|
«Жизненные уроки героя»
Урок литературы в 6 классе по произведению
В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Учитель: Мартынова Е.П.
МОУ «СОШ с. Озерки Калининского района Саратовской области»
Тема урока: «Жизненные уроки героя»
Цель:
Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
развивать творческие способности, воображение учащихся
развивать речевую культуру учащихся
Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.
Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.
Беседа по вопросам.
Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?
(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)
Что это было за время? Как жилось людям?
(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)
Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?
(автор использует сибирские диалектизмы)
С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?
Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага
Инсценировка сцены из рассказа.
Действующие лица : бабушка и внук.
Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
Внук: Да? Баба, можно и я пойду?
Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в
город, твои тоже продам и куплю тебе пряник
Внук: Конём, баба?
Бабушка: Конём, конём.
Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и
слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту
сколько будет, внимания!
Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!
Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.
(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)
- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к
вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят
чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.
Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?
(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два
принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород
и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до
зелёной слюны, а недоеденный побросали…»
Групповая работа по тексту.
(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)
группа: Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
группа: Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?
(со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов
«…прямо в этом туеске увезу…»)
группа: Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?
группа: Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в
ходе своих размышлений?
Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её
обманул?
(бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)
Итог урока. Какие жизненные уроки получил герой?
-
Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
Признайся в содеянном
Раскаяние приносит облегчение
Спешить делать добро
Надо быть милосердным всегда
Люби ближнего своего как самого себя
Заключительное слово учителя.
- Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.
|
|
|