Главная страница

Роль учителя технологии в подготовке учащихся к выбору профессии


Скачать 95.73 Kb.
Название Роль учителя технологии в подготовке учащихся к выбору профессии
Дата 11.02.2016
Размер 95.73 Kb.
Тип Документы

Мельник Е.В.

Роль учителя технологии в подготовке учащихся к выбору профессии.

Важную роль в осуществлений профориентационной работы в школе принадлежит учителю трудового обучения. Общетехническая подготовка его позволяет ориентироваться в общих закономерностях устройствах и применение технических объектов, понимать в различных отраслях производства.

Содержание трудового обучения дает возможность учителю ознакомить интерес к ним. Особая ничем не заменимая ценность уроков труда в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда, имеющих общественно полезную значимость, они приобретают специальные умения и навыки пробуют свои силы в практической деятельности.

В своей раб, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями. К ним относятся лабораторно – практические, учебно – производственные работы, производственные экскурсии, производственная практика, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыта, анализа, расчёты, решение производственных задач, непосредственно производительный труд.

На своих уроках учитель труда имеет возможность наблюдать за каждым учеником видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять, интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационных работы. От умения учителя наблюдать зависит результативность наблюдений.

Именно учитель трудового обучения в процессе производственного труда, наблюдая за учащимися, может выявлять наиболее способных “токарей”, “слесарей”, “радиомонтажников” и других специалистов, что несомненно очень важно для осуществления профессии школьников.

Важна и другая сторона деятельности учителя труда. В процессе трудового обучения он логически может увязывать сведенья о профессиональном труде с изучением конкретных тем.

Успех всей профориентационной работы зависит от знаний учителем психологии личности, способов её изучения, умения индивидуальный подход к каждому ученику.

Профессиональную ориентацию учитель трудового обучения должен проводить в тесном взаимодействии с родителями учащихся.

В зависимости от отношение родителей к выбору профессии детьми их можно разделить на 3 группы:

- родители, которые принимают активное участие в подготовке своих детей к выбору профессии, активно помогают им избрать профессию с учётом их психофизиологических особенностей и потребностей общества;

- родители, которые навязывают детям профессию без учёта желаний, интересов и реальных возможностей школьников;

- родители, которые занимают нейтральную позицию, считая, что дети сами выберут себе профессию, что в этом им поможет школа.

Потому работу с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии следует вести дифференцированно.

Значительное место в деятельности учителя трудового обучения по профессиональной ориентации учащихся занимает индивидуальная профориентационная работа, направленная на формирования общетрудовых умений и навыков, интересов и наклонностей в соответствии с психофизиологическими особенностями личности школьника. Эту работу учитель проводит приметно в такой последовательности:

- наблюдает за учащимися в процессе учёбы производительного труда, определяет его наклонность и способности;

- устанавливает, выбрал ли человек определенную профессию или группу профессии;

- выявляет (у ученика) мотивы выбора им данной профессии;

- уточняет (по справочникам) сведенья о профессии, интересующей ученика (или избранную учеником);

- знакомиться с материалами медицинского обследование; устанавливает ли здоровье ученика требованиям и специфике избираемой им профессии;

- уточняет потребности народ. хоз. города, района, области в кадрах по профессии, избранной учеником;

- участвуют в подготовке заключения о рекомендуемых сферах трудовой деятельности школьника.

Т. о. в работе учителя трудового обучения по профориентации учащихся можно выделить следующие направления:

- профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями народного хозяйства, профессиями и специальностями;

- профессиональное воспитания – воспитания у молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии, а также социального равенства профессии и сфер трудовой деятельности;

- изучение личности школьников в целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов;

- педагогическая профконсультация – совет учащемуся о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его моральным качествам, знаниям и склонностям.

В совместной работе учителей трудового обучения и классных руководителей особенно эффективны такие формы деятельности, как разработка и проведение профориентационных мероприятий, обмен информаций о результатах наблюдения и подготовка в конце обучения характеристики – рекомендации о сферах трудовой деятельности, проведение занятий по курсу “Основы производства”. Выбор профессии, профессиональное просвещения классных руководителей и учителей по основам наук.

Такая совместная и целенаправленная деятельность учителей, классных руководителей, администрации и общественных организации школы в тесном содружестве с семьёй, производственными коллективами и профессиональными учебными коллективами является залогом успешной подготовки 9-ти классников к осознанному выбору профессии.

Если процесс самоопределения составляет основное содержание развитие личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения.

Совершенно очевидно, что первое необходимое условие формирование профессиональной направленности состоит в возникновении изобретательно – положительного отношения человека к профессии или к отдельной её стороне. Речь идёт о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией. Зарождения субъективного отношения, разумеется определяется сложившимися объектами отношениями. Однако последний могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно – отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности.

Рассмотрение вопроса о том, почему внешние впечатления, зажигал огонёк интереса к профессии у одного человека, в то же время оставляют равнодушным другого, т.е. предыстория возникновения профессиональной направленности, выходит за рамки настоящей работы. В самом общем виде, как показано Л.И. Божович, это обусловлено уже сложившимися к данному времени качествами личности, её взглядами, стремлениями, переживаниями и т.д.

