирования работы (этап «организация и осуществление деятельности»), когда изучался имеющийся материал, собиралась дополнительная информация, началась совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Проект получился интегрированным, в нём принимали участие все педагоги-предметники дошкольного объединения «Колосок». Непосредственная совместная деятельность всех участников проекта («практический этап») представляла собой:
- решение математических задач о птицах, работу по трафаретам («Почемучки»);
- составление слов - названий птиц - по кубикам, определение количества слогов в них, определение твёрдых и мягких звуков в словах - названиях птиц («Дорога к азбуке»);
- изучение названий птиц, чтение книг, заучивание стихов о птицах, составление рассказов о птицах, их жизни («Развитие речи»);
- наблюдение за поведением птиц в окружающей природе, оказание помощи зимующим птицам, кормление их, фотографирование («Окружающий мир»);
- проведение театрализованных этюдов для развития психических качеств личности (восприятия, воображения, внимания, мышления), развитие умения разыгрывать несложные представления по придуманным сказкам о птицах, использование для воплощения образа известные выразительные средства - интонацию, мимику, жесты («Общаемся, играя»);
- пение песен о птицах и для птиц («Звонкие голоса»);
- лепка птиц, изготовление поделок, изготовление простейших кормушек – из пластиковых бутылок, конфетных коробок, коробок от новогодних подарков («Умелые ручки»);
- рисование, изготовление птиц из бумаги, картона, раскрашивание («Изобразительное искусство);
- подвижные игры с использованием названий птиц, имитаций их движений («Физическое воспитание»).
Совместными усилиями педагогов, воспитанников и родителей были сделаны несколько кормушек, и дети, приходя на занятия, насыпали в них зёрнышки и семечки; кроме того, по инициативе детей кормушки для птиц были изготовлены и развешены во дворах около домов ребят.
На этапе «подведение итогов проекта»:
- дети рассказывали на итоговых занятиях, что они узнали о птицах и как помогли зимующим птицам выжить;
- родители на родительском собрании, посвящённом результатам выполнения проекта, говорили о том, что испытали чувство удовлетворения от сопричастности к общему делу, совместной деятельности, успехов и достижений их детей; что для ребят проект – форма познания окружающего мира, а для взрослых – возможность наполнить своё времяпрепровождение с детьми полезной и занимательной деятельностью.
- педагогическим коллективом на методическом объединении педагогов дополнительного образования проанализирован результат использования технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками.
К заключительному этапу проекта (этап «оформление результатов»)
- подготовлен праздничный концерт для родителей, оформлены выставка детских работ и рисунков, фотовыставка, уголок природы.
Мониторинг личностного развития воспитанников
В проекте участвовали 48 детей 5 – 6,5 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения и занимающихся в объединении «Колосок» второй год. В процессе реализации проекта педагоги объединения «Колосок» проводили мониторинг развития личности воспитанников, уровня их самоопределения, разработав карточки, основанные на материалах по диагностике, опубликованных в книге А.Я.Журкиной и Н.Н.Назаровой «Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников». Данные затем суммировались, и выводился средний балл. Использовались методы: наблюдение, беседа.
Карточка развития личности воспитанника,
уровня его самоопределения
(фамилия, имя)
№ п./п.
|
Фамилия, имя
|
Обучение
(знание и умение)
|
Отношение (направленность личности)
|
К делу (трудолюбие)
|
К товарищам (коллекти-визм)
|
К себе
|
Старатель-ность в труде
|
Желание работать вместе
|
Выполнение правил работы
|
ноябрь
|
январь
|
март
|
ноябрь
|
январь
|
март
|
ноябрь
|
январь
|
март
|
ноябрь
|
январь
|
март
|
1.
|
«Почемуч-ки»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
«Дорога к азбуке»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
«Развитие речи»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
«Окружаю-щий мир»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
«Общаемся, играя»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
«Звонкие голоса»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
«Умелые ручки»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
«Изобрази-тельное искусство»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
«Физичес-кое воспитание»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов использования технологии проектной деятельности показал положительную динамику развития личности воспитанников, уровня их самоопределения.
В качестве примера инструментария для мониторинга можно привести материалы, применяемые педагогом, реализующим дополнительную образовательную программу «Почемучки» (формирование элементарных математических представлений).
I. Градация уровней показателя обучение (знание и умение) воспитанников:
I. Знание
|
Кол-во баллов
|
Не знает числа. Не знает величин: длина, ширина, высота, отрезок.
Не знает геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, четырехугольник, многоугольник, шар, куб.
|
0
|
Знает числа в пределах 10. Знает величины: длина, ширина, высота.
Не знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник.
|
1
|
Знает числа в пределах 20. Знает величины: длина, ширина, высота.
Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник.
|
2
|
Знает числа до 20 и дальше, называет числа в прямом и обратном порядке до 10. Знает величины: длину, ширину, высоту.
Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник.
|
3
|
Знает состав чисел первого десятка. Знает величины: длину, ширину, высоту, отрезок. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник, шар.
|
4
|
Знает состав чисел первого и второго десятков. Знает величины: длину, ширину, высоту, отрезок. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник, многоугольник, шар, куб.
|
5
|
II. Умение
|
Не умеет считать. Не умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.).
Не умеет измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их. Не умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть. Не умеет сравнивать геометрические фигуры.
|
0
|
Умеет считать до 10. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница). Умеет измерять длину отрезков.
|
1
|
Умеет считать до 20 и дальше. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий.
|
2
|
Умеет считать и соотносить цифру и количество предметов. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий и их сравнивать.
|
3
|
Умеет считать, соотносить цифру и количество предметов; умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий и их сравнивать. Умеет делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть.
|
4
|
Умеет считать, соотносить цифру и количество предметов, умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; решает задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их. Умеет делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть. Умеет сравнивать геометрические фигуры.
|
5
|
III. Учебно-организационные умения и навыки
|
1. Умение организовать своё рабочее место
|
|
Не знает и не умеет организовать своё рабочее место.
|
0
|
Может организовать своё рабочее место, но под руководством педагога.
|
1
|
Умеет организовать своё рабочее место, но только за поощрение.
|
2
|
Может организовать своё рабочее место, но только чтобы быть лучше всех.
|
3
|
Может организовать своё рабочее место, если сам заинтересован в общем деле.
|
4
|
Организует своё рабочее место, считая, что «иначе работать нельзя».
|
5
|
2. Знание и выполнение правил поведения на занятии и перемене
|
|
Правила поведения на занятии и перемене не выполняет, так как плохо их знает и не понимает.
|
0
|
Правила поведения знает, понимает, но выполняет только по указанию педагога.
|
1
|
Правила поведения выполняет, стремясь получить поощрение.
|
2
|
Правила поведения выполняет, стремясь быть лучше всех.
|
3
|
Правила поведения выполняет, когда сам заинтересован в общем деле.
|
4
|
Правила поведения выполняет, считая, что «иначе нельзя».
|
5
|
|