|
Показатели (измерители) реализации образовательной программы
Приложение 1
Показатели (измерители) реализации образовательной программы
Объект контроля
|
Средство контроля
|
Периодичность контроля
|
Музыкальное искусство
|
Уровень технического развития учащихся
|
Технический зачет
|
II-VII классы:
I, III учебная четверть
|
Качество исполнительской подготовки учащихся
|
Академические концерты
зачеты
|
I-VII классы:
II, IV учебная четверть
|
Уровень развития творческих навыков учащихся:
-подбор по слуху
-чтение нот с листа
|
зачет
зачет
|
II класс
V класс
|
Качество исполнительской подготовки учащихся для перехода на II этап освоения ОП
|
Промежуточная
аттестация
(экзамен)
|
IV класс
|
Качество подготовки учащихся по музыкально-теоретическим дисциплинам:
-слушание музыки
-сольфеджио
|
Промежуточная
аттестация:
зачет
экзамен
|
III класс
V класс
|
Уровень развития навыков коллективного музицирования
|
Контрольные уроки
|
I-VII классы:
|
Качество подготовки выпускников
|
Итоговая
аттестация
(экзамены)
|
VII класс
|
Уровень функциональной грамотности, необходимый для продолжения обучения в среднем специальном учебном заведении.
|
экзамены
|
VIIIкласс
|
Изобразительное искусство
|
Качество освоения учащимися основных знаний, умений и навыков
|
Просмотры
работ
|
каждая учебная
четверть
|
Качество подготовки выпускников
|
Итоговая
аттестация
(просмотры работ)
|
IV класс
|
Уровень функциональной грамотности, необходимый для продолжения обучения в среднем специальном учебном заведении / высшем учебном заведении
|
Просмотры
работ
|
Vкласс
|
Приложение 2
Требования к уровню подготовки выпускника детской школы искусств по видам искусств
Музыкальное искусство
Виды деятельности
|
Уровни освоения ОП
|
Виды деятельности
|
Уровень общего
художественно-
эстетического
образования
|
Повышенный уровень
художественного образования
|
Уровень
допрофессиональной
подготовки (ранняя
профессиональная
ориентация)
|
Учебно-
исполнительская
|
Овладение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкального искусства: умение самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения различных жанров и направлений, читать с листа, играть (петь) в ансамбле, владеть навыками аккомпанирования и подбора по слуху.
|
Овладение достаточно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необходимых в сольной исполнительской практике, игре в различных ансамблях. Формирование умений самостоятельно разучивать и художественно цельно исполнять произведения различных жанров и стилей. Формирование навыков чтения с листа. Формирование навыков аккомпанирования, подбора по слуху и применения их в концертной практике.
|
Освоение знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения сольных концертных программ, ансамблевого исполнительства. Формирование качеств личности (волевых, эмоциональных и т.д.), необходимых для осознанного выбора профессии. Овладение навыками самостоятельного осознанного прочтения нотного текста. Формирование навыков чтения с листа. Овладение навыками аккомпанирования, подбора по слуху и применения их в концертной практике.
|
Учебно-теоретическая
|
Овладение основами музыкальной грамоты. Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.
|
Достижение необходимого уровня функциональной грамотности. Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.
|
Достижение уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем специальном учебном заведении. Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.
|
Творческая (креативная)
|
Формирование навыков сочинения и импровизации простейших музыкальных построений.
|
Овладение навыками сочинения и импровизации. Использование полученных навыков в различных видах деятельности.
|
Овладение навыками сочинения и импровизации. Использование полученных навыков в различных видах деятельности.
|
Культурно-просветительская
|
Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.
|
Формирование навыков исполнительской практики. Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.
|
Формирование навыков исполнительской практики. Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.
|
Изобразительное искусство
Виды деятельности
|
Уровни освоения ОП
|
Повышенный
уровень
|
Уровень допрофессиональной подготовки (ранняя профессиональная ориентация)
|
Учебно-исполнительская
|
Овладение достаточно высоким уровнем знаний, умений навыков, необходимых в индивидуальной творческой деятельности (практике). Формирование умения самостоятельно решать поставленные задачи и художественно их реализовывать. Умение грамотно и образно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира. Овладение различными художественными материалами, техниками и жанрами. Формирование умения грамотно и осмысленно применять их для решения художественных задач.
