|
Социально-психологический тренинг «я и мое место в мире»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
«Я И МОЕ МЕСТО В МИРЕ»
В работе психологической службы с социально-депривированными подростками все чаще используется такая форма групповой работы, как социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг — это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении. Социально-психологические тренинги могут посвящаться самым разным темам и при этом всегда включают в себя вопросы межличностного взаимодействия.
Подростковый возраст — наиболее драматичный и динамичный период становления личности. Общение является ведущей деятельностью этого возрастного периода. В то же время, навыки конструктивного общения развиты у социально-депривированнных подростков недостаточно, что связано, в первую очередь, с малым социальным опытом. В этот возрастной период происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую форму, изменяются интересы, привязанности, тематика проблемных ситуаций, значимость различных сфер жизни (выбора профессии и профессионального пути, религиозных и моральных убеждений, политических взглядов, межличностного общения, семейных ролей), способы преодоления трудностей. В конечном итоге подростковый возраст сводится к проблемам отношения со временем. Он необходим для нормального взросления и проявляются, в таких конфликтах, как диффузия времени и застой в работе. Феноменология кризиса такова: подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне, в настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения.
Таким образом, подростковый возраст является сензитивным для развития навыков конструктивного общения, формирования моделей и способов построения жизненной перспективы, осознания себя как мужчины/женщины и принятия соответствующей своему полу роли.
Развитие и формирование таких способностей личности наиболее удобно и эффективно осуществлять в виде тренинговых занятий. Программа социально-психологического тренинга направлена на решение этих задач.
Цель данной программы социально-психологического тренинга - повышение социально-психологической адаптированности подростков.
Тренинг направлен на решение следующих задач:
активизировать механизмы самопознания и самовыражения;
сформировать представления подростков о значимости, ценности себя и других людей;
развить коммуникативные умения и навыки;
развить навык осознания и выражения своих чувств;
развить навык понимания и принятия чувств окружающих людей, в том числе сверстников противоположного пола;
способствовать развитию представлений подростков о своей полоролевой принадлежности;
-
расширить представления о полоролевых взаимоотношениях;
развить навык полоролевого поведения;
развить навык управления своим поведением;
ознакомить подростков с понятиями и особенностями целеполагания, формирования перспективы, а также факторами, влияющими на формирование позитивной жизненной перспективы и целеполагания;
установить соответствие между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье;
развить мотивацию к достижению позитивных жизненных целей;
обучить способам конструктивного планирования своего будущего;
преодолеть страх перед любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу «не очень-то хотелось»;
-
перенести положительный опыт из группы в реальную жизнь;
развить навыки рефлексии.
Данная программа рассчитана на подростков 13-16 лет и состоит из цикла занятий, общее количество, которых составляет 38, продолжительность каждого занятия - два академических часа, частота проведения – два раза в неделю. Занятия проводятся в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений. Для реализации программы комплектуется группа из 8-12 человек, группа должна быть закрытой. Перед формированием групп с участниками проводится общая беседа и индивидуальные собеседования о целях и задачах проводимого тренинга.
Методы, используемые на занятиях: свободные дискуссии, релаксации, ролевые игры; метод направленного воображения, а также используются приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов, адекватный выбор стратегии поведения в зависимости от ситуации.
Социально-психологический тренинг «Я в мире людей» основывается на следующих программах: «Думая о будущем» С.В. Кривцовой, «Тренинг управления жизнью для подростков» В.Р. Шмидта, «Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков» Г.И. Макартычевой, «Тренинг развития мотивов межличностных отношений» Т.В. Резниковой, тренинг «Мужчина и женщина» Р.М. Мухаметовой.
В данной программе предусмотрено 2 раздела и шесть блоков:
Блок – «Познание себя и своих возможностей».
Цель: развитие представлений подростков о значимости, ценности себя и других людей.
Раздел I. «Инь-янь».
Цель: повышение уровня осознания подростками себя как мужчины/женщины и принятия соответствующей своему полу роли.
Блок – «Я – Мужчина. Я - Женщина».
Цель: развитие представлений подростков о своей полоролевой принадлежности.
В этом блоке предусмотрено разделение группы по половому признаку. Занятия проводятся в один день, но раздельно с юношами и девушками.
Блок – «Как понять их?».
Цель: расширение представлений подростков о полоролевых взаимоотношениях.
Раздел II. «Мой жизненный путь».
Цель: формирование позитивной жизненной перспективы и целеполагания, способностей к саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
Блок – «Думая о будущем».
Цель: актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.
Блок – «Линия времени».
Цель: развитие рефлексии собственной жизни, создание условий для развития временной перспективы, способности к целеполаганию.
Блок – «Построение позитивной жизненной перспективы».
Цель: актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей, развитие навыков свободного выбора.
Первое и последнее занятия не входят ни в один блок. Первое занятие направлено на первоначальное сплочение группы, принятия правил совместной работы, а последнее – на подведение итогов, вербализацию подростками своих достижений, полученных в ходе проведения социально-психологического тренинга.
Программа социально-психологического тренинга опирается на следующие принципы:
взаимодоверия и открытости;
общение по принципу «здесь» и «сейчас»;
персонификация высказываний;
недопустимость непосредственных оценок;
уважение к личности говорящего;
активность и искренность;
принятие себя, своих ценностей и потребностей как сейчас, так и в будущем, а также потребностей и ценностей сверстников, в том числе и противоположного пола;
принятие своей гендерной роли и способов поведения в соответствии с этой ролью;
исключение возможности простраивания жизненной перспективы в угоду чужим потребностям.
