|
Реальность и фантазии в творчестве художника
Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии для учащихся 6 класса.
Тема «Реальность и фантазии в творчестве художника».
Цель урока: дать представление о творчестве как особой форме человеческой деятельности.
Задачи урока:
Обучающая: развивать представление об истоках творчества художника; обучить приемам работы с нетрадиционным материалом (песком); раскрыть арттерапевтические аспекты изобразительного искусства.
Развивающая: способствовать развитию художественного воображения, желания и интереса к творчеству; углублять межпредметные связи (изобразительное искусство, психология).
Воспитательная: воспитывать чувство уверенности в себе для поддержания творческих успехов.
Оборудование:
Для учителя: мультимедийная доска, мультимедийная презентация «Рисунки-фантазии», видеоролик «рисунки песком», диск с музыкой для релаксации.
Для учащихся: стекло, цветной песок, учебник «Изобразительное искусство».
Ход урока:
Организационный этап.
1. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Начнем сегодняшний урок с необычного приветствия. Я предлагаю сейчас каждому ученику назвать свое имя и какое-нибудь свое хорошее качество, которое начинается с первой буквы вашего имени. Меня зовут Яна – ясная.
Выполняется приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Настрой на урок.
Используется упражнение на рефлексию «Мордашки». Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизированными рисунками. Каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответственно своему настроению («улыбающаяся», «нейтральная», «грустная»).
Актуализация и активизация знаний учащихся.
1. Сообщение хода занятия с опорой на схематичный план.
Знакомство с планом урока. На доске прикрепляются соответствующие карточки, обозначающие определенные виды деятельности (уже знакомые учащимся).
Комментарий учителя: Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, попробуем ответить на вопрос: какова тема урока. А для этого посмотрим презентацию. Затем потренируем мозги - изучая новые понятия и работая в словариках. И наконец, вытащим из тайников воображение и вдохновение и выполним творческую работу.
2. Создание проблемной ситуации. Демонстрация презентации.
Демонстрация презентации с изображением рисунков-фантазий.
3. Совместное формулирование темы урока.
Учитель: Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
Ответы учащихся.
Учитель: действительно, сегодня на уроке мы поговорим о реальности и фантазии в творчестве художника, о творчестве в жизни человека.
На мультимедийной доске слайд с темой урока.
Подготовительный этап.
1. Активизирующая беседа.
Учитель: Как вы думаете, зачем человеку нужна фантазия?
Ответы учащихся.
Учитель: Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы вы смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! А что помогает человеку сочинять, фантазировать?
Ответы учащихся .
Учитель: Творческое воображение необходимо не только для того, чтобы сочинять, но и для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества. Реальность и фантазия - два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать.
2. Работа с учебником.
Несколько учащихся зачитывают отрывок параграфа учебника (страница 56).
Учитель: Что является основой творчества?
Учащиеся: Основой творчества во всех видах деятельности является природа и окружающая нас реальность.
3. Работа в словариках по изобразительному искусству.
«Воображение»— самостоятельное создание новых образов.
«Фантазия»- (греч.— воображение) — способность к творческому воображению, разновидность творческого воображения.
«Воображение воссоздающее» - создание образа предмета по его описанию.
«Воображение творческое»- создание новых образов.
4.Составление синквейна на тему «Творчество, воображение, фантазия».
На мультимедийной доске слайд с правилами составления синквейна.
Учащиеся выборочно зачитывают полученные пятистишия.
Физминутка.
Упражнение «Зеркальное рисование».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
IV. Основной и контрольный этапы.
1.Показ ролика «Рисунки песком».
Звучит медленная, спокойная музыка, перед каждым учащимся стекло и емкости с песком разного цвета.
Учитель: Вы перед собой видите обычный материал, который встречали много раз – песок. В руках обывателя – песок просыпается сквозь пальцы и ускользает безвозвратно. В руках знающего человека – это может быть строительный материал, из которого можно строить, например - дома. А в руках талантливого и творческого человека песок превращается в настоящее произведение искусства!
Показ ролика.
2.Практическая работа. Выполнение учащимися рисунка песком на стекле.
Учитель: Мы с Вами сейчас видим, как в руках творческого человека даже самый обычный с виду материал превращается в шедевр! Перед Вами сейчас находится материал – это обычный песок. Я предлагаем Вам составить свою собственную песчаную картину (составление картин под музыку) .
3. Наблюдение за самостоятельной работой учащихся.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
V. Рефлективный этап.
1. Экспресс-выставка работ учащихся.
Учащиеся свободно перемещаются по кабинету, подходят к партам и рассматривают работы, выполненные одноклассниками.
2. Получение обратной связи. Рефлексия.
Учитель: Молодцы! У всех получились хорошие, интересные, необычные картины. Кто-то хочет прокомментировать свой рисунок?
Комментарии учащихся. Учащиеся делятся впечатлениями, ощущениями от работы с необычным материалом.
3.Настрой учащихся в конце урока.
Упражнение «Мордашки» (экспресс-опрос).
Учитель: Улыбок стало больше - урок удался!
Открою маленький секрет. Сегодня на уроке были применены приемы арттерапии- терапии творчеством. Арттерапия позволяет снять внутреннее напряжение, отвлечься от проблем. В предложенном задании важно было не правильно выполнить, а включить на полную мощность эмоции и чувства. Вот поэтому ваше психологическое состояние и настроение улучшилось.
VI . Итоговый этап.
1.Подведение итогов занятия.
Учитель: Ваши работы пленяют своим творчеством. В каком-то рисунке чувствуешь загадочность, другие создают волшебство, третьи завораживают. Различны и жанры ваших рисунков, но все они отличаются большим разнообразием настроений, которые вы хотели передать. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.
Какие чувства вызвало у Вас наше занятие?
Ответы учащихся.
Учитель: Запомните свои эмоции. Это эмоции творчества. От творчества можно получить разное эмоциональное состояние – подъем, активность, а можно и расслабиться.
Что нового для себя узнали?
Ответы учащихся.
Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Можно посоветоваться с соседом по парте.
Ученики оценивают свои работы.
2. Необходимые рекомендации по выполнению аналогичных работ.
Такие же работы вы можете выполнять и дома, со своими младшими братьями и сестрами, родителями. И если мама и папа скажут, что не умеют рисовать, объясните им, что на самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование песком, помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Это один из доступных и приятных способов снятия эмоционального напряжения. Лучше выполнять рисование под любую релаксационную или просто понравившуюся мелодию.
VII. Информационный этап.
1.Домашнее задание.
Задания представлены на слайде.
Вам предлагается три уровня домашнего задания:
1 уровень- обязательный минимум. Прочитать учебник на странице 56-57, ответить на вопросы.
2 уровень- тренировочный. Его выполняют учащиеся, которые - желают более углубленно изучить тему.
Предлагаются на отдельных листах разнообразные фигуры, которые нужно дорисовать, выполнив определенные задания.
3 уровень- творческое задание, направленное на самоанализ творческой деятельности. Выполняется на добровольных началах. Провести самоанализ творческой деятельности (уровня воображения, на основе предложенного опросника).
2.Заключительное слово учителя.
Вы сегодня побывали в роли по-настоящему творческого человека. Вы попробовали совместить на первый взгляд, казалось бы, разные вещи: песок и рисование, расслабление и умение созидать нечто новое. Я хочу вселить уверенность в том, каждый из вас может фантазировать (т.е. творить), а для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии.
Урок завершен. Творческих вам успехов!
|
|
|