|
Освоение знаний, умений, навыков, необходимых для решения поставленных задач в самостоятельном создании произведения изобразительного искусства. Формирование качеств личности (волевых, эмоциональных и т.д.), необходимых для осознанного выбора профессии. Овладение различными художественными материалами, техниками и жанрами. Формирование умения грамотно и осмысленно применять их для решения художественных задач.
|
Учебно-теоретическая
|
Достижение необходимого уровня функциональной грамотности. Овладение навыками осознанного восприятия произведений изобразительного искусства. Овладение законами цветоведения, световоздушной и линейной перспективами. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.
|
Достижение уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем и высшем специальном учебном заведении. Овладение навыками осознанного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства. Формирование умения ориентироваться в отечественной и зарубежной изобразительной практике. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.
|
Творческая
(креативная)
Культурно-просветительская
|
Формирование умения воплощать представления и фантазии в работе над композицией.
Формирование навыков участия в конкурсах, фестивалях, выставках. Овладение навыками индивидуальности и коллективной творческой деятельности. Формирование умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.
|
Формирование умения воплощать представления и фантазии в работе над композицией. Развитие композиционного мышления.
Формирование навыков участия в конкурсах, фестивалях, выставках. Овладение навыками индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Формирование умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.
|
Приложение 3
Участие учащихся в конкурсах различного уровня за 3 года
Школьный уровень:
Конкурс отдела народных инструментов «Музыкальный калейдоскоп»;
Конкурс отдела оркестровых инструментов «Веселая карусель»;
Конкурс юных пианистов «Ступень к мастерству»;
Олимпиада музыкально-теоретических предметов «Всезнайка»;
Творческий конкурс, посвященный 65-летию Победы в ВОВ «Праздник со слезами на глазах»;
Конкурс отдела оркестровых инструментов «Музыкальная карусель»;
Конкурс по сольфеджио «Музыкант – эрудит» среди учащихся 3-5 кл.;
В рамках городской акции «Миссия – жить!» конкурс плаката «Мы против наркотиков»;
Конкурс на лучшее исполнение инструментальной пьесы танцевального жанра;
Выставка-конкурс «Вместе дружная семья»;
Конкурс художественного творчества «Подарок Ветерану»;
Конкурс рисунка «Мой любимый город», посвящённый 25-летию города.
Городской уровень:
Конкурс плаката «От сердца к сердцу»;
В рамках городской акции «Миссия – жить!»конкурс плаката «Мы против наркотиков»;
Конкурс экологической песни в рамках VI Международной акции «Спасти и сохранить»;
V фестиваль выставка-конкурс детского художественного творчества «Край сибирский, край родной»;
Конкурс рисунка «О подвигах, о доблестях, о славе»;
Конкурс детского творчества школьников «Во имя жизни на земле!»;
Конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Эта память всей земле нужна!»
Конкурс на лучшее исполнение эстрадно - инструментального произведения;
Конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Я, ты, он, она – целая страна!»;
Конкурс детского творчества школьников «Разноцветная мозаика»;
КВН по изобразительному искусству среди учащихся школ города;
Конкурс плаката «Югра – Выборы – Свой взгляд»;
VI городской конкурс детского художественного творчества «В семье единой»;
Конкурс экологического рисунка «Лес – красота Земли» в рамках VI Международной акции «Спасти и сохранить»;
Музыкальный конкурс дуэтов «Браво, дуэт!»;
XVII городской конкурс детского художественного творчества « В мире космоса»;
Конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Как прекрасен этот мир!»;
Конкурс-фестиваль хоровых коллективов «Раз словечко – два словечко…»;
Конкурс - фестиваль детского творчества «Звездопад талантов»;
Конкурс детского и юношеского творчества «Юнтагор»;
Конкурс политического плаката «Мы выбираем будущее».
