|
Родителям второклассников
РОДИТЕЛЯМ ВТОРОКЛАССНИКОВ
Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Сходные надежды и опасения присутствуют у родителей второклассников.
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограниченны. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».
Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Домашняя работа.
Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность, позитивные учебные привычки и индивидуальность, стимулирует рост каждого ученика, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.
Эти навыки чрезвычайно существенны для учеников — они обеспечивают их успешность в школе и пригодятся в жизни позже. Принятие на себя ответственности, связанной с выполнением домашних заданий, способствует развитию самостоятельности — ученик сам управляет временем, действует независимо, без прямых указаний, выполняет эту работу в меру своих сил и способностей.
Помощь родителей.
Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего - с мамой, с бабушкой. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника. Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять, что им самим кажется таким простым и ясным.
Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс. Специальные психологические исследования (Э. М. Сагилян 1999 г.) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.
Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери - внимание к деталям и частностям.
К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.
К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери - повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный. Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мама или бабушка имеют обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
Понимание взрослым особенностей когнитивного (познавательного) стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ?
1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.
- Рабочее место должно быть достаточно освещено.
- Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.
2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
- Приступать к выполнению домашнего задания лучшего всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
- Если ребенок посещает кружок или спит после уроков, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.
3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
- Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.
- На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседание, прыжки, наклоны и т. д.).
4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.
- Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.
5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
- Сделайте работу над ошибками, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
6. Постоянно следите затем, все ли уроки сделаны.
- Может быть, что ребенком плохо усвоен учебный материал. Тогда необходимо организовать дополнительную индивидуальную работу по освоению данного материала.
7. Первое время присутствуйте при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, если ребенок что-то не понял или забыл, предложите ему прочитать в учебнике задания классной работы, просмотреть классную работу в тетради, обратите внимание на её оформление, а затем пусть ребёнок постарается выполнить работу так, как сможет. Хорошо, если на следующий день в школе ребёнок сам скажет учителю, о том, что он сомневается в правильности выполнения домашнего задания.
- На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления.
8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.
РЕБЕНОК ПЛОХО ВЫПОЛНЯЕТ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ
• Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп его деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк.
РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ
• Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите ему веру в его силы.
Неизменными остаются интерес и внимание к жизни ребенка, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, уважаемые родители, конечно, должны помочь ему!
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в начальной школе и благополучно перешел в среднюю, обратите, пожалуйста, внимание на общешкольные умения ребенка и при необходимости окажите ему помощь в приобретении и развитии их.
1. Умение ребенка взять все необходимое для школы.
2. Умение поздороваться с учителями и детьми.
3. Умение задать вопрос учителю.
4. Умение отвечать на вопрос.
5. Умение слушать объяснение и задания учителя.
6. Умение выполнять задания (действовать по алгоритму).
7. Умение попросить помощь, если что-то непонятно, что-то не получается.
8. Умение долгое время заниматься одним и тем же заданием.
9. Умение обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями.
10. Умение распределять работу на части.
11. Умение правильно реагировать на замечания.
12. Умение объяснять то, с чем не согласен.
13. Умение считаться с другими (формировать суждение и планировать действия на основе интересов других).
14. Умение гордиться своей работой и не скрывать этого.
15. Умение устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками.
16. Умение взять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства.
17. Умение самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени.
18. Умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.
Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа даст ребенку научные знания. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает у него сознательное отношение к действительности, умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.
Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:
• В любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком.
• Посоветуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.
• Признайтесь ребенку в вашей ошибке, совершенной по отношению к нему.
• Извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты.
• Поставьте себя на место ребенка.
• Всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка.
• Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть.
• Расскажите поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете.
• Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.
Тест для родителей:
На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?
Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе один балл, если нет – 0 баллов.
• Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
• Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а фантазирует.
• Современные школьные программы чересчур сложны.
• Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
• Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
• Наивная непосредственность - это, скорее, достоинство детского возраста, а не недостаток.
• Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
• Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
• У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
• Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
• Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.
• В детстве всем необходимы занятия спортом.
• За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
• Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.
• Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его ограждать от них.
Итоги: 12-15 баллов.
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.
Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.
8-11 баллов.
Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.
Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов.
Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.
Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.
|
|
|