|
Решение проблемы социальной адаптации ребенка с овз в условиях коррекционной школы
«Из школы дети уходят в жизнь»
Л.Н. Толстой
Решение проблемы социальной адаптации ребенка с ОВЗ
в условиях коррекционной школы
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения, воспитания и максимально возможной социализации детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития.
Социализация -развитие и самоизменение человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Процесс социализации заключается в том, чтобы воспитанники успешно овладели ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), могли бы участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), создали прочную семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация),усвоение норм и культурных ценностей общества, развитие коммуникативной культуры.
Образовательное учреждение VIII вида обязано дать детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития такое обучение и воспитание, которое обеспечит доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество.
Образовательная программа школы VIII вида предусматривает:
социальную адаптацию детей с разной степенью нарушений развития;
доступное образование и воспитание;
коррекцию и компенсацию нарушений развития;
доступную трудовую подготовку;
общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями.
При формировании образовательного пространства учреждений VIII вида, главным является забота о жизненной перспективе выпускника.
В основе личного и социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, состоятельность в быту и насыщенность интересов в свободное время.
Соответственно выделяются три направления социальной адаптации: труд, быт, досуг, которые и определяют содержание Образовательной программы школы.
Путь усвоения и принятия способов поведения, правил, норм, целей и ценностей, принятых в обществе лежит через социальное развитие.
Социальное развитие взаимосвязано с умственным развитием и нравственным воспитанием. Социальное развитие предполагает, что с возрастом увеличивается жизненный опыт, увеличивается объем знаний об окружающем предметном мире социума (живом и неживом), в котором живет ребенок, увеличивается объем и усложняются умения действовать и взаимодействовать с предметами окружающего социума, формируются навыки социального поведения в жизненных различных ситуациях.
Обеспечение освоения детьми опыта взаимодействия людей и социального поведения, происходит в процессе усвоения основных знаний всех предметов учебного плана, а также во внеурочное время. И потому важно учить самих детей осознавать, что можно и нужно находить помощь при решении многих житейских вопросов в компетентных социальных органах власти и общественных организаций. Не стыдно не знать чего-либо, а стыдно не попросить объяснить. Иными словами учить обращаться за помощью.
Приоритетное значение имеет особый урок в учебном плане школы VIII вида - социально-бытовая ориентировка (далее – СБО) .
Социально-бытовая ориентировка - это урок, суть которого определяется самим названием:
- социальная – общественная, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе, с особенностями традиций, обычаев определенной социальной группы;
- бытовая – повседневная, связанная с общим укладом жизни в семье, в доме, с особенностями домашнего труда.
- ориентировка – умение разобраться в окружающей обстановке, в каких-либо вопросах, связанных с жизнью в определенном социуме;
Уроки СБО имеют ярко выраженную коррекционную направленность. СБО – организованное социальное общение. Уроки СБО по учебному плану начинаются с 5 класса, то есть с 11 -12 лет. Назначение урока – сделать процесс социальной адаптации осознанным для ребенка, систематизировать и обобщить социальные и бытовые знания и умения.
Программа по СБО включает в себя: теоретические сведения, которые необходимы для формирования представления об окружающем мире, практические действия – умения действовать и взаимодействовать с предметным окружающим миром, социальное воспитание - формирование нормативного социального поведения, воспитание нравственного отношения ко всему, с чем ребенок встречается или встретиться в социуме.
Обучение детей скорее напоминает тренинг, отработку небольших доз знаний, умений, навыков до автоматизма. Именно такая работа дает лучшие результаты в их обучении и развитии. Нормативное, социально приемлемое, адекватное поведение, приобретенное в школе, может сохраняться и вне школы.
Даже при небольшом объеме информации учитель должен обязательно уточнять понимание детьми значения каждого слова и термина. Часто при видимом речевом благополучии эти учащиеся неточно или ошибочно воспринимают смысл употребляемых слов и выражений.
Социальное воспитание формирует умение дать оценку собственного поведения через учет оценки окружающих людей. Это позволяет сформировать адекватные формы общения. Общение – важнейший фактор социального развития и воспитания. В условиях совместного пребывания со сверстниками учащиеся легче овладевают навыками общения с детьми и взрослыми, скорее адаптируются и более комфортно чувствуют себя в образовательной среде.