Окружной уровень:
Выставка-конкурс «Подарок Деду Морозу» г. Ханты-Мансийск;
Выставка-конкурс детского творчества «Волшебство Новогодия», г. Ханты-Мансийск;
VI открытый окружной смотр – конкурс исполнителей на струнно – смычковых инструментах г.Нефтеюганск;
III открытый конкурс «Юганский джаз» г. Нефтеюганск;
Конкурс юных исполнителей на духовых инструментах «Радужные нотки» г. Радужный;
Конкурс творчества юных музыкантов «Созвездие Югры», г. Ханты-Мансийск;
Конкурс художественного творчества «Подарок Деду Морозу».
Региональный уровень:
Конкурс-выставка детского рисунка «Улыбки Севера», г. Югорск;
Региональный этап VIII Межрегионального конкурса юного художника «Мой восход» г. Сургут;
IV открытый зональный конкурс на духовых и ударных инструментах г. Нягань;
Открытый городской конкурс-фестиваль «Времена года» г. Нижневартовск;
Конкурс детского рисунка «Сибирское богатство» г. Ханты-Мансийск;
III Открытый конкурс инструментального исполнительства им. Знаменского (г. Сургут), номинация «Концертмейстерское искусство»;
IV Открытый конкурс инструментального исполнительства им. А. С. Знаменского;
I открытый городской конкурс юных пианистов «Рояль собирает друзей» г. Сургут;
V открытый городской конкурс-фестиваль «Поющая струна» г. Сургут;
IV открытый городской конкурс исполнителей на духовых инструментах «Золотая фанфара» г. Сургут;
Конкурс детского рисунка «Улыбки Севера»;
IV открытый городской конкурс по сольфеджио г.Сургут;
II открытый городской конкурс юных пианистов, г. Радужный;
IX региональный конкурс юных пианистов «Наши надежды», г. Нефтеюганск;
Конкурс исполнителей на струнных и духовых инструментах «Весенняя симфония» г. Курган;
VI открытый конкурс юных пианистов «Волшебные клавиши», г. Сургут;
Конкурс детского художественного творчества «Мой восход».
Всероссийский уровень:
Фестиваль-конкурс детского изобразительного искусства «Ангел Вдохновения»;
«Роза Ветров» г. Ханты-Мансийск; I
Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси» , г.Москва;
II всероссийский конкурс юных исполнителей им. А.Алябьева г. Тобольск;
Всероссийский конкурс-фестиваль «Морозко - 2009» г. Казань;
Всероссийский конкурс юных художников «Великая Победа» г. Шадринск;
Международный уровень:
Выставка- конкурс детского художественного творчества «Рождественская», г. Тобольск;
конкурс детского и юношеского творчества «Будущее планеты», фестиваль «Новогодний звездопад» г. Санкт-Петербург;
«Волна успеха» г. Самара;
«Изменение климата», Швейцария.
VII Международный конкурс Финно -угорских народов «Завещание предков» г. Сыктывкар.
Приложение 4
Основные направления деятельности методической работы в школе
Аналитическая деятельность:
-
мониторинг профессиональных и информационных потребностей преподавателей школы;
создание базы данных о деятельности педагогических работников школы;
изучение и анализ состояния и результатов методической работы в школе, определение направлений ее совершенствования;
выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы школы;
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Информационная деятельность:
формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
-
ознакомление педагогических и руководящих работников с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных правовых, локальных правовых актах;
создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
Организационно-методическая деятельность:
изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный период;
-
прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
организация работы методических объединений педагогических работников школы;
участие в разработке программ школы;
обеспечение учебно-методической литературой;
определение педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками;
подготовка и проведение педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников школы;
взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими службами других учреждений дополнительного образования.
Консультационная деятельность:
организация консультационной работы для педагогических и руководящих работников;
популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических исследований;
консультирование педагогических работников и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Современные направления деятельности методической работы
В области информатизации:
мониторинг состояния, результатов и перспектив развития школы, информационные потребности педагогических работников;
формирование информации об основных направлениях развития дополнительного образования, об инновационном педагогическом опыте;
анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями;
анализ состояния учебно-методического обеспечения в области информационно-коммуникационных технологий;
-
участие в курсах по подготовке педагогических и руководящих работников по вопросам информатизации;
организация и проведение консультаций по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников.
Приложение 6
Тематика методических сообщений преподавателей школы
2007-2008
Отдел оркестровых инструментов:
Мартынова А.В. «Работа над штрихами в классе флейты»;
Иванова Т.В. «Технология исполнения двойных нот в классе скрипки».
