|
Педагогический проект «Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»
Педагогический проект
«Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу»
Воспитатель Корниецкая Алла Владимировна
Педагогический проект
«Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу»
Целевая группа: - дети старшего дошкольного возраста, родители
Масштаб проекта: - 4 месяца (ноябрь – февраль)
Цель проекта:
Формировать гуманное отношение к природе через ознакомление с художественной литературой.
Задачи проекта:
Расширять и обогащать знания детей о природе через внедрение учебно-дидактического комплекса «Мы-друзья природы»
Способствовать воспитанию у детей гуманного отношения к природе через произведения М.Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина.
Повысить компетентность педагогов и заинтересованность родителей в использовании художественной литературы для воспитания осознанно правильного отношения к природе.
Проект будет реализован в группе старшего дошкольного возраста седьмого года жизни. Реализация проекта предполагает работу в 3 этапа:
1.Подготовительный этап.
2.Основной этап.
3.Заключительный этап.
Оборудование и материалы:
книги В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, М.М.Пришвина; картины и иллюстрации, изображающие животных в природе; наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые», панно; настольно-печатные игры; аудиозаписи; фотоаппарат; магнитофон; мультимедийное оборудование, цикл презентаций о природе, материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с художественной литературой является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников.
К сожалению, педагоги и родители отмечают недостаточный интерес детей к художественной литературе. Недостаточный уровень знаний и представлений о природе у дошкольников не обеспечивает осознанное отношение к ней. Решение этой задачи возможно при реализации проекта «Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу», который посвящен творчеству писателей-натуралистов Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, М.М.Пришвина. Их проза удивительно проста и доступна детям, это тот благодатный материал, который позволит и педагогу и детям, и родителям, проявить себя – показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чувства, побуждает его нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувство красоты. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Мы рассчитываем, что благодаря знакомству с произведениями писателей-натуралистов В.В.Бианки, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о живом мире; обогатится их речь.
Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности их суждений, действий. Большое значение в этом процессе имеет способ преподнесения произведения – чтение и рассказывание воспитателем. Если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой!
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия
|
Сроки
|
Итоговый продукт
|
I этап– подготовительный (ноябрь.)
Задача этапа: системный анализ и оценка ситуации, выработка концептуальной основы проекта.
|
1.1.Подбор произведений В.Бианки, М.Пришвина, Е.Чарушина для прочтения детям.
|
ноябрь
|
Библиотека книг
|
1.2.Подготовка наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для работы над произведениями.
|
ноябрь
|
Дидактический материал
|
1.3.Создать цикл презентаций о природе.
|
ноябрь
|
Медиатека
|
1.4.Приобретение наборов игрушек птиц, животных, насекомых, изготовление панно.
|
ноябрь
|
Оснащение предметно-развивающей среды
|
1.5.Анализ условий реализации проекта. 1.6.Определение диагностики и критериев оценки.
|
ноябрь
|
Мониторинг реализации проекта
|
2 этап – основной (декабрь, январь, февраль).
Задача этапа: реализация учебно-дидактического комплекса «Мы – друзья природы» по произведениям писателей-натуралистов, в тесном взаимодействии педагогов и родителей.
|
2.1.Диагностика
|
|
Протокол обследования
|
2.2.Чтение произведений писателей-натуралистов.
|
|
Библиотека книг
|
2.3.Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям.
|
|
Библиотека книг
|
2.4.Оформление книжного уголка
|
|
Библиотека книг
|
2.5.Экскурсия в библиотеку.
|
|
Фотоматериал
|
2.6.Цикл занятий
|
|
Конспекты занятий
|
2.7.Продуктивная деятельность: аппликация по произведениям, лепка, ручной труд, конструирование из природного и бросового материала.
|
|
Поделки детей
|
2.8.Игровая деятельность: настольно-печатные, дидактические, словесные, творческие игры, драматизация, сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
|
|
Игротека
|
2.9.Музыкальная деятельность
|
|
Фонотека
|
2.10.Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов;
-конкурс рисунков по произведениям;
- оформление альбома «Мы - художники-иллюстраторы»;
-выпуск «Лесной газеты»;
-составление книги «Красная книга Югры»,
-рабочие тетради.
|
.
|
Рисунки
«Лесная газета»
Книга-самоделка «Красная книга Югры»
Иллюстрированный материал
|
3 этап - заключительный (февраль)
Задача этапа: проанализировать и оценить эффективность использования учебно-дидактического комплекса «Мы – друзья природы»
|
3.1. Развлечение, викторина
|
|
Конспект
|
3.2.Анализ результативности.
|
|
Протокол обследования
|
3.3. Обработка и оформление материалов проекта.
