|
Почему человек ищет острых ощущений?
Материалы для размещения на форуме
городской интернет – конференции
«Неформальные и религиозные организации»
февраль 2012 год.
Почему человек ищет острых ощущений?
Прежде всего, человек ищет что-то нового, то, что будоражит, оставляет яркие впечатления и незабываемые ощущения.
Кто-то не может жить без ссор и скандалов, кто-то не может жить без прыжков с парашюта, сплавления по горным речкам. И многое другое….
Молодые люди идут в профессиональные военные, ищут профессии связанные с риском, каскадеры, спасатели, пожарные и кто что придумает.
Почему одни люди занимаются экстремальными видами спорта, а другие сторонятся подобного досуга? Почему для одних, чем больше риска и адреналина, тем лучше, а другие не видят в этих ощущениях ничего хорошего?
Психологи из Университета Кентукки (США), выясняли, чем отличается работа мозга у тех, кто ищет острых ощущений и у тех, кто избегает их. Психологи набрали для эксперимента добровольцев и разделили их на две группы с помощью специальных анкет. Добровольцам показывали различные фотографии, одновременно с обследованием на функциональном магнитно-резонансном томографе (фМРТ). На одних фотографиях были очень спокойные изображения (например, коровы, еда), на других – эмоционально насыщенные сцены (эротика, жестокость). Оказалось, что мозг людей, ищущих в жизни острых ощущений, реагировал на фотографии совсем не так, как мозг людей, избегающих экстрима. У экстремалов при виде провоцирующих изображений активировалась островковая доля мозга. По данным других исследований, этот участок мозга связан с зависимостью, например, он активен, когда курильщик страстно хочет выкурить сигарету. У людей, не склонных к экстриму, при просмотре провоцирующих фотографий возникала активность в лобной доле мозга. Этот регион коры головного мозга связан с контролем над эмоциями. Таким образом, у экстремалов мозг активно реагирует на стимулы, связанные с острыми ощущениями, при этом меньше работает участок, отвечающий за эмоциональную регуляцию.
По словам авторов исследования, полученные данные могут прояснить механизмы возникновения разрушительных привычек, таких как наркотическая зависимость и криминальное поведение. «Люди, склонные к поиску острых ощущений, сильно реагируют на все, что связано с волнующими и опасными вещами, при этом, у них меньше, чем у других людей, подавляется и регулируется процесс этой активации», - заключают психологи.
Потребность в острых ощущениях, является довольно распространенной. Особенно, среди молодых людей. Почему-то очень часто случается так, что чем младше человек, тем она сильнее. Пожалуй, заметнее всего, это у подростков и детей.
Доказательством этому может быть огромное развитие индустрии такого рода развлечений.
В современном мире существует множество способов получения адреналина. Начиная с практически безопасных и безобидных аттракционов игр и симуляторов, и заканчивая такими экстремальными развлечениями, как, например, Rope-jumping (прыжки с мостов и зданий на веревке), ныне очень и очень модными и востребованными.
Не меньшее внимание потребности людей в острых ощущениях уделяется в сфере искусства: литературе, кинематографе. Достаточно вспомнить об огромном количестве фильмов и романов в жанре ужасов, вышедших свет за прошедшие годы, чтобы осознать это.
Но, несмотря на все эти возможности получения адреналина (которых действительно немало), люди почему-то все равно продолжают искать острые ощущения в повседневной жизни.
Один из примеров — пары, которые ни дня не могут прожить без бурных ссоры и выяснений отношений с последующим не менее бурным примирением. На мой взгляд, спокойные и ровные взаимоотношения не устраивают их именно потому, что не могут дать достаточного количества адреналина и острых переживаний.
Безусловно, это не единственная ситуация в повседневной жизни, когда поведение людей продиктовано потребностью в острых ощущениях.
Однако «любовь к риску» не является унитарным личностным свойством: взрослый, готовый принять на себя высокую степень риска в одной сфере, например в спорте, может быть весьма умеренным в другой (например, в финансах). Чиновник, готовый рисковать казенными деньгами, может оказаться осторожным в расходовании собственных средств, а скалолаз, охотно совершающий рискованные восхождения, может очень бояться опоздать на поезд. Это связано не только с эмоциональными, но и с социально-статусными обстоятельствами. Богатым и влиятельным людям некоторые поступки кажутся менее рискованными, чем бедным и зависимым, не потому, что они «по природе» смелее или более склонны к риску, а потому что у них больше реальных возможностей контролировать ситуацию и тем самым минимизировать свои риски.
Современное общество часто называют обществом риска. Хотя многие традиционные опасности и угрозы человеческому существованию за последние сто лет заметно ослабели, о чем свидетельствует рост средней продолжительности жизни, быстрые социальные изменения делают нашу жизнь уязвимой и непредсказуемой, причем эти риски осознаются значительно острее, чем в эпоху, когда люди верили, что все происходит по воле божьей, а от тебя самого мало что зависит.
В результате складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, общество, особенно учителя, родители, наставники, всячески пытается уменьшить угрожающие людям риски. Вся система воспитания детей направлена на их избежание: «безопасный транспорт», «безопасный секс», «безопасные технологии», «безопасный Интернет», есть даже школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В этом контексте современную культуру вполне можно назвать «культурой осторожности», где любой выходящий за пределы необходимости добровольный риск представляется нежелательным, ненормальным и безответственным. С другой стороны, личная свобода и индивидуальность бытия неотделимы от выбора и риска. Как выразился один британский социолог, в каждом человеке Homo prudens (человек осторожный) борется с Homo aleatorius (человек, бросающий жребий). Не только поэзия, но любое творчество, включая и собственное жизнетворчество, — это «езда в незнаемое».