Отдел народных инструментов:
Дубровская С.В. «Развитие технических навыков и умений в классе домры».
Отдел музыкально-теоретических дисциплин:
Москатова Г.Г. «Влияние психологически комфортных условий на эффективность в работе над музыкальным диктантом»;
Каменная Е.А. «Распевание хора и принцип подбора вокальных упражнений».
Отдел изобразительных искусств:
Шейкина Л.Г. «Влияние наброска на развитие цельного видения»;
Гудкова Н.В.: «Изучение графической техники – тушь, перо (3 класс)»;
Гайнанова Л.Н. «Значимость и роль конкурсов, выставок, просмотров в учебном процессе на ОИИ в ДШИ»;
Мухаметьянова Р.Ф. «Скульптура»;
Ахметова С.А. «Значимость и роль наглядных пособий на занятиях в ДХШ».
Отдел фортепиано:
Аникеева Т.Н. «Основные вопросы работы с начинающими»;
Зольникова М.Т. «Причины, мешающие публичному исполнению музыки»;
Нагорная О.В. «Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития»;
Костерева Т.И. «Работа над гаммами в младших классах»;
Зинченко Э.М. «О фортепианной педагогике: звук, фразировка, развитие техники» из бесед с Заслуженным артистом России А. Мндоянцем»; «Форшлаг у И.С. Баха» – С. Диденко
Романенкова Л.В. «Работа над крупной формой».
2008-2009
Отдел фортепиано:
Аникеева Т.Н. «Тренинг личностного роста»;
Зольникова М.Т. «Основные проблемы с малышами, начинающими заниматься на рояле»;
Костерева Т.И. «3 этапа в работе над музыкальным произведением»;
Зинченко Э.М. «Концертное выступление и его составляющие»;
Романенкова Л.В. «Развитие музыкальных (слуховых) представлений у учащихся класса».
Отдел оркестровых инструментов:
Сандо Е.И. «Ансамблевая слаженность как основа коллективного музицирования»;
Мальцева Т.Г. 1.«Использование этюдного жанра для технического развития учащихся в классе скрипки»; 2. «Азбука для самых маленьких».
Отдел народных инструментов:
Дубровская С.В. «Возникновение профессиональных заболеваний и их причина»;
Калинина Е.В. «Совершенствование техники учащихся»;
Бибикова Л.Н. «Подлинные и мнимые проявления индивидуальности учащихся»;
Лубащева Т.П. ««Общие установки и привычки необходимые в самостоятельной работе»;
Велижанина О.С. «Повышение заинтересованности учащихся в занятиях на музыкальном инструменте».
Отдел музыкально-теоретических дисциплин:
Москатова Г.Г. «Применение компьютерных технологий на уроках сольфеджио»;
Чвайда Н.А. «Развитие вокально-хоровых навыков в младшем хоре»;
Бондаренко Н.В. «Музыкальный диктант в младших классах на уроках сольфеджио».
Отдел изобразительных искусств:
Шейкина Л.Г. «Изучение натуры как основы рисования по представлению»;
Гудкова Н.В.: «Методы и формы работы с композицией на уроках ИЗО»;
Гайнанова Л.Н. «Цели и задачи учебного натюрморта и требования к ним»;
Кашина Ю.Ю. «Система упражнений для развития чувства формы и цвета в системе обучения технологии изобразительного искусства»;
Сингизова З.М. «Методы и формы работы с композицией на уроках ИЗО».
2009-2010
Отдел фортепиано:
Романова Л.Г. «О психологической подготовке музыканта к концертному выступлению»;
Игнатьева О.М. «Значение звукового воспитания в пианистическом развитии»;
Мещерякова М.Н.«Артикуляция в клавирных сочинениях И.Баха».
Отдел оркестровых инструментов:
Сандо Е.И. «Ансамблевая слаженность как основа коллективного музицирования».
Отдел народных инструментов:
Дубровская С.В. ««Становление игрового аппарата домриста»;
Устименко Л.И. «Формирование у учащихся умений и навыков, необходимых в самостоятельной работе»;
Горлова О.А. «Формирование навыков артикуляции в работе над музыкальным произведением на начальном этапе обучения»;
Бибикова Л.Н. «Подлинные и мнимые проявления индивидуальности. Воспитание и перевоспитание»;
Москатов К.К. «Проблема интонирования на баяне в старших классах»;
Велижанина О.С. «Применение музыкальных компьютерных программ в работе с учащимися».