|
|
Педагогический проект
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При условии реализации данного проекта рассчитываем получить следующие результаты:
- повысится компетентность педагогов в вопросах формирования гуманного отношения дошкольников к природе через использование произведений художественной литературы писателей-натуралистов;
- на 10% повысится уровень знаний и представлений о природе у дошкольников, что обеспечит осознанное отношение к ней, дети станут более внимательно и бережно относиться к живому миру природы;
-75% родителей проявят заинтересованность к литературным произведениям, повысят свою компетентность и активно примут участие в реализации проекта;
- будут созданы условия, необходимые для ознакомления с творчеством В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, М.М.Пришвина:
- пополним библиотеку произведениями авторов;
- подберем фонотеку, медиатеку;
- создадим уголок развивающих игр по ознакомлению детей с животным миром и природой;
- оформим альбомы детских рисунков по произведениям авторов;
- изготовим "Красную книгу Югры",
- выпустим «Лесную газету» – 4 номера;
- разработаем конспекты занятий и развлечений в рамках проекта.
План работы в образовательном процессе
Мероприятие
|
Цель
|
Период
|
В.В. Бианки
|
Беседа «Знакомство с творчеством В. Бианки»
|
Познакомить детей с биографией В. Бианки.
|
Декабрь
|
Чтение «Синичкин календарь.
|
Продолжать знакомить с произведениями В.Бианки; закреплять знания месяцев и их особенности; воспитывать добрые чувства к животным и птицам, умение видеть красоту родной природы; учить слышать в музыкальном произведении характер времени года.
|
Декабрь
|
Занятие «О тех, кто летает»
|
На примере произведений Бианки расширить представления о птицах. Учить видеть сходство и различие в их внешнем виде и повадках.
|
Декабрь
|
Музыкальная деятельность: разучивание песен, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» и «Звуки леса»
|
Учить узнавать птиц по голосам. Воспитывать добрые чувства к птицам, умение слаженно исполнять музыкальную композицию.
|
Декабрь
|
Прослушивание сказки «Сова»
|
Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык произведений. Показать на примере произведения взаимосвязь в природе.
|
Декабрь
|
Лепка «Птицы»
|
Учить передавать характерные особенности внешнего вида и движений птиц.
|
Декабрь
|
П/и «Перелет птиц»
«Воробушки и кот»
«Перелет птиц»
«Совушка»
|
Способствовать реализации потребности в двигательной активности
|
Декабрь
|
Экскурсия в библиотеку. Развлечение «11 февраля - день рождения В. Бианки»
|
Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах. Уточнять представления о библиотеке. Дать представление о создателях книг – писателе и художнике-иллюстраторе. Формировать бережное отношение к книге.
|
Февраль
|
Чтение «Лесные домишки»
|
Дать научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения.
|
Декабрь
|
Конструирование из природного и бросового материала по произведению В.Бианки «Лесные домишки»
|
Учить работать с природным и бросовым материалом. Развивать воображение, фантазию, навыки работы с различными материалами. Заинтересовать детей возможностью экспериментировать с материалом.
|
Декабрь
|
Чтение
«Купание медвежат»
|
Учить понимать идею произведения, выделять средства художественной выразительности. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.
|
Декабрь
|
Аппликация по произведению В.Бианки «Купание медвежат»
|
Учить передавать образ животного. Закреплять навыки пользования кистью, клеем. Воспитывать аккуратность.
|
Декабрь
|
Просмотр мультфильма по произведению В.Бианки «Музыкант»
|
Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать любознательность.
|
Декабрь
|
Е.И.Чарушин
|
Познавательная беседа «Евгений Иванович Чарушин» Просмотр авторских презентаций «Биография Е.И.Чарушина» «Путешествие по произведениям Е.И.Чарушина».
|
Познакомить детей с краткой биографией жизни Е.И.Чарушина, знакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора Е.И.Чарушина.
|
Январь
|
Слушание записи русской народной сказки «Теремок».
Игра-драматизация «Теремок»
|
Развивать у детей интерес к прослушиванию сказки; развивать речевое внимание; учить соотносить услышанное с необходимой иллюстрацией. Обращать внимание на изменяющуюся интонацию голоса читающего сказку; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев произведения.
|
Январь
|
Чтение произведений Е.И.Чарушина о животных: «Томка».
«Как Томка научился плавать» «Томка испугался»
«Томкины сны».
«Как Томка показался не глупым».
|
Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности.
|
Январь
|
Лепка «Томка».
|
Учить детей передавать характерные особенности животного в лепке.
|
Январь
|
Знакомство с книгой «Ребятам о зверятах»
|
Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать научно – достоверные знания о жизни животных в природе.
|
Январь
|
Создание коллективного группового альбома совместно с родителями «Ребятам о зверятах».
|
Нарисовать совместно с ребёнком свою иллюстрацию по произведению Е.И.Чарушина.
|
Январь
|
Вечер загадок «Угадай, кто это?».
|
Развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.
|
Январь
|
Посещение выставки книг в детской библиотеке
«Творчество Е.И.Чарушина».
|
Сформировать интерес к книгам, иллюстрациям, творчеству Е.И.Чарушина.
|
Январь
|
Викторина «Ребятам о зверятах».
|
Закрепить знания детей о творчестве Е.И.Чарушина, его произведений; развивать память, творческую деятельность.
|
Январь
|
М.М. Пришвин
|
Вводное занятие «Знакомство с писателем М.М.Пришвиным, чтение рассказа «Этажи леса».
