|
«В деревенской избе, в светлой горенке»
Конспект открытого занятия в старшей группе
детей с ОНР для воспитателей по теме
«В деревенской избе, в светлой горенке».
Составила и провела воспитатель логопедической группы Афонина Л.В.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей интерес к русскому быту,
фольклору, обычаям, традициям.
Воспитывать бережное отношение ко всему русскому,
/вещам, традициям, быту, культуре народа/.
Воспитывать патриотов своей родины.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ: ухват, чугунок, рушник, самовар, полати.
обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками: " Изба елова - сердце
здорово",
" Возле леса жить - голодному не быть" и т. д.
Предварительная работа: знакомство детей с предметами быта, разучивание пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, посещение музея школы № 1714.
Групповое оформление в виде деревенской избы.
Дети под музыку входят в зал хороводным шагом змейкой.
Дети одеты в русские костюмы.
Ход работы.
ВОС. «сегодня мы с вами воспользуемся машиной времени и заглянем в прошлое, чтобы узнать, как жили люди в старину».
Хозяйка / одета в русский костюм/." Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаю вас всех к себе в гости, в дом.
Но прежде чем в дом войти, отгадайте загадки.
"Наряжен наряд из старебят, все связаны, стоят” / плетень/.
"Стоит бычище - поклеваны бочища./изба/
воспитатель обращает внимание на избу. - Что всегда народ помещал на верху крыши? / КОНЬКА/.
-Почему его устанавливали на крыше?/ конь в хозяйстве был первым помощником: пахал землю, возил сено, лошадь была и как средство передвижения из села в село и в город/. Защищать своё отечество мужчины уходили со своим конём. Бывали случаи, что конь выносил своего хозяина с поля битвы, если он был ранен/.
А где строили в старину дома? / невысоких берегах рек, озер, чтобы дома не затапливало весной в половодье, в реках и озёрах ловили рыбу/.
Около чего строили дома/ избы?/ около леса, откуда брали бревна для строительства изб/.
-Какие деревья брали для строительства?/ ели, сосны/.
Как говорил народ про избу, построенную из ели?
" Изба елова - сердце здорово"
Почему ещё избы строили около леса? / в лесу люди находили для себя еду/ грибы, ягоды, дикий мёд, охотились на зверей и птицу /
Вспомните поговорку о лесе. / Возле леса жить - голодному не быть”./
-
X. Все загадки отгадали, вспомнили пословицы и поговорки, а сейчас я вас
приглашаю в горницу.
-дети заходят в горницу: Горница у нас большая, да красивая такая Вот в углу сундук стоит, много он добра хранит
Есть и рушники и ложки, расписная шаль висит.
Дети рассаживаются на лавки, скамейки/ рассматривают предметы быта/.
/ печь/.
-Как ещё говорили про печь? / она и поилица, и кормилица, тело согривательница, наша барыня - сударыня, толста и бела, щей да каши наварила, пирогов нам напекла, /. Дети рассказывают стихи о печке.
-В. Загадывает загадки:" Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает"/ ухват/,
Для чего был нужен ухват? ответы детей.
-
В. Обращает внимание детей на лавки. - Какие они были в старину? /широкие, длинные - во время обеда на них сидели, а ночью спали/.
загадка про сундук. - Для чего нужен был сундук? / ответы детей/.
-воспитатель открывает сундук и вместе с детьми рассматривает вещи, картуз, сарафан, головные уборы, платки и т. д./
Загадка: "На стене висит, болтается, за него всяк хватается" /полотенце/.
Дети рассматривают полотенце/ рушник/ - вместе с детьми выясняют, почему он так называется.
Рассматривают узоры на рушниках. Выясняют, почему вышивали больше и чаще всего петуха.
-Воспитатель рассказывает о гостеприимстве народа - вспоминают пословицы и поговорки - "Красному гостю - красное место", " Гостю щей не жалей
погуще налей" и. т. д." Все, что в печи на стол мечи".
Загадка: " В воде родится, а воды боится" - /соль/.
Вспомните, в старину еду заранее солили или нет?
ответы детей / соль берегли, ставили на стол и каждый солили или себе сам по вкусу. Нежеланному гостю соль не предлагали/.
Дети рассказывают и показывают, как сидели в старину за столом во время еды. Какая была посуда. Игра" Что лишнее", " Что за чем".
-Вспомните, как ещё использовали деревянную ложку? / как музыкальный инструмент/.
Как называли людей, которые играли на ложках? /ложкари/.
Дети исполняют русскую народную песню " Ах вы сени моя сени".
Что подавали на стол? Что ели?/ кашу, щи/.
Кашу ели каждый день или иногда? / ели каждый день/
Каша - мать наша - говорили тогда.
Что варили на первое? / щи, уху/
Ставится поднос с овощами / капуста, морковь, лук, репка, картошка/. Дети рассматривают и перечисляют, какие овощи клали в щи/.-
А что из овощей здесь лишнее? / картошка/
Почему не клали картошку? / Картошку тогда не клали, вместо нее в еду потребляли репу/
Как заготавливали на зиму овощи?/ Огурцы солили, капусту квасили в бочку-/.
-
Что раньше пили? /Сбитень - напиток из меда и пахучих травок; травяные чаи; березовые и кленовые соки, квас из ржаных сухариков/
Ни один пир не обходился без пирогов.
От какого слога произошло слово "пирог" / пир - пирог/
С какой начинкой пакли пироги? / мясная, рыбная, творожная, овощная, ягодная, грибная, гороховая, с яйцами/.
Ребенок загадывает загадку про самовар:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок, шипит и кипит,
Всем пить чай велит / самовар/
Все самовары были одинаковой формы?
Нет, они были разной формы: круглые, как бочонки, пузатые как кадушки, продолговатые, как большие редьки/.
Мы с вами сегодня тоже будем пить чай из самовара с пирогами.
" Делу время, а потехе час".
Дети исполняют нестареющую кадриль.
Закончилось наше путешествие в старину и машина времени перенесла нас в наши дни.
|
|
|