|
Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения». Цель
Мастер-класс
«Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления.
Задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- распространение педагогического опыта.
Не каждый из нас, учителей, даже сегодня, на этапе реализации образовательных стандартов второго поколения, умеет терпеливо выслушивать своих учеников. Для многих педагогов привычнее поправить или дополнить ответы учеников.
Сегодня хочу поделиться опытом проведения уроков, на которых учителю отводиться «роль второго плана», сотрудничающего с детьми на уровне партнерских отношений. Преимущества работы в этом режиме очевидны: учащиеся самостоятельно осваивают новый материал, приобретают навыки самоконтроля и самооценки, учатся контролировать и оценивать учебные действия одноклассников. Улучшается психологический климат в классе: нет сильных, слабых учеников, принимается любой ответ ученика, каждый имеет право на ошибку. Каждый день я для ребят: руководитель, участник, советчик, товарищ, наблюдатель.
Французский писатель Анатоль Франс когда – то сказал: « Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги. Достаточно заронить в них искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища»,
Считаю, что необходимым условием достижения нового качества образования является использование современных образовательных технологий.
Особенный интерес представляет технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Основой ее является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо), несколько приемов этой технологии я сегодня вам и покажу, представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения, является общепедагогической, надпредметной. Это универсальная, проникающая, технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
Поэтому, работая в русле критического мышления, я использую на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы.
Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Разделимся на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения. ( Например: Н. Носов «Горка»).
Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения. (Например: обобщение по теме «Звуки»).
Игра «Как вы думаете?». Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не советуясь ни с кем, каждый читает, затем кладет «лицом» вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находится.
НИКОГДА
ИНОГДА
ВСЕГДА
Если вы считаете, что ТЕЗИС действует всегда, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно ИНОГДА, положите ее на среднее поле. Положите ее на крайнее поле, если положение не действует никогда. Затем идет обсуждение: где должна находиться каждая карточка.
В конце выступления я хочу, чтобы вы немного отвлеклись от серьезных тем и остановили свой взор на себе. В самом начале я сказала, что прежде чем менять мир, мы должны меняться сами. Я предлагаю вам небольшой символьный тест, который покажет качества, помогающие или мешающие в становлении нас как инноваторов.
"Символьный тест"
Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.
Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.
Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.
Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.
Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.
Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.
|
|
|