Использование межпредметных связей при изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский»
При изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский» в курсе литературы шестиклассники сталкиваются с определенными трудностями. Часть из них связана с объективными причинами.
Время написания романа - первая половина 19 века - отстоит от нас достаточно далеко. Уровень исторических знаний шестиклассников еще слаб для осознания реалий того времени. Поэтому требуется ряд пояснений учителя относительно социальной структуры общества того времени, привилегий дворянства, бесправного положения крестьян, глубины разрыва между этими двумя слоями.
Кроме того, шестиклассники сегодня подвержены влиянию интернета, язык которого до предела лаконичен, информация сжата по объему. Поэтому неслучайно, что некоторые ученики считают роман скучным. Целесообразно ввести в урок чтение учителем отрывков из романа с комментариями.
Чтобы создать первоначальный интерес к роману, можно привести следующий исторический пример: Григорий Иванович Котовский, легендарный герой гражданской войны, в юности, подражая Дубровскому, грабил богатых и отдавал деньги бедным.
В целом, следует акцентировать внимание сюжетных линиях, взаимоотношениях Дубровского-отца и Троекурова, Владимира Дубровского и Маши, Дубровского-отца и Дубровского-сына. После чего можно выйти на уровень общечеловеческих проблем взаимоотношений отцов и детей, дружбы и предательства, поговорить о гордости, надменности, чести, любви и возможности счастья. Несмотря на пропасть, которая отделяет жизнь сегодняшнего школьника от героев романа «Дубровский», важно донести, что люди во все времена будут дружить, любить и ненавидеть, порой мстить за оскорбление.
|