|
Семинаре «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету» по теме: «Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степновская средняя общеобразовательная школа»
Назаровского района Красноярского края
Выступление на семинаре
«Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету»
по теме: «Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Мишукова Лариса Петровна
п. Степной
2014
Выступление на школьном семинаре «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету» Ноябрь. 2012 г.
Тема выступления: «Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка»
Цель моей педагогической деятельности – выбор и применение таких образовательных технологий, которые позволяют повысить качество знаний учащихся, обеспечить включённость каждого ученика в учебный процесс, сделать обучение на уроке доступным для каждого ребёнка, формирование коммуникативных, языковых, лингвистических компетенций.
Среди многообразия представленных в современной педагогике различных способов реализации основных направлений и подходов к организации процесса обучения я выбрала блочно-модульную технологию, по которой целенаправленно работаю в течение 5 лет.
На технологию блочно-модульного подхода перешла, так как считаю её более рациональной для максимального количества времени на отработку практических навыков учащихся, а значит, и для достижения более высокого качества знаний.
Первым составляющим звеном этой технологии является постановка целей и задач для ученика и для учителя. Данный элемент очень важен в этой технологии.
Прежде чем начать изучение любого раздела русского языка прописываю все цели, которые каждый учащийся должен достигнуть по окончании изучения темы. Это позволяет мне видеть полную картину знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребёнок, позволяет оптимально сгруппировать темы в блоки. Другими словами, цель для детей формулируется на языке результатов. Именно на основании поставленных целей я составляю матрицу результата учащихся, в которой прописываю всё, что должен знать и уметь школьник после изучения какой-либо темы (отдельно расписываю матрицу результата по теоретическому материалу и по практической части).
В таком случае моей целью становится создание условий для оптимального достижения результата учащимися. Организую деятельность детей на уроке таким образом, чтобы ребёнок смог освоить базовый уровень. Для этого первоначально анализирую весь материал, необходимый для изучения, разбиваю его на блоки, сжимаю в различные таблицы, схемы, алгоритмы, удобные для заучивания. Далее продумываю и составляю дидактический материал, который потребуется учащимся при изучении и освоении всей темы, готовлю карточки для индивидуальной, групповой и работы в парах. Отбираю для отработки и для контроля на уроке имеющиеся в школе цифровые образовательные ресурсы.
Подача нового материала блоками – разумный вариант для выделения дополнительного времени на отработку. При блочном подходе практически каждый ребёнок получает возможность не только проговорить изученное правило, но и освоить его. Для этого следующий урок после объяснения нового материала весь отвожу для отработки теории. На таких уроках дети работают в парах, проговаривают друг другу алгоритмы действий, отрабатывают правила, используя методику взаимотренажа. Я получаю возможность подсесть к слабым ученикам и ещё раз вместе с ними разобрать сложные моменты новой темы.
Уместнее при этом, по моему мнению, использовать такую методику КУЗ, как взаимотренаж. Данная методика как раз предназначена для организации процессов повторения, закрепления или тренировки и не требует постоянного присутствия учителя.
Для сильных детей данная технология тоже имеет большой плюс. При быстром освоении учебного материала у них освобождается время на продвижение вперёд. На своих уроках я с такими детьми, как правило, разбираю задания повышенной сложности по изучаемой теме или даю задания по комплексному анализу текста
Следующим этапом этой технологии после сжатия тем в блоки и объяснения нового материала является отработка. Блочно-модульный подход позволяет мне обеспечить гораздо больше времени для отработки знаний Как я уже упоминала выше, первоначально отработка должна проводиться с теоретическим материалом, так как без знания теории практические навыки никогда не будут освоены.
При отработке теории деятельность учеников простраиваю, ориентируясь на сложность и объём изучаемой темы. Если тема достаточно простая для изучения, то работу детей организую в парах, используя методику КУЗ взаимотренаж.
Если материал объёмный или сложный для освоения, то работу по отработке теории провожу дифференцированно. Для детей, которые могут освоить новую тему самостоятельно, организую работу в парах или группах, а слабые ребята на первом этапе работают вместе со мной. Мы с ними ещё несколько раз проговариваем правила, разбираем алгоритмы действий, приводим и доказываем примеры на изучаемое правило; стараюсь в таких случаях опросить каждого ребёнка и только затем этих детей рассаживаю для работы в парах.
При отработке практических навыков стараюсь спланировать деятельность школьников таким образом, чтобы базовый минимум был освоен всеми, а сильный ученик получил возможность двигаться вперёд.
Применяя блочно-модульный подход, я не отказываюсь совсем от фронтальной работы. На каждом уроке отработки хотя бы по одному заданию выполняем вместе со всем классом. Моя цель при подготовке к таким урокам – внимательно проследить, кто из ребят и по каким правилам допускает ошибки (это я выясняю по итогам проведённого контроля), подобрать каждой группе дидактический материал, который им поможет закрепить практические навыки. Бывает так, что некоторым детям готовлю индивидуальные карточки. Конечно, подготовка к таким урокам очень трудоёмкая, требует много времени, зато на уроке моя функция становится управленческой. Так как каждая из групп движется по своему пути, выполняя свой комплекс упражнений, расписываю каждой группе маршрутные листы, сложности. Для детей с очень низким уровнем знаний, если блок для отработки получился объёмным, дроблю его на мини-блоки.
А вот дальше отработка строится с применением уровневой дифференциации. Для этого организую работу детей в группах или в парах, в зависимости от ох уровня знаний. Сильным детям составляю комплексную отработку сразу всех элементов знаний по изучаемой теме, а затем (если это предусматривалось мною заранее при постановке целей для детей) предлагаю задания повышенной сложности. Для детей с очень низким уровнем знаний, если блок для отработки получился объёмным, дроблю его на мини-блоки. Имею большую подборку лично составленного дидактического материала по уровням на 5 – 7 класс по каждой теме школьного курса русского языка (карточки составлены с учётом индивидуальных образовательных способностей детей).
После уроков отработки, естественно, следует контроль. Применяю несколько видов контроля. Так как необходимо отследить не только практические навыки учащихся, но и знание правил, провожу контроль теоретических знаний.
После проведения любого контроля (промежуточного или итогового) провожу мониторинг знаний учащихся. Результаты проверки заношу в специальные матрицы, которые составляю, ориентируясь на поставленные цели для учащихся. Заполняю отдельную матрицу по результатам проверки теоретических знаний и отдельно – практических умений.
Эффективнее будет, если разработанная матрица будет висеть в кабинете перед самым изучением раздела. Это позволит детям увидеть весь объём знаний, который им необходимо получить. А учитель уже по ходу изучения теоретических и отработки практических блоков заполняет эту матрицу. Ребёнок уже видит, что он освоил по изучаемой теме, а где у него ещё имеются «пробелы», которые необходимо восполнить в течение последующих уроков. Это помогает учащимся контролировать свою деятельность и помогает ставить свои индивидуальные цели на уроках отработки.
Результат использования блочно-модульной технологии: Как и всякая методика, блочно-модульный подход не решает на 100% все проблемы образования, но, могу сказать точно, позволяет выделить больше времени для отработки, позволяет включить в работу каждого учащегося, позволяет отследить степень освоенности изучаемого материала, позволяет сильным детям двигаться вперёд, а слабым – исправить свои «пробелы».
|
|
|