|
Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта
Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта
Организация внеурочной деятельности детей в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить совместные переживания, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.
Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Выделяются виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д. Большое значение имеет внеклассная работа по предметам. Являясь учителем русского языка, немного остановлюсь на этом. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа по русскому языку даёт возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой стороны - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках. На внеклассных занятиях учащиеся приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать материал, анализировать, пользоваться справочной литературой, общаться между собой.
Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения интереса к изучению русского языка, воспитывает любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.
Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторина, игры, КВН, утренники и вечера, олимпиады, в которых дети активно участвуют. Проведённая в этом году по чтению викторина в 8 классе по произведениям А. С. Пушкина дала понять мне, как дети освоили материал, над какими пробелами стоит ещё поработать. А ученики 9 класса порадовали результатами теста о частях речи.
Посещаем с детьми библиотеку. Совместные походы помогают окунуться в богатый мир книги, помогают привить любовь к чтению, что очень сложно в наше время, т.к. нынешнее поколение детей – это не книжные дети.
Традиционной стала в школе Неделя русского языка.
В рамках Недели проводятся перечисленные выше формы внеклассной работы. Немаловажное значение при этом имеет и чувство соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов работы. Именно таким массовым соревнованием является и олимпиада. Мы в этом году проводили её. Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы. Так, Золин Дима, Новосёлов Толя в этом году сами изъявили желание поучаствовать. Задания готовили на двух листах. Были разные задания: составить слова, предложения, решить кроссворд, найти ошибки в тексте…Результатами олимпиады мы были довольны. Многие получили грамоты. Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся.
Такая проба сил, как олимпиада, несомненно, развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка.
Содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим способностям.
Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.
Ещё один вид внеурочной деятельности - ценностно-ориентировочная деятельность, которая предполагает формирование у школьников с нарушением интеллекта чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям.
Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Классный час является тоже формой внеклассной работы. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. Как классный руководитель, стараюсь в тематику классных часов включать разнообразные мероприятия. Проводила беседы в 8 классе «Правила поведения в классном коллективе», «Мои права и обязанности», которые, в первую очередь касаются коррекции поведения, в частности, Пирогова Павла, Чепарёва Сергея. Здесь очень важна правильно построенная индивидуальная работа с учащимися. Большую роль в выполнении задач воспитания детей с нарушением интеллекта играет работа над темой Родины (это и патриотическое воспитание). Мероприятия «Поклонимся великим тем годам…», «Россия – родина моя» способствуют усвоению школьниками социальных ценностей. Проведение тренинга направлено на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия. Мы проводим самый простой тренинг «Снежный ком», в котором меняем задания. Дети с удовольствием принимают участие. В ноябре мной был запланирован открытый классный час «О матерях можно говорить бесконечно…», посвящённый дню матери. Дети подошли серьёзно к подготовке праздника. Делали мамам, учителям, посетившим праздник, открытки, учили стихи, песни. Детям очень нравятся подобного рода мероприятия.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в жизни школы. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, выпуск стенгазет. Положительно воздействует на детей совместная работа, различная деятельность, любой труд.
Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы с детьми с нарушением интеллекта, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.
Следующий вид внеурочной деятельности - эстетическая деятельность, которая развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. У нас в школе организуются кружки, где педагоги дополнительного образования занимаются с детьми. В этих кружках объединяются относительно небольшие группы учащихся, проявившие интерес и склонность к определенному виду труда. Результат кружков – выставки, мероприятия, концерты. Педагоги тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое. На уроках СБО дети с удовольствием ждут этих экскурсий. По программе мы должны посещать магазин, почту, сберкассу, музей, что по мере возможности и делаем.
Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, развивают наблюдательность, мышление, память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.
Благотворное эстетическое воздействие на учащихся оказывают экскурсии на природу. На уроках чтения во время изучения произведений о природе, стараюсь вывести детей на прогулку, обратить их внимание на окружающую красоту, учить видеть красивое. Наблюдения детей за различными явлениями и предметами природы обогащают их чувства, мышление, речь.
В результате систематического, целенаправленного воспитания у учащихся вырабатываются элементарные эстетические вкусы и потребности.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение под руководством учителей, воспитателей. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Иван Михайлович Фадейкин достаточно серьёзно этим занимается. Досуг учеников может проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр. Мы ежегодно ходим осенью и весной, на день пионерии, в поход. Это всесторонне развивает детей. А дни здоровья пришлись по душе не только детям, но и нам, педагогам.
Итак, роль внеклассных занятий в воспитании детей с нарушением интеллекта очень велика.
Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству.
Учителя и воспитатели нашей школы находятся в постоянном творческом поиске, используют в работе с учащимися современные воспитательные и информационные технологии, ищут новые формы работы с учащимися. В кабинетах накоплен и с каждым годом пополняется материал для внеклассной работы, так как любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.
|
|
|