По подражанию осваивая нормы общения со взрослыми и сверстниками, дети с умеренной умственной отсталостью становятся управляемыми и организованными, знают к кому обратиться с вопросом в случае затруднения или за помощью. Научившись читать, они пользуются расписанием и дневником. В практическом общении они быстрее осваивают операцию сравнения своего поведения с поведением других и могут дать элементарную оценку своего и чужого поведения. У них появляется желание быть как все и формируется желание учиться, формируются познавательные интересы. Они как все дежурят по классу и в столовой, работают в учебных мастерских и на выполнении других трудовых заданий (с учетом доступности для них).
В школе организовано ученическое соуправление «Совет друзей», деятельность которого позволяет учащимся формировать сознательное и ответственное отношение к своим правам и обязанностям..развивает в подростке чувство сопричастности жизни в обществе, формировать модели взрослого поведения, ориентированного на общественную и личную пользу.
Среди учащихся сформирован актив, члены которого являются активными участниками всех школьных акций.
Расширение контактов с внешней социальной средой, приводит к тому, что все более сильное влияние на детей (кроме родителей) оказывают другие взрослые люди, особенно учителя. От них зависит насколько будет свободен и самостоятелен ребенок в выборе того или иного поступка, линии поведения.
Сотрудничество школы с краевой общественной организацией социокультурного развития детей и молодежи «Грани таланта» по программе «Мой край казачий, край кубанский» позволило учащимся 5-9 классов получить опыт общения с другими людьми, развить свои коммуникативные навыки. Учащиеся принимали участие в конкурсе рисунков, подготовили и выступили с концертной программой на заключительном гала-концерте.
Партнерство с городским краеведческим музеем позволяет учащимся развивать эмоциональные проявления. Ученики не только посещали музей ( 3кл, 4кл, 5 кл, 8 кл) с целью познакомиться с выставочными экспозициями, но и принимали участие в мастер- классе по изготовлению народной игрушки, письма солдату.
Школа активно сотрудничает с городским Советом ветеранов, городской детской библиотекой им. С.Дангулова, городским ансамблем «Русская песня», физкультурно-спортивным клубом «Пульс», учащиеся посещают театр, массовые городские мероприятия.
Посещение предприятий и учреждений, расположенных на территории социума, практические действия по уходу за помещением, животными, растениями, выполнение массы других повседневных обязанностей (сами убирают в классе, накрывают столы для еды, убирают их) – формируют основные жизненно важные навыки. Если усилия и результаты труда признаются и одобряются взрослыми, то у детей возникает ощущение собственной значимости.
С этой целью в школе проводятся выставки детского творчества, конкурсы художественной самодеятельности, спортивные состязания.
Ученики нашей школы являются участниками зональных этапов краевых соревнований, смотров, выставок.
Большую часть времени учащиеся проводят в школе, главным образом там и возникают группы сверстников, формируются правила их поведения. В школе происходит физическое, умственное, социальное, нравственное и эмоциональное развитие подростков.
В школе организованы объединения внеурочной занятости по спортивно-оздоровительному ( настольный теннис, волейбол, ОФП), художественно-эстетическому (вокально-хоровая студия), декоративно-прикладному (бисероплетение, вышивка лентами, столярное дело, декорирование) направлениям. Посещают кружки учащиеся 3-9 классов. Ученики 2 класса с января посещают кружок «Конструирование и моделирование на бумаге» в ДДЮТ.
В целях организации досуга детей в школе организуются встречи с интересными людьми, посещение библиотеки, выставки картин в доме-музее им. С.Дангулова, экскурсии, посещение храма, музея и пр.
В зависимости от состояния здоровья и индивидуальных особенностей психофизического развития выпускники имеют следующие возможности:
- продолжить после 9 класса обучение в профессиональном училище, которое имеет специальные группы для умственно отсталых подростков;
- трудоустроиться на общих основаниях;
- трудоустроиться на специальные рабочие места для инвалидов (в том числе в учреждениях социальной защиты);
- выполнять надомный или домашний труд.
Одной из главных задач школы VIII вида является подготовка воспитанников к трудовой занятости, в доступной для них сфере деятельности. Трудовая подготовка включает в себя:
выработку определенных трудовых навыков,
способность к длительным трудовым усилиям,
формирование отношения к труду как нравственной норме и источнику средств существования,
воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости,
умение соотносить свои желания и собственные возможности,
умение действовать по инструкции,
умение соотносить результаты труда с требуемым стандартом,
обучение культуре труда и служебных отношений.
Трудовое обучение подразделяется:
В школе осуществляется допрофессиональное обучение различным видам труда (столярное дело, швейное дело, обслуживающий труд, ремесла.
Трудовая практика проводится по окончанию учебного года (7 – 9 классы) на базе школьных трудовых мастерских, летнего трудового лагеря, центре подростковой занятости. Задача трудовой практики - отработка длительности трудовых усилий в соответствии с допустимыми возрастными нормами (в часах) по трудовому законодательству. Вид трудовой занятости может совпадать с видом трудового обучения, но может носить и иной характер.
