|
Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера
Тема урока: Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера
Учебные и воспитательные цели: продолжить изучение романа "Герой нашего времени"; узнать, какой объем произведения прочитан большинством суворовцев; развивать умение анализировать художественное произведение; продолжить работу с литературоведческими понятиями фабулы и сюжета; закрепить полученные знания на практике; готовиться к гос.аттестации по русскому языку в форме изложения через пересказ на уроке литературы; воспитывать культуру устного ответа на уроке литературы; прививать интерес к изучению русской классики; отрабатывать элементы воинской дисциплины на уроке.
Материальное обеспечение урока: тексты романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"; раздаточный материал со схемой-шаблоном; портрет писателя; иллюстрации к произведению; видеофрагмент из современной экранизации романа; отрывки из произведения для выразительного чтения(для комиссии и гостей); эпиграф к уроку; листы с напечатанными названиями глав произведения.
Методы работы: слово преподавателя; эвристическая беседа; сообщения суворовцев; аналитическое чтение и чтение наизусть, элементы краткого пересказа
Ход урока
№п/п
|
Этапы урока. Действия преподавателя
|
Время
|
Работа суворовцев
|
1
|
Проверка подготовленности суворовцев к занятию.
|
|
Доклад замкомвзвода
|
2
|
Объявление темы и учебных целей урока.
Задумывались ли вы когда-нибудь о смысле жизни?
Многие писатели разных эпох и народов тоже задумывались о смысле жизни и стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы.
Каков он, молодой человек разных эпох? Вы - молодые люди своего времени - первого десятилетия 21 века. Пушкин в романе "Евгений Онегин" запечатлел молодого человека 20-х годов 19 века. Каков он?
Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой - Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов 19 века из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Итак, записываем тему урока: "Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера"
Сегодня на уроке мы начнем подробно изучать образ героя, через поступки и дневниковые записи которого Михаил Юрьевич Лермонтов в свои 26 лет заставил не одно поколение людей задуматься над смыслом своей жизни.
Мы сегодня работаем практически только по первой главе романа"Бэла", повторим композиционные особенности романа "Герой нашего времени", посмотрим и прокомментируем фрагмент из современной экранизации романа, будем много выразительно читать. То есть работы у нас очень много.
Эпиграф к этому уроку да и ко всем последующим по роману я предлагаю вам подобрать самостоятельно, прослушав отрывок из стихотворения Лермонтова "Дума", который прочитает наизусть суворовец Яшин. Ваша задача выбрать из него главные слова, отражающие натуру Печорина.
Отрывок из стихотворения
М.Ю.Лермонтова "Дума"
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
Вначале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!..
Итак, какие строки, по-вашему, отражают характер Печорина?
После обсуждения записываем строки(открывается внутренняя часть доски - эпиграф уже обозначен, чтобы грамотно списали слова):
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый...
И опять та же судьба, что и у Онегина, - трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиск истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, - это трагический разлад мечты и действительности.
Почему же до сих пор споры об Онегине и Печорине злободневны, хотя образ жизни в настоящее время совершенно другой? Все другое: идеалы, цели, мысли, мечты. Ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого существования волнует всех, независимо от того, в какое время мы живем, о чем думаем и мечтаем. На прошлом уроке мы разбирали с вами сложнейшую композицию романа "Герой нашего времени".
|
|
Устный ответ-размышление о смысле жизни.
Умный, неудовлетворенный существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы.
Записывают тему урока.
Суворовец Яшин читает наизусть отрывок из "Думы".
Взвод слушает и думает над вариантом стихотворных строк для эпиграфа.
Предлагают свои варианты эпиграфа.
Списывают с доски в тетрадь эпиграф.
|
3
|
Проверка самоподготовки, повторение пройденного материала.
На сампо вам было задано проанализировать композицию романа, разобраться с понятиями фабулы и сюжета и ответить с помощью учебника на вопрос: зачем Лермонтов меняет хронологию событий и делает таким запутанным и непонятным при первом прочтении роман?
Итак, на примере названий глав романа покажите отличия фабулы и сюжета.
Так что дает автору такая композиция, именно такой сюжет?
