|
«Интонация основа музыки»
3 класс
Тема: «Интонация – основа музыки».
Цель: обобщить и закрепить тему «Интонация – основа музыки»;
Продолжить знакомство с творчеством Э.Грига и П.И.Чайковского
Образовательные задачи:
Закрепить понятия:
- «Интонация», «Зерно интонации;
-выразительность и изобразительность интонации;
- средства музыкальной выразительности.
Развивающие задачи:
- прививать любовь к природе;
-развивать музыкальные способности: слух, вокально-хоровые навыки;
- добиваться эмоциональной отзывчивости;
- содействовать проявлению музыкального слуха.
Воспитательная задача:
Бережное отношение, любовь к лучшим образцам мирового искусства.
Музыкальный материал: С.Прокофьев «Болтунья», Э.Григ «Утро», П.И. Чайковский «Зимнее утро», «Марш» из балета «Щелкунчик»,
«Солнечная песенка» муз. Е.Рушанского, сл А.Матюшкина,
«Смешной человечек» муз. А.Журбина, сл. П.Синявского.
Оборудование: диски СД, мультимедиа, караоке.
Ход урока
Заходят в класс под «Болтунью» С.Прокофьева.
Музыкальное приветствие.
- Ребята, кто вспомнит, как называется тема второй четверти?
(Интонация)
- Интонация – основа музыки, От яркости интонации зависит яркость музыки.
- Давайте вспомним, что такое интонация? (Как мы говорим или поём).
- Отсюда следует, какая бывает речь? (Музыкальная речь и разговорная речь).
- Музыкальная речь, чем записывается? (нотами, которые имеют определённую высоту и длительность).
- А разговорная речь, чем записывается) (Буквами).
- А с какой интонацией мы с вами должны говорить или петь? (С выражением, соблюдая знаки препинания, паузы, выделение сильных слов и слогов во фразах, наиболее важных звуков в мелодиях).
- Ребята, а болтунья Лиза правильно пела? (нет)
- А почему неправильно?
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло.
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Звучит «Утро» Э.Григ (пластическое интонирование)
- Как называется это музыкальное произведение? («Утро»
- Кто его сочинил? (Э.Григ).
-Какая главная мысль этого произведения? Что Э.Григ хотел показать нам этим музыкальным произведением? (наступление утра в природе).
- В чём заключается выразительность интонации в этом музыкальном произведении? (в том, что Э.Григ показал наступление утра жизнерадостным, восторженным, нежным, светлым).
- А в чём заключается изобразительность интонации? (в движении солнца из-за горизонта)
- Какими средствами музыкальной выразительности Э.Григ достиг этого?
На доске строится Цветик-семицветик из средств музыкальной выразительности. Работа с карточками.
Возьмите карточки, внимательно прочитайте слова и подумайте, к каким средствам музыкальной выразительности они относятся. А теперь выйдите, те дети у кого слова относятся к темпу. И мы узнаем, какой был темп у музыкального произведения «Утро».
Темп – умеренный, медленный.
Динамика – очень громко, громко, тихо, очень тихо.
Ритм – ровный, плавный.
Регистр – высокий, средний, низкий.
Тембр – флейта, гобой, скрипка.
Характер – спокойный, нежный, светлый, ласковый.
Лад – мажор, минор.
Ну, вот у нас с вами получился цветок, только чего ребята не хватает? (серединки)
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот,
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт.
Этот цветок музыкальный. Все его лепестки, как бы вырастают из главного свойства музыки – Интонация.
- Ребята, послушайте, что я сейчас вам наиграю? (интонация)
- А сейчас, что вам я наиграла? (зерно - интонации).
- А что содержится в зерне интонации? (зародыш ритма, мелодии, характера).
- А сейчас, я хочу предложить вам поиграть в игру «Угадай мелодию».
Наигрываю несколько звуков.
«Смешной человечек» - запевы поют по рядам, припевы все вместе.
«Солнечная песенка» - поют с движениями.
- Ребята, сегодня мы с вами слушали музыку Э.Грига, а кто из вас помнит, кто из русских композиторов был его лучшим другом?
(П.И.Чайковский)
П.И.Чайковский и Э.Григ познакомились в Лейпциге в Германии. Между ними завязалась дружба. Они писали друг другу письма, обменивались музыкальными сочинениями.
– «Моему дорогому, высокочтимому другу Эдварду Григу на память о П.И.Чайковском».
- «Любимому и уважаемому русскому мастеру» Э.Григ
- Одно из своих произведений П.И.Чайковский посвятил тоже утру, но название его состоит из двух слов. Чтобы узнать второе слово, мы сейчас с вами послушаем музыкальное произведение и обратим внимание на настроение, характер этого произведения. И подумаем, каким же увидел утро П.И.Чайковский. ( Подсказка – это слово относится к временам года).
«Зимнее утро» П.И.Чайковский – слушание
- Как вы думаете, каким увидел утро Пётр Ильич? (холодное, скучное, грустное)
- А как вы думаете, к какому времени года относится утро П.И.Чайковского? (зима)
- Правильно ребята! Молодцы! Сейчас я вам предлагаю побывать в роли художников и нарисовать зимнее утро. Каким вы его увидели.
Рисуют. Показ рисунков.
Итог урока: о чём ребята мы с вами сегодня говорили?
Когда будете слушать музыку, вспоминайте волшебный музыкальный цветок. Его лепестки помогут вам глубже понять замысел композитора, какие мысли и чувства хотел донести до нас композитор. Домашнее задание: дорисовать в тетрадях зимнее утро.
Сегодня все были молодцы.
Выход под музыку П.И.Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик».
|
|
|