РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
2 класс
Пояснительная записка
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Основными задачами во 2 классе являются:
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
ПРОГРАММА
2 класс
(2 ч в неделю)
Примерная тематика
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов.
Развитие устной речи на основе изучения
предметов и явлений окружающей действительности (34ч)
1 четверть- 8часов
№
|
Название раздела, темы урока
|
Кол-во час.
|
Тип урока
|
Форма урока
|
Информационное сопровождение
|
дата
|
по плану
|
фактически
|
1
|
«Вот и лето прошло…». Подбор слов противоположных по значению
|
1
|
обобщения и систематизации знаний
|
упражнения, беседа
|
Картина «Лето»,
учебник, методичка.
|
4.09
|
|
2
|
«Начало осени». Упражнения на активизацию словаря
|
1
|
комбинированный
|
упражнения, рассказ, работа с учебником
|
предметные и сюжетные картинки об осени, карточки- символы, учебник
|
11.09
|
|
3
|
«Наша школа». Составление рассказа по плану
|
1
|
урок-экскурсия.
|
экскурсия, рассказ, объяснение
|
картина «В школе», учебник, методичка
|
18.09
|
|
4
|
«Пришкольный участок». Составление предложений по картине
|
1
|
урок-экскурсия.
|
экскурсия, упражнение
|
учебник, методичка.
|
25.09
|
|
5
|
Уточнение и расширение представлений о типах домов и квартир. Подготовка к холодам.«Дом. Квартира»
|
1
|
обобщения и систематизации знаний
|
упражнение, объяснения, рассказ
|
картинки домов, квартир
|
2.10
|
|
6
|
Закрепление правил дорожного движения. «Дорога в школу и домой»
|
1
|
закрепления знаний
|
упражнения, рассказ, игра «Помоги девочки найти дорогу»
|
макет светофора, учебник, схема пути
|
9.10
|
|
7
|
Уточнение и расширение представлений об изменениях в природе осенью. «Сезонные изменения в природе»
|
1
|
урок-экскурсия.
|
экскурсия, беседа
|
«осколочные» картинки, учебник, методичка
|
16.10
|
|
8
|
Уточнение и расширение представлений о составе семьи и их обязанностях. «Семья»
|
1
|
обобщения и систематизации знаний
|
Беседа, рассказ
|
Сюжетная картинка «Моя семья», фотографии, учебник
|
23.10
|
|
2 четверть- 7часов
№
|
Название раздела, темы урока
|
Кол-во час
|
Тип урока
|
Формы работы на уроке
|
Информационное сопровождение
|
дата
|
По плану
|
фактически
|
1
|
Закрепление представлений о составе семьи и родственных отношениях. «Семья, дома»
|
1
|
закрепления знаний
|
Ролевая игра, упражнение
|
Серия сюжетных картинок «Семья»
|
13.11
|
|
2
|
Уточнение и расширение представлений о деревьях и их строении.«Деревья: берёза, клён»
|
1
|
изучения нового материала
|
Беседа, упражнение, описание
|
Картинки берёзы и клёна, учебник, схемы
|
20.11
|
|
3
|
Формирование понятия «овощи» на основе знакомства с особенностями строения и произрастания.«Овощи: морковь, репа, лук»
|
1
|
изучения нового материала
|
рассказ, беседа, упражнение
|
Предметные картинки овощей, муляжи, контурные рисунки овощей
|
27.11
|
|
4
|
Уточнение и расширение понятия «поздняя осень» и представлений о признаках зимы. «Итоги осени. Первые признаки зимы»
|
1
|
Урок-экскурсия.
|
Экскурсия, беседа
|
учебник, методичка
|
4.12
|
|
5
|
Расширение представлений о фруктах на основе знакомства с особенностями цитрусовых. «Фрукты: лимон, апельсин»
|
1
|
изучения нового материала
|
Демонстрация, упражнение, беседа
|
Предметные картинки фруктов, муляжи
|
11.12
|
|
6
|
Закрепление и уточнение понятия «фрукты», «овощи». «Овощи и фрукты»
|
1
|
закрепления знаний
|
дидактическая игра, рассказ- описание
|
Предметные картинки овощей и фруктов, муляжи
|
18.12
|
|
7
|
Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе зимой»
|
1
|
Урок-экскурсия.
