Главная страница

«В деревенской избе, в светлой горенке»


Скачать 49.9 Kb.
Название «В деревенской избе, в светлой горенке»
Дата 08.03.2016
Размер 49.9 Kb.
Тип Конспект

Конспект открытого занятия в старшей группе

детей с ОНР для воспитателей по теме

«В деревенской избе, в светлой горенке».

Составила и провела воспитатель логопедической группы Афонина Л.В.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей интерес к русскому быту,

фольклору, обычаям, традициям.

Воспитывать бережное отношение ко всему русскому,

/вещам, традициям, быту, культуре народа/.

Воспитывать патриотов своей родины.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ: ухват, чугунок, рушник, самовар, полати.

обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками: " Изба елова - сердце

здорово",

" Возле леса жить - голодному не быть" и т. д.

Предварительная работа: знакомство детей с предметами быта, разучивание пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, посещение музея школы № 1714.

Групповое оформление в виде деревенской избы.

Дети под музыку входят в зал хороводным шагом змейкой.

Дети одеты в русские костюмы.

Ход работы.

ВОС. «сегодня мы с вами воспользуемся машиной времени и заглянем в прошлое, чтобы узнать, как жили люди в старину».

Хозяйка / одета в русский костюм/." Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаю вас всех к себе в гости, в дом.

  • Но прежде чем в дом войти, отгадайте загадки.

  • "Наряжен наряд из старебят, все связаны, стоят” / плетень/.

  • "Стоит бычище - поклеваны бочища./изба/

воспитатель обращает внимание на избу. - Что всегда народ помещал на верху крыши? / КОНЬКА/.

-Почему его устанавливали на крыше?/ конь в хозяйстве был первым помощником: пахал землю, возил сено, лошадь была и как средство передвижения из села в село и в город/. Защищать своё отечество мужчины уходили со своим конём. Бывали случаи, что конь выносил своего хозяина с поля битвы, если он был ранен/.

  • А где строили в старину дома? / невысоких берегах рек, озер, чтобы дома не затапливало весной в половодье, в реках и озёрах ловили рыбу/.

  • Около чего строили дома/ избы?/ около леса, откуда брали бревна для строительства изб/.

-Какие деревья брали для строительства?/ ели, сосны/.

  • Как говорил народ про избу, построенную из ели?

" Изба елова - сердце здорово"

  • Почему ещё избы строили около леса? / в лесу люди находили для себя еду/ грибы, ягоды, дикий мёд, охотились на зверей и птицу /

  • Вспомните поговорку о лесе. / Возле леса жить - голодному не быть”./

  • X. Все загадки отгадали, вспомнили пословицы и поговорки, а сейчас я вас

приглашаю в горницу.

-дети заходят в горницу: Горница у нас большая, да красивая такая Вот в углу сундук стоит, много он добра хранит

Есть и рушники и ложки, расписная шаль висит.

Дети рассаживаются на лавки, скамейки/ рассматривают предметы быта/.

/ печь/.

-Как ещё говорили про печь? / она и поилица, и кормилица, тело согривательница, наша барыня - сударыня, толста и бела, щей да каши наварила, пирогов нам напекла, /. Дети рассказывают стихи о печке.

-В. Загадывает загадки:" Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает"/ ухват/,

  • Для чего был нужен ухват? ответы детей.

  • В. Обращает внимание детей на лавки. - Какие они были в старину? /широкие, длинные - во время обеда на них сидели, а ночью спали/.

  • загадка про сундук. - Для чего нужен был сундук? / ответы детей/.

-воспитатель открывает сундук и вместе с детьми рассматривает вещи, картуз, сарафан, головные уборы, платки и т. д./

Загадка: "На стене висит, болтается, за него всяк хватается" /полотенце/.

Дети рассматривают полотенце/ рушник/ - вместе с детьми выясняют, почему он так называется.

Рассматривают узоры на рушниках. Выясняют, почему вышивали больше и чаще всего петуха.

-Воспитатель рассказывает о гостеприимстве народа - вспоминают пословицы и поговорки - "Красному гостю - красное место", " Гостю щей не жалей

погуще налей" и. т. д." Все, что в печи на стол мечи".

Загадка: " В воде родится, а воды боится" - /соль/.

  • Вспомните, в старину еду заранее солили или нет?

ответы детей / соль берегли, ставили на стол и каждый солили или себе сам по вкусу. Нежеланному гостю соль не предлагали/.

Дети рассказывают и показывают, как сидели в старину за столом во время еды. Какая была посуда. Игра" Что лишнее", " Что за чем".

-Вспомните, как ещё использовали деревянную ложку? / как музыкальный инструмент/.

  • Как называли людей, которые играли на ложках? /ложкари/.

Дети исполняют русскую народную песню " Ах вы сени моя сени".

  • Что подавали на стол? Что ели?/ кашу, щи/.

  • Кашу ели каждый день или иногда? / ели каждый день/

  • Каша - мать наша - говорили тогда.

  • Что варили на первое? / щи, уху/

  • Ставится поднос с овощами / капуста, морковь, лук, репка, картошка/. Дети рассматривают и перечисляют, какие овощи клали в щи/.-

  • А что из овощей здесь лишнее? / картошка/

  • Почему не клали картошку? / Картошку тогда не клали, вместо нее в еду потребляли репу/

  • Как заготавливали на зиму овощи?/ Огурцы солили, капусту квасили в бочку-/.

  • Что раньше пили? /Сбитень - напиток из меда и пахучих травок; травяные чаи; березовые и кленовые соки, квас из ржаных сухариков/

  • Ни один пир не обходился без пирогов.

  • От какого слога произошло слово "пирог" / пир - пирог/

  • С какой начинкой пакли пироги? / мясная, рыбная, творожная, овощная, ягодная, грибная, гороховая, с яйцами/.

Ребенок загадывает загадку про самовар:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок, шипит и кипит,

Всем пить чай велит / самовар/

  • Все самовары были одинаковой формы?

Нет, они были разной формы: круглые, как бочонки, пузатые как кадушки, продолговатые, как большие редьки/.

  • Мы с вами сегодня тоже будем пить чай из самовара с пирогами.

" Делу время, а потехе час".

Дети исполняют нестареющую кадриль.

  • Закончилось наше путешествие в старину и машина времени перенесла нас в наши дни.