В тетради записываем микровывод:
Лермонтов нарушает хронологию событий, чтобы заинтриговать, увлечь: он показывает человека со странностями, заставляя читать и читать дальше. От главы к главе герой полностью не раскрывается. Интерес автора вызывают не происходящие события, а размышления Печорина о мотивах своего поведения. Лермонтов с помощью такой композиции раскрывает душу Печорина.
|
|
К доске выходит суворовец и дает ответ с помощью наглядного материала: располагает сначала главы по хронологии событий произведения, говоря о фабуле:
Тамань - Княжна Мери - Фаталист - Бэла - Максим Максимыч - Предисловие к Журналу Печорина.
Потом меняет их местами показывая Лермонтовскую композицию, то есть сюжет: Бэла - Максим Максимыч - Предисловие к Журналу Печорина - Княжна Мери - Фаталист.
Все остальные записывают схему в тетрадь.
Ответ по учебнику:
Снять напряжение с происшествий и приключений, то есть с внешних событий, и направить внимание читателя на внутреннюю жизнь Печорина.
Запись микровывода.
|
4
|
Изложение нового материала.
Кто же в течение всего произведения помогает нам раскрыть образ Печорина? На столах у вас лежит пустая схема - шаблон, которую мы с вами вместе сейчас заполним, этим самым и проверим, как вы знаете текст произведения.
(на доске заполнение)Двигаемся по сюжету романа, так, как предлагает Лермонтов проследить своего героя: Максим Максимыч - Азамат - Бэла - Рассказчик - Контрабандистка-"ундина" - Грушницкий - Княжна Мери - Вернер - Вера - Природа.
Всех ли мы перечислили? (Могут назвать Вулича. Если назовут - отметить отдельно, если нет - вернуться к схеме после изучения главы "Фаталист")
Сегодня мы с вами подробно работаем с повестью "Бэла". Скажите, с чего целесообразно начать рассмотрение образа любого персонажа?
Очень яркий портрет Печорина дает рассказчик во второй повести "Максим Максимыч", но тем не менее мы впервые Печорина видим в повести "Бэла" глазами кого?
Находим в тексте повести "Бэла" портретную характеристику Печорина. В тетради записываем: Печорин в повести "Бэла".
Кто его характеризует?
Но прежде чем читать отрывок по ролям, я предлагаю вам посмотреть эпизод из фильма современной экранизации романа "Герой нашего времени". А потом мы все вместе сделаем вывод, удалось ли режиссеру и актеру передать образ Печорина.
Просмотр эпизода, серия 6 02:03:50
Каким вы увидели Печорина?
А теперь посмотрим, каким его дает увидеть Лермонтов - мастер слова. Читаем отрывок по ролям:
За Максима Максимыча читает суворовец Филюшкин, его сменяет Бондаренко, за рассказчика - суворовец Усанов.
Раз, осенью пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой
человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что
ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на
нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у
нас недавно. "Вы, верно, - спросил я его, - переведены сюда из России?" -
"Точно так, господин штабс-капитан", - отвечал он. Я взял его за руку и
сказал: "Очень рад, очень рад. Вам будет немножко скучно... ну да мы с вами
будем жить по-приятельски... Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим
Максимыч, и, пожалуйста, - к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда
в фуражке". Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости.
- А как его звали? - спросил я Максима Максимыча.
- Его звали... Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый,
смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод
целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз
сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем
стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один;
бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет
рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был
странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных
дорогих вещиц!..
- А долго он с вами жил? - спросил я опять.
- Да с год. Ну да уж зато памятен мне этот год; наделал он мне хлопот,
не тем будь помянут! Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду
написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!
Итак, со слов Максима Максимыча какие слова-харктеристики Печорина мы можем записать?
Какая же история рассказана в повести "Бэла"? Кратко перескажите ее.
Каким показан Печорин в этой повести?
По отношению к Азамату он какой?
Как к опасности относится? Эпизод драки на свадьбе.
Какие "странности", противоречия в Печорине показал Лермонтов в повести "Бэла"? Они видны в отношении Печорина к Бэле. Давайте по порядку.
