Конспект урока по литературе по технологии РКМЧП.
10 класс.
Тема урока: «Образ Печорина в эпизоде «Погоня» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Цели урока.
Обучающие:
Развивающие. Направлены на развитие умений и навыков:
умение сотрудничать и работать в группе и др.;
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к художественному слову.
Оборудование урока.
На партах у каждого ученика лист №1, №2 и №3
На доске: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к роману «Герой нашего времени»
Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Приемы: прием предположения, чтение с пометками, составление кластера.
Ход урока.
Вступительное слово.
В течение нескольких уроков мы знакомились с героем романа М.Ю.Лермонтова Григорием Александровичем Печориным. Вы прочитали главы романа «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери». Сегодня мы остановимся на одном эпизоде из главы «Княжна Мери», на котором мы пока не заостряли своего внимания. На партах у каждого лежит текст этого эпизода и лист с таблицей и схемой, в которых вы и будете работать.
1 стадия – вызова
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Результат
|
Сейчас вы самостоятельно заполните в «Что я знаю о Печорине?». Напишите 5 слов и словосочетаний, характеризующих, по вашему мнению, характер Г.А. Печорина, что вы об этом знаете. На работу вам отводится 3 минуты.
(Учитель формирует задание, не участвуя в процессе записи словосочетаний)
|
Работают индивидуально, составляя список
|
У каждого в тетради появляется первичный список, с которым дальше предстоит работать.
Например:
«Что я знаю о Печорине?».
Умный человек
Эгоистичный
Подчиняет людей своей воле
Не способен на сильные чувства
Холодный
|
Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Добавьте себе те замечания напарника, которых у вас нет. Если вы не согласны с мнением, то подчеркните это слово или словосочетание.
2 мин.
|
Работают в парах, составляя общий список, обсуждая моменты, которые вызвали затруднения, сомнения.
|
Во время парной работы происходит двойной эффект:
Например:
Уважает только равных себе по интеллекту
Никого не любит (сомневаюсь)
|
|
|
|
2 стадия – восприятие новой информации
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Результат
|
У каждого на парте текст, это эпизод из главы «Княжна Мери». Конечно, он вам уже знаком, так как вы читали всю главу. Но сегодня мы прочтем по-другому.
Я прошу вас во время чтения ставить следующие знаки в том месте, где это, по вашему мнению необходимо. «V» - мне это понятно, «+» - это подтверждает мои мысли о Печорине, «-» - это идет вразрез с моим мыслям о Печорине, «?» - мне это непонятно.
Учитель или ученик читает выразительно текст. 5 мин.
|
При чтении текста ученики индивидуально проставляют предложенные учителем значки.
|
Восприятие текста происходит активно, так как необходимость ставить знаки «привязывает» к тексту. Учащийся должен сопоставить свое представление о герое сопоставить с новой для него ситуацией.
|
Прочитайте те предложения , которые вызвали у вас наибольшее недоумение. Где вы поставили знаки «-» и «?». Запишите в столбик вопросы, которые возникли у вас при чтении. Несколько человек читает свои вопросы.
(Учитель не формулирует вопросы, а только помогает в трудных случаях, записывая их на доске)
5 мин.
|
Учащиеся записывают вопросы в первый столбик таблицы. Добавляют составленные другими учениками.
|
Получается список вопросов, требующих размышления. Например:
Почему Печорин, как безумный, поскакал на лошади?
Почему он никак не отреагировал на смерть лошади?
Разве Печорин способен плакать?
|
(Учитель разбивает учащихся на группы и каждой дает один-два вопроса).
5 мин.
|
Учащиеся по группам пытаются ответить на вопросы. Записывают свои мысли во второй столбик напротив вопросов.
|
Получаются ответы- предположения. Например: «Печорин любил Веру по-настоящему, поэтому поскакал вслед за нею».
|
(Учитель не дает однозначных ответов, только помогает ребятам, координирует процесс)
|
Учащиеся зачитывают свои предположения. Другие добавляют их во второй столбик напротив вопросов.
|
Получаются ответы-предположения напротив каждого вопроса.
|
Ребята, сейчас вы снова будете работать по группам. Я дам вам задания, вы их выполните, запишите, что получилось, в свой кружочек и расскажете остальным.
Учитель дает задания:
1 группа – определить, на какие части делится эпизод, т.е. проанализировать его композицию.
2 группа – найти все сравнения в тексте и определить, зачем они нужны.
3 группа – найти в тексте глаголы, определить, где их больше, какую роль они играют.
4 группа – найти в тексте описания природы и сравнить с настроением Печорина, определить их роль в эпизоде.
5 группа – найдите в эпизоде неполные, восклицательные, вопросительные предложения, зачем они нужны?
|
Учащиеся работают по заданиям и записывают результат.
На доске объяснение слов: композиция, сравнение, пейзаж и т.д.
|
У каждой группы получается запись в своем кружочке.
|
Теперь расскажите всем о своих наблюдениях, а остальные запишите их.
(Учитель схематично записывает на доске).
|
Учащиеся выступают и записывают.
|
Получается кластер из 5 групп, который остается на доске и в тетрадях
|
Ребята, сделайте вывод, что помогает автору создать образ героя в данном эпизоде?
|
Учащиеся отвечают, что в этом эпизоде помогает и композиция, и описание природы, и художественные средства языка, и средства синтаксиса.
|
|
3 стадия – рефлексия.
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Результат
|
Посмотрите свой первый список «Что я знаю о характере Печорина?» Подумайте, что изменилось в вашем представлении об этом герое? Запишите, что нового вы о нем узнали или какое мнение о нем вы подтвердили.
|
Ученики индивидуально записывают свои мысли в таблицу.
|
Учащиеся записывают. Что изменилось в их представлении о Печорине. Таблица закончена
|
Ребята, теперь домашнее задание.
Печорин попытался догнать Веру, потому что он получил от нее прощальное письмо. По законам светского общества это письмо не должно остаться без ответа. Напишите письмо от лица Печорина. Дайте в нем объяснение его поведению.
|
Дома дети пишут письмо от имени героя.
|
Вариант письма Печорина, который сдается учителю на следующем уроке.
|
Список литературы
Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч, № 3/1999.
Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1974.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1974.
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. М.: БОНФИ, 2002.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1986.
Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.
Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика, № 5/1994.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
Приложение
№1
Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.
Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!..
При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж споткнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, глее я мог пересесть на другую лошадь.
Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил еще на десять минут. Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв всякую надежду. Попробовал иди пешком – ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.
Я долго лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.
Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? – ее видеть? – зачем? Не все ли еще кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.
Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть этому причиной расстроенные нервы, ночь проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.
Все к лучшему! Это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то эту ночь сон не сомкнул бы моих глаз.
Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона.
Приложение
№2
Что я знаю о Печорине?
|
Вопросы
|
Ответы -предположения
|
Что нового я узнал о Печорине?
|
|
|
|
|
Печорин
Композиция
Сравнения
Глаголы
Детали пейзажа
Синтаксис: неполные предложения
|