Главная страница

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей


Скачать 386.41 Kb.
Название Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей
страница 1/3
Дата 03.03.2016
Размер 386.41 Kb.
Тип Документы
  1   2   3

Исследовательский проект

как средство развития личности дошкольников

в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни влияют на результаты современного образования, которыми должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности), обеспечивающие интеллектуальное и социальное развитие личности. Это обязывает педагога выбирать более эффективные средства обучения, воспитания и развития на основе применения современных образовательных технологий. В дошкольном образовании использование образовательных технологий тем более важно, так как современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. Педагоги осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Важно научить ребёнка ориентироваться в потоке информации, поступающей отовсюду, привить интерес к процессу познания.

Одна из технологий, которую можно использовать в работе со старшими дошкольниками, исходя из их возрастных особенностей – увеличение устойчивости внимания, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, самооценке, а также желание работать вместе - технология проектной деятельности.

Проект - это самостоятельная или коллективная завершенная творческая работа, направленная на решение важной для её участников проблемы и имеющая практический, социально значимый результат. Для решения этой проблемы необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проект открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей и взрослых (дошкольников, педагогов и родителей), подчинённой единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников, и, что не менее важно, позволяет интегрировать содержание из различных областей знаний.

В муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детском оздоровительно-образовательном центре «Лесная сказка» детское дошкольное объединение «Колосок», являющееся одним из структурных подразделений Центра, работает 5 лет.

В Дополнительной общеобразовательной программе объединения «Колосок» реализуются программы:

1. «Почемучки» (формирование элементарных математических представлений);

2. «Дорога к азбуке»;

3. «Развитие речи»;

4. «Окружающий мир»;

5. «Общаемся, играя» (социально-личностное развитие);

6. «Звонкие голоса» (музыкальное воспитание);

7. «Умелые ручки» (ручной труд);

8. «Изобразительное искусство»;

9. «Физическое воспитание».

В 2011 -2012 учебном году на протяжении пяти месяцев - с ноября по март - коллектив педагогов, детей и родителей активно работал над краткосрочным исследовательским проектом по экологическому воспитанию детей «Как помочь птицам пережить зиму». Актуальность этой темы связана с тем, что важно вовремя - в дошкольном возрасте - начать развивать осознанно-правильное отношение к окружающей нас природе. Между тем, воспитание активного и бережного отношения к природе исключительно накоплением знаний, без эмоционального «заражения» ребёнка со стороны близких и авторитетных для него людей, даёт недолговременный и непрочный результат - необходимо вовлекать детей в практическую деятельность.

Цель проекта была определена как воспитание бережного и ответственного отношения к живой природе.

Задачи:

- познание окружающего мира посредством изучения жизни зимующих птиц;

- овладение способами индивидуальной и совместной деятельности;

- воспитание положительного отношения к самому себе.

На первом этапе групповой исследовательской проектной работы «Как помочь птицам пережить зиму» (этап «погружение в проблему») было организовано собрание педагогов, детей и родителей, где и определили тематику и название проекта. Это тема имеет социальную значимость: её исследование учит детей видеть мир вокруг них, замечать, что кому-то бывает трудно, приходить на помощь.

После планирования работы (этап «организация и осуществление деятельности»), когда изучался имеющийся материал, собиралась дополнительная информация, началась совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Проект получился интегрированным, в нём принимали участие все педагоги-предметники дошкольного объединения «Колосок». Непосредственная совместная деятельность всех участников проекта («практический этап») представляла собой:

- решение математических задач о птицах, работу по трафаретам («Почемучки»);

- составление слов - названий птиц - по кубикам, определение количества слогов в них, определение твёрдых и мягких звуков в словах - названиях птиц («Дорога к азбуке»);

- изучение названий птиц, чтение книг, заучивание стихов о птицах, составление рассказов о птицах, их жизни («Развитие речи»);

- наблюдение за поведением птиц в окружающей природе, оказание помощи зимующим птицам, кормление их, фотографирование («Окружающий мир»);

- проведение театрализованных этюдов для развития психических качеств личности (восприятия, воображения, внимания, мышления), развитие умения разыгрывать несложные представления по придуманным сказкам о птицах, использование для воплощения образа известные выразительные средства - интонацию, мимику, жесты («Общаемся, играя»);

- пение песен о птицах и для птиц («Звонкие голоса»);

- лепка птиц, изготовление поделок, изготовление простейших кормушек – из пластиковых бутылок, конфетных коробок, коробок от новогодних подарков («Умелые ручки»);

- рисование, изготовление птиц из бумаги, картона, раскрашивание («Изобразительное искусство);

- подвижные игры с использованием названий птиц, имитаций их движений («Физическое воспитание»).

Совместными усилиями педагогов, воспитанников и родителей были сделаны несколько кормушек, и дети, приходя на занятия, насыпали в них зёрнышки и семечки; кроме того, по инициативе детей кормушки для птиц были изготовлены и развешены во дворах около домов ребят.