Материально-техническая база: бумага, листы ватмана, индивидуальные тетради, вырезки из газет и журналов, ручки, цветные карандаши, краски, фломастеры, ящик, мяч, коробка, стулья по количеству участников.
Тематический план занятий по программе
социально-психологического тренинга
№
|
Тема занятия
|
Цель занятия
|
Количество часов
|
1
|
«Знакомство»
|
Создание благоприятных условий для работы в группе, информирование о целях занятий, принятие групповых правил, создание доброжелательной рабочей обстановки в группе, сплочение группы
|
2
|
Блок 1 – Познание себя и своих возможностей
|
2
|
«Кто Я?»
|
Создание условий для осознания подростками своего «Я»
|
2
|
3
|
«Что я знаю о себе?»
|
Создание условий для осознания подростками своего «Я»
|
2
|
4
|
«Познай себя»
|
Развитие навыка понимания и умения уступать другим людям в затруднительных ситуациях
|
2
|
5
|
«Я великий мастер...»
|
Актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе
|
2
|
6
|
«Как я поступаю в различных ситуациях»
|
Осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях
|
2
|
7
|
«Я в мире людей»
|
Осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества
|
2
|
8
|
«Я в своих глазах и в глазах других людей»
|
Активизировать процесс рефлексии
|
2
|
Раздел I «Инь-янь»
Блок 2 - «Я - Мужчина и Я - Женщина»
|
9
|
«Мужчина и женщина»
|
Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины / женщины (полоролевая идентификация)
|
2
|
10а
|
«Кодекс мужчины»
|
Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины и раскрытие способов поведения
|
1
|
10б
|
«Кодекс женщины»
|
Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как женщины и раскрытие способов поведения
|
1
|
11а
|
«Современная девушка - какая она?»
|
Моделирование образа идеальной девушки и раскрытие многоаспектности этого понятия
|
1
|
11б
|
«Современный парень - какой он?»
|
Моделирование образа идеального парня и раскрытие многоаспектности этого понятия
|
1
|
12
|
«Два мира»
|
Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины / женщины (полоролевая идентификация).
|
2
|
13
|
Я - … (мужчина/женщина)
|
Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины / женщины (полоролевая идентификация).
|
2
|
Блок 3 - «Как понять их»
|
14
|
«Эффективное общение»
|
Обучение эффективным способом общения.
|
2
|
15
|
«Ты + Я = Партнеры»
|
Обучение распознаванию отношений, построенных на деструктивном уровне, стимуляция переживания опыта конструктивных партнерских отношений
|
2
|
16
|
«Эффективное общение»
|
Обучение эффективным способом общения
|
2
|
Раздел II «Мой жизненный путь»
Блок 4 – «Думая о будущем»
|
17
|
«Думая о будущем»
|
Познакомить подростков с понятиями целеполагания, перспектива, факторами, влияющими на формирование позитивной жизненной перспективы и целеполагания
|
2
|
18
|
«Думая о будущем 2»
|
Познакомить подростков с главными целями жизни
|
2
|
19
|
«Цели жизни»
|
Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения
|
2
|
20
|
«Пути достижения целей жизни»
|
Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград
|
2
|
21
|
«Каковы мои жизненные цели?»
|
Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению
|
2
|
22
|
«Цели и дела»
|
Повышение самооценки в достижении целей
|
2
|
23
|
«Аукцион ценностей»
|
Повышение уверенности в достижении жизненных целей
|
2
|
24
|
«Это сладкое слово — перспектива»
|
Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению
|
2
|
Блок 5 – «Линия времени»
|
25
|
«Назад в будущее»
|
Научить подростков рациональному использованию времени
|
2
|
|
26
|
«Искусство успевать»
|
Осознание собственного чувства времени
|
2
|
|
27
|
«И время, кто кого?»
|
Развитие навыков адекватного своим возможностям расчета времени
|
2
|
|
28
|
«Мой день через
10 лет»
|
Начать работу по моделированию будущего методом направленного воображения, дать участникам группы возможность привести в соответствие их личные ценности и цели, согласовать ближнюю и дальнюю перспективы
|
2
|
|
29
|
«В поисках смыслов жизни»
|
Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее
|
2
|
|
30
|
«Линия жизни»
|
Развитие рефлексии собственной жизни, создание условий для развития временной перспективы у подростков, способности к целеполаганию
|
2
|
|
Блок 6 – Построение жизненной перспективы
|
31
|
«Чем нужно обладать, чтобы достигнуть желаемого?»
|
Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей
|
2
|
|
32
|
«Хочу. Могу. Умею»
|
Развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении
|
2
|
|
33
|
«Я должен
или я выбираю»
|
Создание плана действий для достижения жизненных целей
|
2
|
|
34
|
«Можно ли объять необъятное»
|
Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению
|
2
|
|
35
|
«20 000 дней»
|
Осознание своего жизненного плана, построение или вынесение во внешний план иерархии ценностных ориентаций, а также их «апробирование» в столкновении с «реалиями» игровой ситуации
|
2
|
|
36
|
«Пять шагов»
|
Осознание своего жизненного плана, построение или вынесение во внешний план иерархии ценностных ориентаций, а также их «апробирование» в столкновении с «реалиями» игровой ситуации
|
2
|
|
37
|
«Я – подарок человечеству»
|
Актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей, развитие навыков свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов
|
2
|
|
38
|
«Подведение итогов»
|
Создание условий для рефлексии подростками своих достижений за время прохождения социально-психологического тренинга
|
2
|
|
|
|
|