Главная страница

«Развитие творческой активности на уроках технологии в процессе проектной деятельности»


Скачать 82.38 Kb.
Название «Развитие творческой активности на уроках технологии в процессе проектной деятельности»
Дата 27.02.2016
Размер 82.38 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

«Развитие творческой активности на уроках технологии в процессе проектной деятельности».

(Из опыта работы учителя технологии Притуловской Ольги Викторовны)

Подготовила: учитель технологии

МБОУ «СОШ №21»

Притуловская О.В.

Нижневартовск, 2012

Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебного труда школьника,  отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно   вовремя их раскрыть и развить.
Важнейшие  условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Это формирование  взаимосвязано с развитием самостоятельности и максимальном проявлении индивидуальности.
. Основные компоненты творческой активности учащихся:

  • потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

  • преобразующие отношения к изучаемым предметам,  объектам;

  • готовность к преобразующей деятельности;

  • эвристический потенциал;

 Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний,  фонда умственных приемов:

  • мышление (анализирующее наблюдение,  сравнивание, анализа и синтез, обобщение и конкретизация);

  • осмысленное запоминание ( составление плана, тезисов и т.д.);

  • общие способы учебной работы (умение работать с книгой,  умение слушать,  наблюдать,  планировать,  контролировать);

Выход за рамки привычных мыслительных стереотипов, это одно из направлений развития творчества. Что значит быть оригинальным? Это и есть, то качество творческого мышления, которое зависит от умения мысленно связывать далекие, не связанные с обычной жизнью, образы и предметы.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».

В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и  создавать. В психолого-педагогическом определении творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.

Творчество – это исследование. Ученик исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая   творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Ученик чувствует себя творцом тогда, когда создает продукт своего творчества, который доставляет   радость и ему, и взрослым. Он видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно  относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.

Любая проектная деятельность направлена на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала. При этом учащийся в своем исследовании может пройти путь, который уже давно пройден человечеством. Но этот опыт человечества приобретается им, на уровне открытия, и будет усваиваться учеником неформально, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого не мыслим и сам метод проектов. Выполняя творческие проекты, ученики учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам (на первых порах при участии учителя) анализирует каждый шаг своего учения, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, осознанной, продуктивной, а значит более результативной. Творческая работа сама заставляет, наталкивает ребёнка на применение знаний и умений уже приобретённых в новых ситуациях.

Моя задача, как педагога - помочь учащимся сформировать необходимые навыки самообразовательной деятельности, что особенно важно в условиях сегодняшней жизни. Самообразование невозможно без умения работать самостоятельно, т.е. рационально распределять свое время, пользоваться разными источниками информации, работать с различной литературой и т. д
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем технологии, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я применяю в своей работе личностно ориентированные технологии, разноуровневое обучения. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Проектное обучение я рассматриваю, как средство активизации творческой и  познавательной деятельности учащихся, а также как средство повышения качества образовательного процесса. Такая учебная деятельность переходит из процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику  увидеть себя как человека способного и компетентного. Как применить проектный метод на уроке? Например: Раздел. Материаловедение в 6 классе, тема: «Натуральные волокна и ткани животного происхождения». На каждом этапе урока применимы разные методические приёмы и технологии – метод исследований, наблюдений, анализа, обобщения, вывода, сбор информации по теме, презентация.

Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. Ученицы отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя

Для получения учащимися опыта творческой деятельности необходимы другие формы организации занятий. В качестве таких форм можно рекомендовать:

- проведение «Недели проектов» с привлечением всех учителей школы,

- творческие лаборатории, кружки и факультативы, предоставляющие школьникам необходимые условия для работы над проектами вне учебного времени.

Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его разрешения разные. Возможно одновременное выполнение разных проектов.