На этапе «подведение итогов проекта»:

- дети рассказывали на итоговых занятиях, что они узнали о птицах и как помогли зимующим птицам выжить;

- родители на родительском собрании, посвящённом результатам выполнения проекта, говорили о том, что испытали чувство удовлетворения от сопричастности к общему делу, совместной деятельности, успехов и достижений их детей; что для ребят проект – форма познания окружающего мира, а для взрослых – возможность наполнить своё времяпрепровождение с детьми полезной и занимательной деятельностью.

- педагогическим коллективом на методическом объединении педагогов дополнительного образования проанализирован результат использования технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками.

К заключительному этапу проекта (этап «оформление результатов»)

- подготовлен праздничный концерт для родителей, оформлены выставка детских работ и рисунков, фотовыставка, уголок природы.

Мониторинг личностного развития воспитанников

В проекте участвовали 48 детей 5 – 6,5 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения и занимающихся в объединении «Колосок» второй год. В процессе реализации проекта педагоги объединения «Колосок» проводили мониторинг развития личности воспитанников, уровня их самоопределения, разработав карточки, основанные на материалах по диагностике, опубликованных в книге А.Я.Журкиной и Н.Н.Назаровой «Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников». Данные затем суммировались, и выводился средний балл. Использовались методы: наблюдение, беседа.

Карточка развития личности воспитанника,

уровня его самоопределения

(фамилия, имя)


№ п./п.

Фамилия, имя

Обучение

(знание и умение)

Отношение (направленность личности)

К делу (трудолюбие)

К товарищам (коллекти-визм)

К себе

Старатель-ность в труде

Желание работать вместе

Выполнение правил работы

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

1.

«Почемуч-ки»





































2.

«Дорога к азбуке»





































3.

«Развитие речи»





































4.

«Окружаю-щий мир»





































5.

«Общаемся, играя»





































6.

«Звонкие голоса»





































7.

«Умелые ручки»





































8.

«Изобрази-тельное искусство»





































9.

«Физичес-кое воспитание»





































Итого:





































Средний балл:





































Анализ результатов использования технологии проектной деятельности показал положительную динамику развития личности воспитанников, уровня их самоопределения.

В качестве примера инструментария для мониторинга можно привести материалы, применяемые педагогом, реализующим дополнительную образовательную программу «Почемучки» (формирование элементарных математических представлений).

I. Градация уровней показателя обучение (знание и умение) воспитанников:

I. Знание

Кол-во баллов

Не знает числа. Не знает величин: длина, ширина, высота, отрезок.

Не знает геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, четырехугольник, многоугольник, шар, куб.

0

Знает числа в пределах 10. Знает величины: длина, ширина, высота.

Не знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник.

1

Знает числа в пределах 20. Знает величины: длина, ширина, высота.

Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник.

2

Знает числа до 20 и дальше, называет числа в прямом и обратном порядке до 10. Знает величины: длину, ширину, высоту.

Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник.

3

Знает состав чисел первого десятка. Знает величины: длину, ширину, высоту, отрезок. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник, шар.

4

Знает состав чисел первого и второго десятков. Знает величины: длину, ширину, высоту, отрезок. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник, многоугольник, шар, куб.

5

II. Умение

Не умеет считать. Не умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.).

Не умеет измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их. Не умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть. Не умеет сравнивать геометрические фигуры.

0

Умеет считать до 10. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница). Умеет измерять длину отрезков.

1

Умеет считать до 20 и дальше. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий.

2

Умеет считать и соотносить цифру и количество предметов. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий и их сравнивать.

3

Умеет считать, соотносить цифру и количество предметов; умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий и их сравнивать. Умеет делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть.

4

Умеет считать, соотносить цифру и количество предметов, умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; решает задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их. Умеет делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть. Умеет сравнивать геометрические фигуры.

5

III. Учебно-организационные умения и навыки

1. Умение организовать своё рабочее место




Не знает и не умеет организовать своё рабочее место.

0

Может организовать своё рабочее место, но под руководством педагога.

1

Умеет организовать своё рабочее место, но только за поощрение.

2

Может организовать своё рабочее место, но только чтобы быть лучше всех.

3

Может организовать своё рабочее место, если сам заинтересован в общем деле.

4

Организует своё рабочее место, считая, что «иначе работать нельзя».

5

2. Знание и выполнение правил поведения на занятии и перемене




Правила поведения на занятии и перемене не выполняет, так как плохо их знает и не понимает.

0

Правила поведения знает, понимает, но выполняет только по указанию педагога.

1

Правила поведения выполняет, стремясь получить поощрение.

2

Правила поведения выполняет, стремясь быть лучше всех.

3

Правила поведения выполняет, когда сам заинтересован в общем деле.

4

Правила поведения выполняет, считая, что «иначе нельзя».

5
  1   2   3