В возрасте 14-15 лет (выпускники девятого класса) впервые начинает осознаваться вопрос профессионального самоопределения. Основной вопрос: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Подростки в этом возрасте нуждаются в психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке, раскрытии перспективы дальнейшего личностного развития, помощь в определении своих жизненных планов.
Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжёлые неквалифицированные виды труда, незначительная доля выпускников поступают в специальные учебные учреждения, и ещё меньшая часть получает образование и в дальнейшем успешно его применяет. Однако, тем не менее и те и другие испытывают затруднение в последующем трудоустройстве.
Такое затруднение обуславливается несколькими факторами:
Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда.
Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищённости в условиях современной экономики и политике.
Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей..
Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей.
Отсутствие необходимой поддержки со стороны семьи.
Профессиональное самоопределение умственно отсталых старшеклассников затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.
Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению учащихся ведется совместно с психологом школы.
Основными формами работы социального педагога по профессиональному самоопределению учащихся являются:
· Информационные консультации об экономической ситуации города, страны, о рынке труда, о мире профессий и их востребованности, о правилах приема в учебные заведения и т.д.
· Индивидуальное и групповое профессиональное консультирование учащихся и их родителей.
· Экскурсии на предприятия и в образовательные учреждения.
· Классные часы на следующие темы:
- «Профессия и современность»;
- «Трудом велик и славен человек»;
- «Дороги, которые мы выбираем» и т.д.
- «Кем быть?», «Профессии мамы, папы…»;
· Профориентационное консультирование, диагностирование учащихся 7-9 классов.
· Профориентационные игры.
- Профинформирование.
Профориентационная работа в школе организована по трем направлениям, оказывающие эффективное влияние на становление личности умственно отсталого ребёнка:
- Профориентационная работа с самим ребёнком;
- Профориентационная работа с семьёй;
- Организация взаимодействия внешних структур и школы в процессе трудовой интеграции ребёнка в общество.
Трудовая социализация личности воспитанников включает в себя экскурсии на предприятия («Хлебокомбинат», «ЗИМ», «БТРЗ» 8-9 кл), в профессиональное училище инвалидов № 1, работу кружков трудового профиля, уроки профессионально-трудового обучения, посещение профориентационного центра занятости населения г. Армавира, беседы по профориентации «Профессии, востребованные на рынке труда города и края», «Городу нужны рабочие руки»,тестирование «Дифференцированно-диагностический опросник», трудоустройство учащихся на летний период времени.
Выпускники испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни:
-отсутствие профессионального учреждения по месту проживания (ПУ города Армавира не имеют лицензии для обучения выпускников коррекционных школ, обучение в профессионально-трудовом училище ведется по ходатайству администрации школы, заверенное департаментом образования);
-малообеспеченность и социальное неблагополучие семей не позволяют обучать детей на платных курсах;
-возраст выпускников (14-15 лет) не позволяет им продолжить обучение в ЦЗН по выбираемым профессиям (обучение с 18 лет); встать на учет по безработице ( с 16 лет);
-на рынке труда востребованы квалифицированные специалисты.
Мониторинг социальной адаптации и интеграции выпускников ГБС(К)ОУ школы № 22 VIIIвида г. Армавира
|
Получают профессиональное образование в учреждениях:
НПО СПО ВПО
|
Трудоустроены
(численность выпускников)
|
Нигде не учатся и не трудоустроены
(численность выпускников)
|
Состоят на учете в наркологическом диспансере
(численность выпускников)
|
Совершили правонарушения
(численность выпускников)
|
Нет никакой информации по выпускникам
(численность выпускников
|
Всего выпускников
2011 году
|
2008
2009
|
9
|
4
|
8
|
нет
|
нет
|
-
|
21чел
|
2009-2010
|
7
|
2
|
8
|
нет
|
нет
|
-
|
17чел
|
2010
2011
|
4
|
2
|
7
|
нет
|
нет
|
-
|
13 чел
|
20112012
|
4
|
10
|
5
|
нет
|
нет
|
-
|
19 чел
|
20122013
|
9
|
1
|
2
|
нет
|
нет
|
-
|
11 чел
|
Актуальность обращения к вопросам социальной адаптации выпускников школ VIII вида обусловлена тем, что первичный дефект развития – умственная отсталость, а также низкая степень критичности, несамостоятельность, высокая степень внушаемости и зависимости от окружающих очень часто приводят их к социальному неблагополучию.
|
|
|