|
Ребёнок приходит в мир с удивлёнными и радостными глазами. Он наивен, доверчив, тянется за лаской. Он чист и непосредственен. Что же с ним происходит потом
Ребёнок приходит в мир с удивлёнными и радостными глазами. Он наивен, доверчив, тянется за лаской. Он чист и непосредственен. Что же с ним происходит потом? Откуда этот озлобленный взгляд, эта циничная усмешка, эта жестокость, это равнодушие? Давайте посмотрим на себя, посмотрим вокруг…вы видите, чьё это отражение? Сегодня за партами сидят дети, родившиеся в период разрушения, их можно назвать «потерянным поколением», потому что мы, взрослые, лишили их идеалов, ориентиров, целей. Это поколение стало поколением разрушителей: разрушают себя, разрушают всё вокруг. А созидать они не научены, и это не их вина, а наша общая боль и беда. «Бывали хуже времена, но не было подлей…» нет, это не про наше время – так начинается одна из поэм великого Н.А. Некрасова. Поэт писал о своём времени, и грустно, когда возникает такая ассоциация.
Как помочь ребёнку стать самим собой, как способствовать процессу его подлинной самореализации? Прежде всего – создать условия и отношения, позволяющие ему формировать собственную систему ценностей. Решающее влияние на неё оказывает активное участие в переустройстве жизни, в её совершенствовании в духе справедливости, добросовестности, правды. Ученическое самоуправление и призвано помочь выпускнику школы самореализоваться, стать конкурентоспособной личностью.
Невозможно производить изменения в других, если мы сами не меняемся, не работаем над собой, не корректируем свои позиции и поступки. Воспитывать других – это значит воспитывать самих себя, не забывая слова Н. Рериха: «Учащие и учащиеся, прежде всего, сотрудники». «Со» - значит вместе, подразумевается, конечно, партнёрство. Это не противоречит позиции О.А. Казанского, взгляды которого я разделяю, заметившего, что «сотрудничество – это взаимодействие двух миров: мира учителя и мира ученика. Не сумма миров, а разность в своём единстве – они не могут совпадать, они заведомо «рассогласованы». Известно, что мир ученика – это мир социальной ситуации – семья, улица, школа… мир педагога – это мир культуры… И если я педагог, я не учу, а помогаю учиться.
Сотрудничество оказывается той благоприятной средой, в которой способно вырасти самоуправление как движение к собственному развитию и ребёнка и взрослого. Каждого в своей роли. Самоуправление неминуемо возникает в воспитательной системе, если обеспечивается единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов, находящихся во взаимосвязи, взаимодействии и развитии. Я убеждена в том, что только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, равнодушие, жестокость.
Самоуправление – это не только специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности, но и признак коллектива, средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Правовые основы самоуправления в России отражены в Федеральном законе «Об образовании» за 1996 год. Статья 50: «Права и социальная защита обучающихся воспитанников гласит» гласит: «Обучающиеся всех общеобразовательных учреждений имеют право… на участие в управлении образовательном учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение мнений и убеждений».
Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся, реализовать лидерские функции, то есть дать возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 «Декларации о правах ребёнка»: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».
Действительно ли столь необходимо ученическое самоуправление в школе, классе? Большинство педагогов скептически относятся к самой идее («Зачем»?, «Кто будет этим заниматься?»). Они уверены, что цель школы – образование (обычно понимается как обучение). Результат – успешная сдача ЕГЭ или поступление в ВУЗ. Какое самоуправление? Как оно поможет нам достичь высокого результата?
Коллектив нашей гимназии считает, что тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам. Она должна научить ребёнка быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученик должен учиться в такой гимназии, которая сможет подготовить его к жизни в изменяющихся условиях, то есть стать конкурентоспособной личностью. И если в учебном заведении, в его классах нет самоуправления, то вряд ли оно может идти в ногу со временем.
Ученическое самоуправление предполагает:
Развитие самостоятельности.
Коллективное творческое планирование.
Реализация решения.
Коллективное подведение итогов.
Ожидаемые трудности:
Низкая активность отдельных учащихся.
Загруженность учащихся в учебном процессе и во внеурочное время.
Ожидаемые результаты:
Активная жизненная позиция учащихся класса.
Развитие своих способностей.
Готовность и желание учащихся работать в коллективе.
Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.
Разработка творческих и социальных проектов.
Толерантность.