Нам представляется оправданным различения в профессиональной направленности отдельных сторон, выражающих преимущественно её содержательную и динамическую характеристики. К первой мы относим полноту и уровень направленности, ко второй – её интенсивность, действенность и устойчивость. Ограничимся рассмотрением полноты и уровня, несущих содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере определяющих её формально-динамические особенности.

Под полнотой профессиональной направленности мы понимаем круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: её творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, её общественная значимость, материальные генетические и другие условия труда, его соответствия привычкам, особенностям характера. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний (профессиональная направленность) смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разносторонни удовлетворения, получаемые от реализации данного намерения.

Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении её мотивов: от отдельного мотива до все более разносторонней системы мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать один и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предлагает их определённую организацию, структуру. Одни те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинение. И, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы.

Обычно мотивы лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с объектом (профессией). В этом плане правомерно выделение, во – первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании. Очевидно, что связь индивидуального сознания с объектом приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированный при взаимодействии с профессией. Четвёртую группу составляют

Мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией. Мотивы, относимые нами к пятой группе, выражают заинтересованность человека во внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным “романтический” профессиям.

Данная классификация, построенная по признаку происхождения мотива, вероятно, может быть продолжена. Существенное с нашей точки зрения, различие указанных групп мотивов состоит в их неодинаковом отношении к объективному содержанию профессиональной деятельности. Мотивы отнесённые к первой группе, делают близким и нужным человеку наиболее существенное в данной деятельности, то, в чём состоит её объективное назначение. Другие группы мотивов не связаны столь интимно с основным содержанием деятельности. Они кристаллизуют потребность не сколько в самой деятельности, сколько в различных, связанных с нею обстоятельствах. Несомненно, что указанные группы мотивов неравноценны по значению для развития личности в условиях данной деятельности.

Мотив, органически связанный с содержанием или процессом деятельности, обеспечивает то неустанное внимание к ней, ту увлечённость, которые приводят к развитию соответствующих способностей. Этот мотив побуждает человека оценивать себя, свои знания, умения и нравственные качества в свете требований данной деятельности. Тем самым этот мотив является важнейшей психологической предпосылкой самовоспитания.

Нам представляется таким образом, психологические оправданным и педагогически целесообразным различать мотивы, органически связанные с содержанием выполняемой деятельности, побочные мотивы. В первом случае человек трудится ради того дела, которым занят. Само возникновение прямых мотивов есть свидетельство того, что данная деятельность приобрела непосредственную личностную значимость для человека. К числу прямых мотивов трудовой деятельности мы относим также сознание своего долга, переживания общественной необходимости труда. Руководствуясь в процессе неинтересной для него работы чувством долга, человек не приспосабливается к внешним требованиям, а усваивает их.

Чувства долга не является побочным мотивом, так, как оно глубоко связана с выполняемой деятельностью, главным образом с её результативной стороной.

Было бы невер7но понимать отношение к профессии одностороннее, только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку объект (профессия) так же воздействует на субъекта. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, состояния возникают в сознании под влиянием объекта и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. К числу последних относятся, во – первых, требования, предъявляемые некоторыми профессиями к отдельным психофизическим особенностям человека. Например, как показали исследования, человек со слабым типом нервной системы не может успешно справится с работой оператора энергосистемы. Во – вторых, объективными можем назвать и требования к качественным особенностям можем назвать и требования к качественным особенностям протекания психических процессов, т.е. к общим и специальным способностям.

По мере дальнейшего развития дифференциальной психофизиологии наши знания о соответствии природной основы знания о соответствии природной основы человека требованиям отдельных профессии будут повышается. Решающее значение, однако, имеет то обстоятельство, что углубление этих значений, способствуя исключению и неподходящих вариантов, сохранит в силе наше представление о широком диапазоне возможностей оптимального развития профессиональной направленности. В этом плане характер вывод, к которому приходит К.М. Гуревич, исследовавший проблему нервных профессии.”Психологом нашего времени, - пишет он, необходимо объединить уже намеченные 30 - 40 лет назад подходы к формированию пригодности с новым подходом, считающимся с человеком прежде всего как с личностью. Благоприятная мотивация составляет важнейшее условие формирования пригодности.”

Высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов общества и личности в сфере профессионального самоопределения. Повышения уровня профессиональной направленности образует основное содержание её развития. Иначе говоря, анализ сдвигов в мотивационной сфере у работников в процессе нарастания и углубления их профессиональной направленности обнаруживает как основную закономерность всё большее соответствие между личностями смыслом труда и его объективным содержанием. Данные изменения, следовательно, имеют, характер объективной закономерности, поскольку является существенным и необходимыми во всех случаях, когда обеспечивается оптимальное развитие профессиональной направленности.

Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходит дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Одним из основных условий прогнозирования высокий уровень, профессиональной направленности.

Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у старшеклассников не исключает возможности её формирования в процессе производственной деятельности или в период учебы в институте. Однако при профессиональной ориентации старшеклассников мы не вправе основывается на этой возможности. Задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием

постепенного повышения уровня профессиональной направленности.