БОУ г. Омска «Открытая ( сменная) общеобразовательная школа №13
Возможности краеведческого компонента в формировании
гражданско-патриотических качеств личности как составляющей духовности.
Загородникова О.М.
учитель истории
Возможности краеведческого компонента в формировании гражданско-патриотических качеств личности как составляющей духовности.
Ни для кого не секрет, что объяснить детям, почему они должны быть патриотами достаточно сложно, особенно в современных условиях. В последнее время не все школьники осознают историю как лично значимую, а это приводит к бездуховности, гражданскому равнодушию молодежи. Особую важность приобретает нравственное воспитание, позволяющее в любых ситуациях вести себя в соответствии с этическими нормами. Одним из путей достижения этой цели можно считать историческое образование в рамках школы, которое ставит перед собой задачу формирования патриотизма, гражданственности(1;180;), а так же ценностно-ориентированной личности, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. На своем опыте я убедилась, что учащимся понять и запомнить историю, связанную с чем-то далеким и незнакомым сложно. Для решения этой проблемы необходимо использовать краеведческий материал. В связи с этим данная работа обладает достаточной актуальностью и выглядит, как попытка обобщить накопленный опыт.
Закономерно, что предметом рассмотрения является преподавание в рамках краеведения, как способа формирования гражданско-патриотических качеств личности, являющихся одной из важнейших составляющих духовности. Для меня это в первую очередь работа в ходе отбора содержания учебного материала, внеклассная историко-краеведческая деятельность учащихся.
При отборе материала всегда четко определяю, что изучение краеведения в рамках основного курса всегда воспринимается как часть. Материал должен быть пригоден для различных форм учебных занятий. (2;28;)Уроки строятся как лекции, семинары, круглые столы, игры, экскурсии. Важным является то, что в изучении соблюдается принцип постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому. При этом постоянно должен расширяться круг источников, приемов, методов изучения. Стараюсь помочь понять, что в центре внимания вполне может оказаться любой человек, главное, чтобы материал был конкретен и способствовал преодолению безликости фактов. Нельзя забывать и о принципе поликультурной толерантности. Сведения из местной истории должны подчеркивать, что мы живем в многонациональной стране, где все люди равны и интересны.
Важным для меня и моих подопечных являются внеклассные занятия, которые ставят ребят как в роль потребителей информации (экскурсии, встречи с земляками), так и активных субъектов учебного процесса (защита рефератов, игры, творческие и научно-исследовательские работы). Особое внимание уделяется пониманию того, что корни человека в истории его семьи. (3;46;)У учащихся складывается представление о себе, как историческом продолжении, частице истории края и страны.(4;61;) Традиционно популярны посещения музеев. Оригинальность здесь в том, что меняется обстановка, люди, материалы. В этом случае надо четко представлять, как экскурсия поможет разобраться в общероссийском историческом процессе, какие есть возможности для патриотического, духовного и эстетического воспитания. В этом году мои девятиклассники успешно приняли участие в X областной детской интеллектуальной игре «Знатоки краеведения» на базе Омского краеведческого музея. Неоценимую роль играют исследования ребят, которые стремятся изучить свои генеалогии, собрать и систематизировать архивы своих семей. Большую работу проделывают учащиеся в рамках НОУ школы, среди которых есть лауреаты и участники городских и областных конкурсов. При этом важность изучения истории края не зависит от возраста авторов и выбранной тематики. Цель здесь всегда одна – патриотическая и духовно-нравственная ориентация в жизненном пространстве.
Таким образом, по средствам преподавания краеведческого компонента мной приобретается возможность управлять в первую очередь процессом воспитания, идущего через осознание необходимости гражданской активности, сопричастности своего поколения к историческим событиям, через формирование нового отношения к себе, как звену в цепи жизни своей страны. Отсюда берут истоки стремления беречь природу и культуру Родины, относиться гуманно друг к другу и принимать всех живущих рядом.
Список литературы
Банных С.Г. Непрерывное образование: гуманизация. Историко-краеведческие чтения. Екатеринбург,1989.
Борисов Н.С. Дранишников В.В. Иванов В.П. Методика историко- краеведческой работы в школе - .Просвещение, 1982.-223с.
Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое образование./ /Преподавание истории в школе,2005.-№2.-с.44-56.
Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории / / Преподавание истории в школе, 1995.-№4.-с.57-69.
|