Адаптация к социальным условиям.
Высший орган самоуправления класса – классное собрание.
Форма правления – ученический Совет самоуправления.
Принципы моей работы в формировании самоуправления в классном коллективе:
Необходимость всестороннего изучения ребёнка, чтобы узнать о нём как можно больше (исследовать, чтобы задавать новые вопросы).
Ежегодно провожу психолого-педагогическую диагностику, анализирую, сравниваю результаты и корректирую свою работу. Каждый учебный год начинается с анкетирования «Наш класс», «Нравственные ценности».
Ежегодно провожу тесты:
Социометрия
Пьедестал
Конфликтная ситуация
Общительность
Самоаттестация коллектива
Развитие самоуправления в классе
Мотивы учебной деятельности
Диагностика нравственной самооценки.
Самое трудное – помочь ребёнку верно оценить свои возможности. Не секрет, что каждому хочется играть главную роль, а не «шаги за сценой». Наблюдая, анализируя, стараюсь в течение года сделать так, чтобы каждый смог «примерить» на себя и роль организатора классного часа, и исполнителя, и технического помощника. В течение целого года (5 класс) шла эта трудоёмкая работа. Были и конфликты, и разочарования, и обиды, но я постоянно внушала – главное дело, главное результат, который поможет нашему классу жить интересно, дружно. Объясняю, доказываю (сознательно иду на провал мероприятия), что прима без команды - никто и ничто. Убеждаю - лучше, чем ты, никто не сделает презентацию к классному часу, никто не сможет организовать дежурство по школе и классу лучше, чем ты, лучше тебя никто не поздравит ребят с днём рождения и т.д. С удовольствием заметила, что уже к концу 6 класса большинство ребят правильно научились оценивать свои возможности и способности, а сделав это, смогли более эффективно их реализовывать, то есть каждый «нашёл и занял свою нишу». Но нельзя, чтобы они остались «актёрами одной роли». С возрастом, с приобретением новых знаний и жизненного опыта меняются интересы, взгляды ребят, и задача классного руководителя вовремя это увидеть, поддержать, помочь самореализоваться, т.е. дать возможность хорошему исполнителю превратиться в отличного организатора. Привожу всегда пример номинаций на премию Оскар (роль второго плана, костюмы, музыка, сценарий, спецэффекты и т.л.)
Самоуправление должно служить самовоспитанию, воспитанию самостоятельности и справедливости, а роль классного руководителя – роль помощника.
Это значит, что каждое дело сами придумывают, сами выполняют и сами оценивают. Если убрать одно звено – от самоуправления ничего не останется. Самоуправление нельзя «дать», нельзя «взять», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать.
Свою задачу я вижу в том, чтобы каждый ученик был включён в организаторское дело, имея поручение коллектива. Ролевая деятельность в структуре самоуправления класса является способом развития и формирования лидерских умений. Воспитательный успех в этой работе определяется по уровню самостоятельных действий и взаимодействий учащихся, их умению воздействовать друг на друга, убеждать и заражать полезным делом. Убеждена, что зеркалом личности ученика становится не столько успех в учёбе, сколько вся совокупность её практической деятельности. Изменяя действительность, ученик изменяет себя. Учащийся в дальнейшем сможет войти во взрослую жизнь конкурентоспособной личностью, умеющей правильно строить взаимоотношения с сотрудниками и руководителями в своей будущей профессиональной деятельности.
* Классное собрание – выборы актива – «Совета самоуправления»
(Пример Дома сирот под руководством Я. Корчака И хотя в кодексе
была тысяча параграфов, только тысячный гласил, что подсудимый
"опасен для окружающих и подлежит исключению" - этот пункт был
применён за тридцать лет всего два раза. Детский суд в доме Корчака
выносил одно из двух решений: оправдать или... простить);
назначение старосты.
Составление плана работы каждого центра (обсуждение в учебном коллективе и утверждение).
Классные часы и мероприятия проводятся инициативными группами (мобильны в течение года: пример «Моду можно купить, стиль надо иметь» …)
Обсуждаются, анализируются.
Обязательный элемент – «Момент рефлексии»; учащиеся дают оценку работе, проведённой одноклассниками (добрые слова, пожелания, критика только в такой форме, чтобы не обидеть, не вызвать отрицательной реакции). Оценка необходима для того, чтобы ученик смог сравнить результаты своего дела с делами товарища, а самое главное – наблюдать и свой рост в умении организовать классный час, подобрать материал, внести какой-то новый элемент и т.д. Ведём классный дневник, создали сайт класса.
