№
п./п.
|
Тема урока
|
Педагоги-
ческие
средства
|
Вид
деятельности
учащихся
|
Задачи.
|
Информационно-методическое обеспечение
|
По плану
|
По факту
|
|
Р а з д е л 1.Воздействующая сила искусства (5 часов)
|
1.
|
Правила ТБ на уроках ИЗО
Наскальная живопись, языческие идолы, алулеты.
|
Беседа.
|
Индивидуальная,
парная
|
Сформировать представление об истоках монументальных видов искусства на примере истории развития наскальной живописи
|
Репродукции и искусствоведческий материал об истоках изучения монументальных видов искусств
Рисунки на стене пещеры Альтамира
|
|
|
2.
|
Храмовый синтез искусств.
|
Беседа.
|
Индивидуальная,
парная
|
Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью.
|
Кижи.
|
|
|
3.
|
Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.
|
Беседа.
|
Индивидуальная,
парная
|
Знать:
– как анализировать произведения архитектуры и дизайна специфику;
– особенности
|
Римский арочный мост а Галии, Триумфальная арка
|
|
|
4.
|
Искусство Великой Отечественной войны
|
Беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Знать героев Сталинградской битвы
|
Живопись А.Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.).
|
|
|
5.
|
Реклама, плакат.
|
Беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Знать различные виды графики.
Уметь пользоваться одним из видов графики
|
Рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаика, граффити.
|
|
|
Музыка
|
1.
|
Языческая культура дохристианской эпохи
Духовная музыка «Литургия»
|
Беседа, вхождение в контекст проблем ученика
|
|
Знать народные обряды, посвящённые основным вехам жизни человека
|
Обряды Тверской области
|
|
|
2.
|
Музыкальная классика и массовые жанры
|
Беседа
|
|
Знать музыкальные произведения Л. Бетховена, П. Чайковского и др.
|
Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин
|
|
|
3.
|
Песни военных лет и песни на военную тему.
Музыка к кинофильмам
|
Беседа
|
|
Роль музыки в борьбе за свободу. Характерные черты патриотических песен. Тема войны в современном музыкальном искусстве.
|
И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников
|
|
|
4.
|
Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка
|
Беседа
|
|
Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей.
|
В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы
|
|
|
Р а з д е л 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов)
|
1.
|
Современное искусство
|
Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог.
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Знать:
выдающиеся произведения изобразительного искусства XX века и их авторов.
|
«Купание красного коня» К. Петров-Водкин, «Большевик» Б.Кустодиев, «Рождение новой планеты» К. Юон
|
|
|
2.
|
Произведения Р. Делоне (французский живописец 1882-1916 г.), У. Боччони (итальянский художник)
|
Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог.
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Знать:
– творчество выдающихся художников конца XIX – начала XX века;
– отдельные произведения
живописи.
Уметь:
– различать живописные произведения разных авторов;
|
0., У. Боччони, д. Балла, Д. Северини и др.
|
|
|
3.
|
Живопись символистов
|
Беседа, вхождение в контекст проблем ученика
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Направление в европейской художественной культуре конца XIX - начала XX вв.
|
У Блейк, К. Фридрих и др
|
|
|
Музыка
|
1 .
|
Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др.
|
Лекция,
беседа,
|
|
Сравнение стилистических особенностей музыкального языка
|
С.Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке и др.
|
|
|
2.
|
Музыкальные инструменты
|
Упражнения, лекция,
Беседа.
|
|
Терменвокс(электромузыкальный инструмент),
|
Иллюстрации
|
|
|
3.
|
Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу
|
Упражнения, лекция,
беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
|
Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр
|
|
|
4.
|
Авангардная музыка: додекофония, серийная, конкретная музыка, алеаторика
|
Лекция,
беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Аванга́рдная му́зыка (англ. Avant-garde music) — искусствоведческий термин, используемый для обозначения такой музыки, определённые элементы эстетики которой оказываются настолько радикально инновационными, что подобная музыка, как полагают, в эстетическом отношении начинает уже опережать своё время.
|
А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.). Рок-музыка
|
|
|
Р а з д е л 3. Созидания. Практическая функция (10 часов)
|
1 .
|
Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади .
|
Упражнения, лекция,
беседа.
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Знать основные этапы художественно-производ-ственного процесса в конструктивных искусствах;
Уметь:
– конструировать объемно-пространственные композиции.
|
Афинский Акрополь, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.
|
|
|
2.
|
Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади .
|
Упражнения, лекция,
беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
|
|
3.
|
Монументальная скульптура
|
Упражнения, лекция,
беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Знать виды монументальной скульптуры: колонны, обелиски, многофигурные композиции, статуи, портретные бюсты
|
«Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальоне и др.
|
|
|
4.
|
Предметы мебели и посуды.
|
Упражнения, лекция,
Беседа.
|
Индивидуальная,
парная
|
Архитектура и дизайн
|
Иллюстрации
|
|
|
5.
|
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
|
Упражнения, лекция,
беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Роль архитектурного дизайна. Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление интерьера
|
|
|
|
Музыка
|
1.
|
Музыка в окружающей жизни, быту.
|
Упражнения, лекция,
беседа
|
|
Жизнь – источник музыки. Эмоциональное воздействие музыки. Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей.
|
|
|
|
2.
|
Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.
|
Упражнения, лекция,
беседа
|
|
Музыка – «утешение и опора» человека. Воздействие музыки на человека, его характер, отношение к жизни.
|
П.И. Чайковский «Симфония №6»
|
|
|
3.
|
Музыка в звуковом и немом кино.
|
Упражнения, лекция,
беседа
|
|
Постижение музыкального образа как единства правды и красоты.
|
Немое кино — самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов.
|
|
|
4.
|
Музыка в театре
|
Упражнения, лекция,
беседа
|
|
Знать:
– историю зарождения театра;
– общие законы композиции картины и сцены;
– понятие сценография;
– творчество выдающихся художников театра.
Уметь:
– различать направления работы художника, декоратора, костю-
мера;
– читать пьесу и видеть будущую пластическую среду
|
комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспир ,«Король Лир» Шекспир
|
|
|
5.
|
Музыка на телевидении, в кино
|
Беседа
|
|
|
Музыка к кинофильмам И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.
|
|
|
Р а з д е л 4. Искусство и открытие мира для себя (8 часов)
|
|
1.
|
Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке
|
Лекция,
беседа,
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Сформировать представление об ордерной системе в архитектуре, понятие «золотого сечения»
|
Ле Корбюзье
|
|
|
2.
|
Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное
|
Лекция,
беседа,
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Процесс творчества и его составные сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства.
|
|
|
|
3.
|
Геометрические построения в искусстве
|
Лекция,
беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Сформировать представление об ордерной системе в архитектуре, понятие «золотого сечения»Ле Корбюзье
|
Ле Корбюзье
|
|
|
4.
|
Изображения различных представлений о системе мира в графике.
|
Лекция,
беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.
|
Декоративные композиции М. Эшера.
|
|
|
Музыка
|
1.
|
Миниатюры, произведения крупной формы.
|
Лекция,
беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
|
|
|
|
2.
|
Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка
|
Лекция,
беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
|
|
|
|
3.
|
Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений
|
Лекция,
беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
|
|
|
|
4.
|
Искусство в жизни выдающихся людей науки и культуры
|
Лекция,
беседа
|
Индивидуальная,
парная, групповая
|
Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства
|
А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн
|
|
|