Отдел музыкально-теоретических дисциплин:
Беспалова А.А. «Новые компьютерные программы, в помощь педагогу-музыканту»;
Макарова Н.В.«Музыкальная психология деятельности».
Отдел изобразительных искусств:
Новосад Е.Г. 1.«Рисунок – основа графики» (презентация); 2. «Формирование творческого потенциала учащихся художественных отделений» (презентация);
Карбовская А.В. «Знакомство с творчеством скульпторов»;
Кашина Ю.Ю. «Формирование творческого потенциала учащихся художественных отделений» (презентация).
2010-2011
Отдел фортепиано:
Романова Л.Г. «В.Мазель. Музыкант и его руки»;
Черезова Н.С. «Координация движений и музыкальная выразительность»;
Романенкова Л.В. «Принципы работы с малоодаренными детьми»;
Романенкова Л.В. «Порядок прохождения гамм в классе фортепиано по позиционному принципу»;
Костерева Т.И. «Страх сцены» у юных музыкантов и некоторые пути его преодоления»;
Аникеева Т.Н. «Разработка первых 10 уроков с начинающими»;
Зольникова М.Т. «О методах педагогического воздействия»;
Овечкина О.В. «Некоторые аспекты ансамблевого музицирования в классе аккомпанемента ДМШ».
Отдел оркестровых инструментов:
Миргалимова Р.Ф. «Построение урока с начинающим скрипачом».
Отдел изобразительных искусств:
Кашина Ю.Ю. Выставка-презентация «Новые техники и приемы работы на уроках живописи»;
Мухаметьянова Р.Ф. «Мелкая пластика в глине».
2011-2012
Отдел фортепиано:
Аникеева Т.Н. «Развитие образного мышления и творческой фантазии, используя на уроках наглядные пособия»;
Зинченко Э.М. «Развитие ассоциативно-образного мышления как фактор, мотивирующий ребенка к обучению в музыкальной школе»;
Зольникова М.Т. «Творческое восприятие, первые музыкально-образные впечатления начинающего пианиста»;
Игнатьева О.М. «Индивидуальность ученика и искусство педагога в современных условиях»;
Мещерякова М.Н. «Развитие ассоциативно-образного мышления, фантазии и воображения учащихся»;
Романенкова Л.В. «Повышение мотивации к музыкально-творческому самовыражению через вовлечение в концертную деятельность»;
Черезова Н.С. «Роль музыки и эстетического воспитания в жизни ребёнка, семьи».
Отдел народных инструментов:
Бибикова Л.Н. «Специфика искусства музыканта-педагога в развитии музыкального мышления»;
Велижанина О.С. «Совершенствование метроритмических навыков. Формирование самостоятельности учащегося»;
Горлова О.А. «Серединный этап работы над музыкальным произведением»;
Калинина Е.В. «Развитие технических навыков в классе домры»;
Лубащева Т.П. «Организация творческого процесса на уроках специальности»;
Москатова К.К. «Развитие основных творческих навыков исполнительского мастерства учащихся»;
Устименко Л.И. «Учет индивидуально - психологических особенностей при обучении игре на музыкальном инструменте».
Отдел оркестровых инструментов:
Сандо Е.И. «Ритмическая согласованность в работе над музыкальными произведениями».
Отдел музыкально- теоретических дисциплин:
Макарова Н.В. «Наглядно-дидактический материал по предмету «Музыкальная литература» с 4 по 7 классы»;
Фазылова Г.Г. «Роль дыхания в эстрадно-джазовом пении»;
Шурупова О.М. «Применение методики преподавания предмета «Сольфеджио» Д.И.Шайхутдиновой».
Отдел изобразительных искусств:
Кашина Ю.Ю. «Декоративный натюрморт»;
Новосад Е.Г. «Практические приемы работы в графическом редакторе Corel DRAW»;
Гудкова Н.В. «Знакомство с техникой водяной печати».
Приложение 7
|
|
|