В самом начале как Печорин отзывается о черкешенках?
А когда видит Бэлу?
Как же он ее пытается завоевать?
Но что происходит в дальнейшем?
В разговоре с М.М. он объясняет свое поведение и ищет причины такого своего характера: "Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни...я ее еще люблю,..но мне с нею скучно".
Итак, читаем выразительно монолог Печорина(см.Приложение)
Итак, Печорин сам считает, что душа его испорчена светом, жизнь пустеет день ото дня и смерть не страшит, а скорее наоборот.
Чем же заканчивается история с Бэлой?
Читаем выразительно эпизод в конце главы со слов " Я вывел Печорина вон из комнаты..."(см. Приложение)
И снова Печорин ведет себя очень странно. В чем заключается эта странность?
|
|
Устные ответы на основе прочитанного, пролистывают текст романа.
Заполнение схемы на листочках: заголовок - "Помогают понять образ Печорина"
Устный ответ:
Рассмотрение любого персонажа нужно начинать с портрета.
Мы впервые Печорина видим глазами Максима Максимыча.
Запись подзаголовка "Печорин в повести "Бэла".
Находят нужный отрывок из текста: "Раз, осенью пришел транспорт с провиантом..."
Максим Максимыч.
Просмотр эпизода
Ответы суворовцев.
Чтение отрывка по ролям:
За Максима Максимыча читает суворовец Филюшкин, его сменяет Бондаренко, за рассказчика - суворовец Усанов.
Устные ответы и параллельные записи в тетрадь:
Григорий Александрович Печорин - офицер, молодой человек лет 25, тоненький, славный малый, но со странностями.
Очень сжатый пересказ содержания главы суворовцем (сложная задача)
Провокатор, хитрец (как говорит М.М.): "приручает" Азамата к себе, а потом играет на его слабостях: червонец "для смеха" за украденного козла обещает; дразнит, зная, что Азамат помешан на коне Казбича, и обещает помочь украсть коня за сестру Бэлу.
С простым интересом "чем все кончится".
"Я имел гораздо лучшее мнение о черкешенках".
"Прелесть", в задумчивости не сводил глаз с нее. Задумал завоевать.
Всеми правдами и неправдами: силой, подарками, уговорами: "даю моё честное слово - она будет моя" и заключает пари. И добивается своего - какое-то время они были счастливы, по словам М.М.
Месяца через четыре Печорину становится скучно, он пропадает на охоте.
Выразительное чтение монолога со слов "Послушайте, Максим Максимыч...Так он говорил долго..."
Бэла умирает. Читают эпизод в конце главы: "Я вывел Печорина вон из комнаты..."
Ответы суворовцев, их размышления.
|
5
|
Проблемный вопрос.
Уже по первой главе мы можем сказать - будет ли Печорин счастлив или нет.
Может ли опустошенный человек принести счастье? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем судьбы персонажей этой повести. Возвращаемся к нашей схеме-ромашке.
Записываем вывод:
Оказывается, дело не в том, кого любить, а в том, умеешь ли ты это делать? Печорин не умеет любить - растерял все. Он равнодушен и к судьбе других, и к своей собственной, не нашел для себя дела, а значит, свое место в жизни.
Вопрос-связь с сампо:
Скажите, а пострадал ли как-то Максим Максимыч?
А вот насколько он пострадал, видно в главе "Максим Максимыч". Поэтому задание на сампо следующее:
|
|
Казбич - потерял самое дорогое - коня; Азамат - бежал из дома и сгинул; отец Бэлы убит Казбичем из-за Азамата; Бэла умирает.
Запись вывода под диктовку.
Максим Максимыч страдает, потому что привык к Бэле и не понимает, почему Печорин ведет себя так.
|
6
|
Задание на самоподготовку.
Проанализировать взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча, Печорина и Грушницкого.
Рефлексия:
Итак, возвращаясь к теме урока, как вы поняли с урока, в чем же противоречивость и многогранность характера Печорина?
Оценки за урок с комментариями.
Прощание.
|
|
Запись задания на сампо.
Заключительные ответы суворовцев.
Готовятся к концу урока.
Прощаются
|
|
|
|