Помогаю ли я? Конечно,
в 5 – 80%
6 - 60%
7 - 40%
«Труд не позорит, а возвышает индивида до ранга человека»
Я. Корчак
В большинстве школ дети заняты «усвоительским» умственным трудом, который ничего не созидает и ничего не даёт другим. Мы как бы учим детей плавать не в воде, а на берегу, учим взрослой жизни не на деле, а на словах. Наблюдается пренебрежение к физическому труду. А ведь сочетание умственных и физических занятий нужно для здоровья, и для души, и для ума. Однобокий труд растит слабых умников или здоровяков с ограниченным умом и почти всегда отрицательно влияет на совесть.
(классное дежурство, уборка гимназии и территории, работа в ремонтных бригадах, «зелёном патруле» и т.д.)
Все должны подчиняться не друг другу, а правилам, выработанным и принятым на классном собрании.
Самое главное Законы (или правила жизни класса)
ПРАВИЛА ЖИЗНИ НАШЕГО КЛАССА
Каждый учащийся должен быть готовым помочь в учебе своему товарищу.
-
Запрещается говорить плохо о людях, которые нас окружают.
Каждый день хотя бы одно хорошее дело, хотя бы одна оригинальная мысль.
Уметь ставить цели, преодолевать лень, вялость и бессилие.
Никогда не пасовать перед трудностями.
Быть инициативным.
Иметь свое мнение и не бояться его высказывать, а если надо – доказывать!
Интересы класса - выше личных.
Они были приняты в 5 классе. Подчиняться не взрослому, а правилам!
Воспитание не мероприятиями, а «самой жизнью», так как знания, умения и навыки, полученные на уроках, классных часах не гарантируют единства слова и дела.
Если мы хотим добиться хоть какого-то результата, то мы должны помнить – класс, школа должны стать ИХ классом и ИХ школой, в которой они живут согласно собственным представлениям о жизни, о достоинстве, справедливости. Но для этого мы должны вместе с детьми устанавливать принципы, регулирующие сосуществование детей и взрослых. Мы - вместе с детьми - должны научиться жить в новой системе, а не навязывать им искусственную систему, чуждую их опыту и духовному складу.
Очень многое следует перестроить в нас самих, от многого надо отказаться, многие педагогические предубеждения отринуть. Мы сами должны меняться, чтобы дети в контакте с нами развивались естественно, развивались с нашей помощью, черпая из нашего опыта, опираясь на нашу жизненную мудрость.
Введение ученического самоуправления – не просто введение очередной инновации, оно меняет качественно школу как внутри, так и её место в местном сообществе. Как правило, если ученическое самоуправление сочетается с другими формами самоуправления школой, тогда оно и становится тем эффективным инструментом управления и воспитания, на роль которого и претендует.
Список используемой литературы
1. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении: пособие для руководителей общеобразовательных школ / В.И.Бочкарев.- М.: Владос, 1994.-142 с.
2. Бочкарев, В.И. Опыт школьного самоуправления / В.И.Бочкарев // народное образование.-2000.-№ 8.- С.99-102.
3. Иванов, И.П.Методика коммунарского воспитания: книга для учителя / И.П.Иванов.- М.: Просвещение, 1990.-144 с.
4. Крупская, Н.К. Самоуправление / Н.К.Крупская // О школьном самоуправлении: сборник статей и выступлений / Н.К. Крупская.- М.: Прсвещение,1964.-270 с.
5. Коротов, В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов.- М.: Просвещение,1981.-280с.
6. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С.Макаренко.- М.: прсвещение,1988.-190 с.
7. Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова.- М.: Просвещение, 1988.-190 с.
8. Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя / Н.И.Приходько.- М.: Просвещение, 1988.-190 с.
9. Прутченков, А.С. Развитие детского самоуправления через социально-значимую деятельность / А.С. Прутченков // Внешкольник: воспитание и дополнительное образование детей и молодежи.-2006.-№9.- С.27-28.
10. Рожков, М.И. Развитие самоуправление в детских коллективах: учеб.метод.пособие / М.И. Рожков.- М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-206 с.
11. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления руководителя и педагогического коллектива / Р.Х. Шакуров.- М.: Просвещение, 1990.- 206с.
|
|
|