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям М.Пришвина.
|
Знакомство детей с писателем природоведом.
Развивать интерес к книгам о животном мире.
|
Февраль
|
Ручной труд. Коллективная работа, панно «Этажи леса» (природный и бросовый материал)
|
Побудить детей к созданию коллективного панно по произведению М.М.Пришвина « Этажи леса», закрепить умение сотрудничать со сверстниками.
|
Февраль
|
Чтение рассказа М.М.Пришвина «Лоси».
|
Учить детей с уважением относиться к животным, ведь они тоже, как и люди, заботятся о своих детенышах.
|
Февраль
|
Знакомство с рассказами М.Пришвина «Лисичкин хлеб», «Землеройка», «Журка», «Еж»
Придумывание различных вариантов продолжения рассказов.
|
Познакомить детей с творчеством М.Пришвина на примере рассказов «Лисичкин хлеб», «Землеройка», убедить их в том, что человек должен быть добрым хозяином природы.
Развивать творческую активность, коммуникационные навыки работы в мини-группах.
|
Февраль
|
Аппликация по произведению М. Пришвина «Еж»
|
Закреплять умение передавать образ животного, совершенствовать навыки пользования кистью, клеем. Воспитывать аккуратность.
|
Февраль
|
Итоговое занятие по творчеству писателя М.М.Пришвина.
|
Закрепить знания детей о творчестве М.М.Пришвина, продолжать воспитывать у них доброе отношение к природе.
|
Февраль
|
План работы с родителями
Мероприятие
|
Цель
|
Период
|
Анкетирование родителей
|
-анализ и оценка ситуации
|
ноябрь, февраль
|
Акция «Подари книгу в группу» (произведения о природе)
|
-пополнение библиотеки группы необходимыми произведениями
|
ноябрь
|
«Круглый стол» с участием родителей
|
-определение задачи проекта
|
декабрь
|
Размещение статей, консультации, презентации, рекомендации по теме проекта на сайте ДОУ
|
- информационное и публикационное обеспечение проекта
|
декабрь
январь
февраль
|
Конкурс рисунков по произведениям
|
- взаимодействие и сотворчество родителей с детьми
|
декабрь
январь
февраль
|
Оформление альбома «Мы - художники- иллюстраторы»
|
- взаимодействие и сотворчество родителей с детьми
|
февраль
|
Выпуск «Лесной газеты»
|
- введение новой формы взаимодействия педагогов и родителей
|
декабрь
|
Составление «Красной книги Югры»
|
- пробудить интерес к природе родного края
|
январь
|
Конкурс «Птичья столовая»
|
- изготовление и установка кормушек на участке, для прикорма птиц зимой
|
декабрь
|
Диагностика уровня развития представлений о гуманном отношении детей седьмого года жизни к природе, через ознакомление с произведениями писателей - натуралистов
Цели: Выявить уровень сформированности представлений детей о гуманном отношении к природе
Задание 1.
Проблемные ситуации:
1.Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет гнездо птицы? Чтобы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?
2.Мальчик Саша принёс в садик красивую бабочку и хвастается своей «добычей» перед ребятами. Как вы думаете можно ли ловить насекомых и почему? Что бы вы сказали Саше?
3.Дети принесли домой маленького ежика, которого нашли в лесу и решили оставить его жить дома, но мама не разрешила. Как вы думаете почему?
Протокол обследования гуманного отношения к природе детей 6-7 лет.
№ п/п
|
Фамилия, имя ребёнка
|
Какие произведения о природе ты знаешь
|
Назови писателей, которые пишут о природе, животных
|
Решение проблемных ситуаций
|
Количество баллов
|
Уровень
|
№ 1
|
№ 2
|
№ 3
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень (от 10 до 15 баллов) ребёнок самостоятельно называет произведения о природе, фамилии писателей-натуралистов, анализирует проблемную ситуацию и находит правильное решение, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям.
Средний уровень (от5 до 9 баллов) ребёнок с помощью педагога называет произведения о природе, затрудняется назвать произведения о животных, фамилии писателей, которые пишут о природе, анализирует проблемную ситуацию и находит правильное решение. К живому он относит преимущественно животных.
Низкий уровень (ниже 5 баллов) ребёнок молчит, помощь педагога не принимает. Живыми считает неживые объекты, не относит к живому растения, имеет недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям.
|
|
|