Какие еще случаи приходят вам в голову?
Что вы думаете по этому поводу?
Почему такая потребность возникает?
Возможно, она врожденная и для чего-то необходима человеку? Может быть, это обусловлено спецификой нашей жизни и культуры?
Педагог-психолог МОУ ЦПМСС «Лабиринт» Битц Марианна
Причины, почему человек попадает под влияние различных организаций (культов, субкультур, сект)
Следует отметить, что люди редко попадают под влияние той или мной группы без причины. Есть люди, которые встречаются со служителями культа и так же спокойно уходят, чтобы никогда больше с ними не встречаться. Однако есть и другие, те, кто остается, и вот причины, побуждающие людей остаться, искать такие организации, нам бы и хотелось рассмотреть.
Человек не живет в вакууме, и наибольшее влияние на его поведение оказывают близкие люди, а именно семья. Очень часто причина попадания и культ находится в семье человека. Семья - это система открытая, самоорганизующаяся и развивающаяся. Кроме того, именно в семье закладываются основы личности и характера человека.
Итак, выделим факторы, которые увеличивают риск попадания человека в тоталитарный культ.
1. Семейные факторы.
Во-первых, это авторитарный стиль воспитания (строго расписанный день, перечень обязанностей, которые нужно беспрекословно выполнять и т.д.) При этом человек привыкает к строгой иерархии, подчинению, перекладыванию ответственности на других, у него не развиваются инициативность и критичность. Для человека такая форма отношений становится привычной и комфортной, и он старается ее воспроизвести.
Вторая причина - это ситуация условного принятия, эмоциональной холодности ( никто не говорит ребенку о том, что его любят, что хороший и желанный, в семье не принято обнимать друг друга и т.д.), тогда человек ищет в религии, а на самом деле - в тоталитарном культе теплых отношений и поддержки.
Говоря о семье как о развивающейся системе, можно выделить этапы развития семьи, когда наиболее вероятно вовлечение одного из ее членов в культ.
Первая опасная стадия (для мужа) — это рождение ребенка. На этой стадии основное внимание в семье концентрируется на ребенке, жена устает, и у мужа может появиться ощущение брошенности, ненужности, что и может побудить его искать поддержку и принятие.
Вторая опасная стадия - сепарация детей от родителей, особенно если она проходит с задержкой или ситуация в семье крайне напряженная, в таком случае уход в культ можно рассматривать как стремление к самостоятельности и независимости, в принципе, это стремление естественное, но при попадании в культ одна зависимость подменяется другой. Возможен вариант, когда подросток идет в культовую организацию, сознательно или бессознательно стремясь вызвать беспокойство родителей, чтобы в совместной заботе о нем они объединились. Но, попав под влияние культа, он оказывается в психологической зависимости.
2. Социальные факторы.
Это социальные катаклизмы, ситуации аномии в обществе, когда нет четкой системы ориентиров, а культы рады предложить «единственно верные» системы ценностей. При сниженном уровне критичности в группы риска попадают люди, которые работали в «жестких» структурах, например, в силовых, и были сокращены или уволены. Если человек привык искать точку опоры, выполнять распоряжения, не задавая лишних вопросов, не принимать ответственность (когда он делает только то, что ему говорят), он легко может попасть в другую организацию со столь же жестокой системой контроля.
3. Внутриличностные факторы.
В группу риска попадают люди, пережившие психическую травму или экзистенциальный кризис. Например, многих в деструктивные культы приводят поиски смысла жизни, неудовлетворенность жизненной ситуацией, проблемы с получением и переживанием удовольствия, которые приводят к поискам смысла жизни.
4. Психические факторы.
Еще одну группу риска составляют люди с различными психическими расстройствами, например, бредом преследования (патологическое убеждение больного в том, что он является жертвой одного или более субъектов или групп.), различными сенестопатиями (неприятное телесное ощущение, локализуемое на поверхности тела или во внутренних органах, лишенное предметности, При сенестопатиях больные могут жаловаться на мучительные боли в животе, ощущения верчения, стягивания, натяжения, давления, раздирания, жжения в тех или иных внутренних, нередко в половых, органах или конечностях; в голове могут чувствовать «булькание», «переливание жидкости», «переворачивание мозга» и др.), деперсонализацией и дереализацией (перемена в самосознании, вследствие которой человек не чувствует себя реально существующим. Больным, испытывающим это состояние, трудно описать его; обычно говорят об отстраненности от собственных ощущений и неспособности испытывать эмоции. При таком состоянии предметы кажутся нереальными, а люди — безжизненными двухмерными «картонными» фигурками)
Если говорить о психологических особенностях группы риска, то можно выделить следующие характеристики:
1)размытая или не сформированная идентичность (идентичность – существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе);
2) внешний локус контроля (Локус контроля — понятие, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля». Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то обладая внешней локализацией контроля он возложит вину на внешние факторы (например «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней — на внутренние (например «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи», «этот предмет мне неинтересен», и т. п.).
3) сниженная критичность (человек воспринимает свои возможности, способности жить, действовать, участвовать в чем-то несколько завышено, чем это может быть на самом деле);
4) чувство неудовлетворенности.
Педагог-психолог МОУ ЦПМСС «Лабиринт» Битц Марианна
|
|
|