На уроке по кулинарии ученицы, выполняют проект в 5 классе «День рождение». Самостоятельно распределяют задания между членами своей бригады. В итоге - каждый получает и выполняет своё задание в виде мини проекта, мини исследования. Ученицы самостоятельно занимаются сбором информации, анализом, обобщением, оформлением. В данном случае учитель – консультант, руководитель. Каждая бригада, проявляя творчество, разрабатывает проект для себя, бабушки, мамы, папы. Форма проведения у всех может быть разная – «карнавал», «клоуны», «знаменитости и звёзды», полная свобода творчества в составлении меню и оформлении блюд, составлении культурной программы и развлечений. Проект является значимым для ближайшего окружения учащихся. Каждый разработанный проект в бригаде проходит испытания, как в школе, так и в домашних условиях. От каждого члена бригады зависит выполнение проекта, а значит общая оценка за проект.

Работа по проекту носит исследовательский характер. Обращение к литературным источникам, историческим фактам обязательно. Ученицы разрабатывают идеи, аргументируют свой выбор. Исследуют качество продуктов, материалов, учатся новым методам и приёмам работы самостоятельно, демонстрируя их другим. Проект педагогически значим, т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают способами мышления. Защита проекта по кулинарии проходит после изучения всего материала. Учащиеся показывают знания, умения в приготовлении, оформлении блюд, в сервировке стола, культуре поведения, этикете. Это является контролем усвоения материала. Демонстрируют сплочённость общим делом, а публичная защита проекта развивает коммуникабельность и уверенность в себе.

Можно сказать, что метод проектов – это не алгоритм, состоящий из отдельных этапов, а модель творческого мышления и принятия решений. Метод проектов я рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».

Работа с тканью, изготовление одежды, выполнение декоративно-прикладных работ своими руками являются творческим процессом, одним из средств самовыражения и дают возможность учащимся реализовать свои замыслы в реальные, конкретные швейные изделия.

Мониторинг личностных качеств учащихся помогает дифференцировать проекты по степени сложности для разных учащихся или групп учащихся на одном и том же этапе обучения. Например: в 7 классе по теме «Плечевое изделие на основе ночной сорочки» девочки способные, с высокой мотивацией, могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие, выполняют проект «В новом платье к морю», «Блузка-топ», а ученицы среднего уровня восприятия выполняют проект «Моя ночная сорочка». При дифференцированном подходе, для меня важно учитывать возможности учащихся работать в своем индивидуальном темпе, обусловленном психофизиологическими особенностями и его подготовкой. Так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Менее способным ученикам, в качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому, сам продолжает совершенствоваться. В силу своих способностей ученицам с низким уровнем усвоения материала, с низкой мотивацией, предлагаю не сложные проекты – « Швы, применяемые для изготовления ночной сорочки», «Прихватка», «Игольница», «Панама». Применяю индивидуализацию видов деятельности при групповой форме работы над проектом. Это хорошо просматривается при работе над проектами по разделу «Кулинария», каждая ученица выполняет своё задание для выполнения общего, большого проекта в бригаде.

Главное для меня, при решении педагогической задачи - чтобы ученицы научились ставить и достигать поставленных целей, реально видеть результат своего труда, не боялись творить и фантазировать, радоваться своим победам. Как показывает опыт, организация проектной деятельности - задача непростая. Чтобы добиться успеха в этой деятельности, учителю необходимо самому овладеть основами проектирования, научиться использовать различные приемы решения творческих задач.

Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Ученицы принимали участие в городских конкурсах проектов – «Русь мастеровая», «Фестиваль научных проектов», « Навстречу друг другу», «Мы на Севере живем», «Красная пасха», «Рождество» городских выставках творчества, олимпиадах, предметных неделях, причём количество участников значительно выросло. Это можно проследить в динамике творческой активности в процессе творческой деятельности

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.

Проектное обучение активизирует образовательный процесс, потому что оно личностно ориентировано, самомотивируемо, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Таким образом, учебным результатом выступает опыт проектирования, способность создавать и защищать собственный продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, проживание «ситуации успеха» ребенок делает открытия в самом себе, в товарищах, в окружающем мире, в предмете исследования.