|
Экскурсия, беседа
|
Термометр, линейка, корм для птиц
|
25.12
|
|
3 четверть- 10 часов
№
|
Название раздела, темы урока
|
Кол-во час
|
Тип урока
|
Форма урока
|
Информационное сопровождение
|
дата
|
По плану
|
фактически
|
1
|
Уточнение и расширение представлений о зимних забавах. «Зима. Зимние забавы детей»
|
1
|
обобщения и систематизации знаний
|
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зимние забавы детей»
|
Сюжетные картинки, серия картинок
|
15.01
|
|
2
|
Зима и её особенности
|
1
|
комбинированный
|
беседа, рассказ- описание
|
[22], [28] иллюстрации, картинки зимы
|
22.01
|
|
3
|
Одежда. Виды одежды. Уточнение представлений о видах одежды и способах ухода
|
1
|
комбинированный
|
упражнение, рассказ
|
картинки одежды, учебник
|
29.01
|
|
4
|
Одежда. Уход за одеждой. Сезонная одежда.
|
1
|
комбинированный
|
практическая работа
|
щетка для одежды, иголка с ниткой
|
5.02
|
|
5
|
Обувь. Виды обуви. Расширение и уточнение представлений об обуви.
|
1
|
комбинированный
|
упражнение, рассказ
|
предметные картинки обуви
|
12.02
|
|
6
|
Сезонная обувь и уход за ней. Формирование умения ухаживать за обувью
|
1
|
комбинированный
|
практическая работа
|
тряпочки для обуви, щётка для обуви
|
19.02
|
|
7
|
Дикие животные: заяц. Уточнение и расширение представлений о зайце
|
1
|
обобщения и систематизации знаний
|
упражнение, рассказ по картинному плану
|
предметные картинки (заяц серый и белый), разрезные картинки части тела зайца
|
26.02
|
|
8
|
Домашние животные: кролик. Расширение представлений о домашних животных
|
1
|
обобщения и систематизации знаний
|
упражнение, рассказ по картинному плану
|
предметные картинки с домашними животными, схемы- символы
|
5.03
|
|
9
|
Дикие и домашние животные
|
1
|
закрепления знаний
|
дидактическая игра
|
картинки с дикими и домашними животными
|
12.03
|
|
10
|
Комнатные растения: фикус, бегония. Уход за ними.
|
1
|
обобщения и систематизации знаний
|
беседа, практическая работа
|
комнатные растения, лейка палочка для рыхления
|
19.03
|
|
4 четверть- 9 часов
№
|
Название раздела, темы урока
|
Кол-во час.
|
Тип урока
|
Форма урока
|
Информационное сопровождение
|
дата
|
По плану
|
фактически
|
1
|
Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе весной»
|
1
|
Урок-экскурсия.
|
экскурсия
|
учебник, методичка
|
2.04
|
|
2
|
Раннецветущие растения: медуница, мать- и- мачеха. Закрепление и расширение представлений о приметах весны
|
1
|
обобщения и систематизации знаний
|
беседа, рассказ
|
картинки с признаками весны, предметные картинки с раннецветущими цветами
|
9.04
|
|
3
|
Птицы: ворона. Уточнение и расширение представлений о повадках и привычках птиц
|
1
|
комбинированный
|
упражнение, рассказ
|
картинки птиц, вороны
|
16.04
|
|
4
|
Птицы: воробей. Уточнение представлений о птицах на основе знакомства с воробьём
|
1
|
комбинированный
|
упражнение, рассказ
|
картинки птиц, воробья
|
23.04
|
|
5
|
Насекомые: жук. Знакомство с майским жуком
|
1
|
комбинированный
|
наблюдение, беседа
|
картинки насекомых, майского жука, схемы- символы
|
30.04
|
|
6
|
Насекомые: бабочка. Закрепление представлений о строении и поведении насекомых
|
1
|
комбинированный
|
рассказ, демонстрация, упражнение
|
картинки бабочек, сюжетная картинка «Летний луг»
|
7.05
|
|
7
|
Систематизация знаний о птицах и насекомых, их различие
|
1
|
закрепления знаний
|
дидактическая игра
|
предметные картинки, схемы- символы
|
14.05
|
|
8
|
Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытьё, расчесывание
|
1
|
изучения нового материала
|
практическая работа, чтение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского
|
расческа, ножницы, мочалка, предметные картинки со средствами гигиены
|
21.05
|
|
9
|
Итоговый урок «Здравствуй лето!»
|
1
|
закрепления знаний
|
устный журнал
|
иллюстрации, картинки, запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»;
|
28.05
|
|
|