Главная страница

Реальный и волшебный миры в волшебной авторской сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»


Скачать 48.81 Kb.
Название Реальный и волшебный миры в волшебной авторской сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Т.А. Гофмана
Дата 24.02.2016
Размер 48.81 Kb.
Тип Документы


Литературное чтение в 4 классе

Тема: Реальный и волшебный миры в волшебной авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Цели: обнаружить одну из главных особенностей романтического искусства: наличие контраста между реальным и фантастическим миром, между красивым и страшным, притягивающим и отталкивающим; учить читать текст большого объема, поддерживать интерес к продолжению чтения;
Задачи данного урока:
- учить удерживать несколько сюжетных линий при восприятии большого текста;

- понимать мир чувств; развивать способность фантазировать, мечтать;

- воспитывать чувство доброты, чуткого отношения к окружающим людям

- формировать навыки беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения и развитой речи
Оборудование: секундомер, детские рисунки, карточки замеров, таблицы со словами

Ход урока.

1.Организация класса.

2.Сообщение темы и задач урока.(1мин)

3.Работа над техникой чтения.

а) Жужжащее чтение (хрестоматия) Н.И.Сладков «Тень» стр. 255

(В течение 1 мин дети читают вполголоса.)

б) Повторное чтение. (1 мин) После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения.

Почему прочитали больше?

в) Чтение с переходом на незнакомую часть. (1 мин) Упражнение «Губы»

О ком говорится в рассказе? Почему так странно вёл себя медвежонок на поляне?

г) Игра – соревнование “Спринт”. (3-5уч у доски)

Кто сможет объяснить значение слова «Спринт»?
д) Самозамер скорости чтения. Текст «Золотой дождь»

Чтение незнакомого текста(1 мин). Ученики отмечают результаты в таблице. Кто прочитал от 80 до 90 слов? 90-100 слов?

Более 100 слов?
4. Проверка домашнего задания

Сегодня мы продолжим работу над авторской сказкой Э.Т.А. Гофмана – известного немецкого писателя «Щелкунчик и Мышиный король».

Вам, наверно, интересно узнать: кто же такой сам Амодей Гофман?

Я попросила ребят подобрать материал о писателе. (Для выступающих детей: развитие памяти, речи, обучение ораторскому искусству. ) Для детей класса: развитие усидчивости, внимания, памяти) Происходит воспитание личности на положительном пример: дети понимают, что обычный как они, мальчик стал столь знаменитым благодаря своей целеустремлённости)
Жизнь и творчество Гофмана (1776-822гг.)

- одна из сложнейших и интереснейших страниц литературы того периода. К его творчеству ни одна эпоха не относилась с безразличием. Его или страстно принимали или столь же непримиримо отвергали.

1 ученик: Природа щедро наделила его талантом: способный музыкант, создатель первой романтической повести «Ундина», до сих пор звучащей на сценах; своеобразный художник – график; тончайший критик и, наконец, писатель;

Всего за 18 лет написавший десятки произведений. Эрнст Гофман – личность сложная, творческая, неординарная.

2 ученик: Гофман прожил долгую, полную трагизма, жизнь, нескладное детство без родителей – его воспитывала бабушка; нужда, вплоть до голода, неустроенность с работой, болезни.

3 ученик: Специально для детей Гофман написал только одну сказку «Щелкунчик и Мышиный король». Он говорил о ней: «Я обращаюсь к тебе, благосклонный читатель…- все равно, как бы тебя не звали…» - рассказывает детям фантастическую историю в форме рождественской сказки.

Учитель: В «Щелкунчике», как и всегда у Гофмана, существуют два мира: обыденный – где едят, ходят на службу, ведут каждодневные разговоры, и мир фантастический - видимый не каждому человеку, а лишь тому, кто обладает «шестым чувством», по словам Гофмана, умением любить, чувствовать красоту, жертвовать материальными благами ради человечества.

- Как называется такой литературный прием?
Контраст (слово на доске)

В этой сказке все персонажи, кроме Мари и Дроссельмейера, люди обычные, поэтому им непонятен чудак Дроссельмейер. Он и Мари живут в мире чуда, недоступном приземленным людям.
На прошлом уроке мы читали с вами первые 2 главы.

5)Анализ главы «Елка».

- Появилось ли у Вас предчувствие чуда?

- С чем это связано! С нарядной елкой или загадочной фигурой крестного Дроссельмейера?

- Случайно ли действие сказки завязывается в ночь с 24 на 25 декабря – в рождественскую ночь?

- Каково же сходство с народной сказкой?

Вывод: Присутствие реального мира, перечисление его признаков в данной сказке, это присутствие наиболее продолжительное, чем в народной сказке.

- Какой реалистический рассказ вы помните, где действие происходит в рождественскую ночь?

(А.П. Чехов «Ванька»).

6) Работа со «Словарем настроений»

Учитель: Просмотрите вертикальным чтением 1 главу, затем 2 главу, подумайте, какие три, по вашему мнению, самых характерных слова из «Словаря настроений» вы бы взяли для первой главы. (Идет обогащение словарного запаса, развивается способность к анализу и синтезу – умение выделить главное, сгруппировать важные признаки; обучение умению сделать вывод по проделанной работе. Развитие умения логически мыслить, предполагать).

загадочность

таинственность

мечтательность

торжественность

восторг

тоска

Развитие памяти, речи, интереса к изучаемому материалу.

Происходит интегрирование знаний(лит.чтение, изо, музыка)

7)Рассказ о сюите «Марш» П.И. Чайковского.

Действие сказки продолжается, и мы попробуем предугадать: кто же появится в следующий момент, какие таинственные события нас ждут впереди.

Ученик: В 1891 году композитор

П.И. Чайковский взялся написать что-нибудь новое для концерта, устраиваемого Петербургским русским музыкальным обществом. Собрав воедино наброски из музыки для «Щелкунчика», он довел их до завершенной формы и создал сюиту, начинающуюся хороводом, который дети водят вокруг рождественской елки. Этот хоровод служит лейтмотивом первого акта балета «Щелкунчик». Премьера сюиты состоялась еще до того, как была закончена работа Чайковского над балетом.

8) Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш».

  • Представьте сцену, которую изображает П.И. Чайковский в своей музыке.

Обмен впечатлениями:

  • Что представили?

  • Почему?

  • Кто был главным в этом хороводе?

  • Какую игрушку предпочла Мари всем остальным?

  • Почему?

9)Выборочное чтение.

- зачитайте описание Щелкунчика в главе «Любимец».

( Развитие техники чтения; умение детей закрепляются в том, что они учатся работать с большим текстом (около 100-150 страниц), выделять главные моменты, учатся давать характеристику героев произведения)
Вывод: Мы убеждаемся, что Щелкунчик обладал лицом, которое светилось добродушием, глазами, которые смотрели приветливо и доброжелательно, ласковой улыбкой, скромностью, благовоспитанностью и хорошим вкусом.

Э.Т.А. Гофман был прекрасным писателем – это было видно из того, как ярко он описывает героев и происходящие сцены, подкрепляя их рисунками. (Учитель показывает книгу с его произведениями, рисунками. Сам Гофман изображен за роялем).

Это еще раз говорит о том, что А. Гофман обладал всесторонним талантом.
10) Выставка рисунков.
11)Итог урока.

Произведение Э.Т.А. Гофмана более замысловато. Кроме сосуществования реального и волшебного миров, оно включает еще сказку в сказке «Сказка о твердом орехе существует как историческая часть того ночного мира, описанного в основном повествовании.

О ней мы будем вести речь на следующих уроках.