|
Материал к родительскому собранию по теме Подготовила и провела
Материал к родительскому собранию
по теме
Подготовила и провела:
Ахметова Н.Д.
Материал к родительскому собранию
по теме
«Ответственность и дисциплинированность детей».
Ответственность – обязанность отвечать за свои действия и поступки, необходимость выполнять требования, предъявляемые обществом.
Ответственность – важное моральное качество личности. Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять на себя принять на себя вину за свои ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится в полную меру своих сил и возможностей.
Ответственность воспитывается с ранних лет жизни ребенка. Родители обращают внимание на то, как ребенок выполняет порученное дело (в срок и до конца ли), оказывают ему помощь, приучают отвечать за собственные поступки («Почему пропустил урок?», «За что получил двойку?», и т.д.), приучают к мысли о том, что каждый поступок имеет последствия, приучают анализировать свои поступки и поведение.
Необходимо приучить детей к тому что в некоторых ситуациях кроме «хочу»или «не хочу», есть еще слово «надо» причем не в личных, а в общественных интересах.
У школьника ответственность должна стать устойчивой чертой личности, характеризующей уровень его нравственной воспитанности.
Ответственность тесно связана с такими волевыми качествами личности, как дисциплинированность. Настойчивость, организованность, сознательность в поведении, требовательность к себе и к другим.
В школе ответственность воспитывается прежде всего в процессе учебы, выполнения общественно-полезных дел, разнообразных общественных поручений.
В воспитании у детей ответственности родители особое внимание должны обратить на формирование интереса к учебе, порученному делу, разъяснение их значимости, важности приобретения знаний и выполнения поручений .Для этого необходимо включать ребят в деятельность по активному овладению знаниями и по выполнению поручений с учетом их интересов. Это могут быть самые разнообразные занятия и задания: совместные игры, чтение интересных материалов, совместный труд, изготовление поделок для дома и т.д.
Безусловно, на первых порах необходим контроль со стороны взрослых, а также их действенная помощь. Ребята должны поверить в свои силы. В возможность справиться с порученным делом.
Одним из основных условий организации любой деятельности является обязательное достижение успеха в ее осуществлением детьми. Нужно следить за тем, чтобы ребенок выполнял задание в срок и до конца, приучать к тому, чтобы он сам учился планировать и контролировать свою деятельность. При этом следует обращать внимание на воспитание самостоятельности, инициативности, настойчивости в выполнении поручений, в подготовке домашнего задания. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети переживали чувство ответственности за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом.
Родители должны приучать детей выполнять и неинтересную работу, но нужную, быть готовыми к осуществлению любого дела в разных ситуациях, быть непримиримыми к нарушениям общественных требований, уметь преодолевать трудности. Для того чтобы закрепить добросовестное отношение ребенка к делу, нужно стимулировать его деятельность в школе и дома.
Большое значение в воспитании ответственности имеет личный пример родителей. Уклад самой жизни семьи, ее нравственная атмосфера, характер взаимоотношений между отцом и матерью, родителями и детьми, оказание детям помощи, приучение к самоконтролю, заинтересованность делами детей в школе и дома способствует наиболее успешному воспитанию ответственности.
Дисциплинированность – важное нравственное качество личности, которое характеризуется ответственным отношением к делу, развитым чувством долга, высокой требовательностью к себе, к собственному поведению и поведению других людей, готовностью следовать в своих поступках нормам и правилам, принятым в обществе, выдержкой, самообладанием, способностью к разумному самоограничению.
Навыки дисциплинированного поведения воспитываются у ребенка с первых месяцев, т.е. задолго до поступления в школу. Родителям важно научиться добиваться не бездумного послушания, а осознанного отношения к их требованиям. Привычка выполнять разумные требования взрослых закрепляется, если ребенок испытывает положительные эмоции, совершая правильные, добрые поступки, которые своевременно получают одобрение воспитателя.
Реальный воспитательный эффект получают в тех семьях, где взаимоотношения взрослых и детей строятся на здоровой основе, когда у каждого есть свой круг посильных обязанностей и ответственности, где все заботятся друг о друге, где весь уклад семьи приучает к порядку.
Важный фактор воспитания дисциплинированности – личный пример родителей, единство слова и дела в их повседневной жизни. Несобранные, необязательные, часто нарушающие свои обязанности родители – никудышные воспитатели.
И наоборот, родители, серьезно относящиеся к своим производственным обязанностям и общественным и к их выполнению семейного долга, даже без длинных моральных проповедей о пользе дисциплинированности добиваются больших успехов в его воспитании.
Приобщая детей к посильному домашнему труду. Семья приучает к ответственности. Формирует чувство долга, не дает проявиться эгоизму, лени, расхлябанности, т.е. тем чертам, которые полностью противоречат дисциплинированности.
В школьные годы воспитание дисциплинированности тесно связано с выполнением детьми ученического долга, участием в жизни школы, класса.
Родителям необходимо стремиться быть в курсе школьных дел своих детей. Знать и понимать требования школы, коллектива учителей. Создавать в семье условия для нормальной самостоятельной работы школьников(оборудованное всем необходимым рабочее место, наличие библиотеки, соблюдение режима учебной работы), учить детей самоконтролю. Способствовать развитию их познавательной способности.
Родители, искренне заинтересованные в повышении ответственности школьников за результаты учения, не ограничивают свое внимание формальными показателями успеваемости, стараются вникать в истинные мотивы учения и общественной деятельности ребят, находить реальные причины нарушений дисциплины, избегают нравоучений и конфликтов из-за отдельных учебных срывов.
|
|
|